В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Игнатьев: `Станет ли ЦБ `метеослужбой`? Назад
Сергей Игнатьев: `Станет ли ЦБ `метеослужбой`?
Интервью вице-президента Академии Геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова ведущему программы `Герой дня` Савику Шустеру (НТВ).
Шустер: Сегодня официальный рабочий день Сергея Игнатьева на посту председателя Центрального банка, и первое его интервью в этой должности. Как вы понимаете, он наш гость сегодня.
Здравствуйте, Сергей Михайлович.

Игнатьев: Добрый вечер.

Шустер: Я открою небольшой секрет зрителям. Вы должны были прийти на программу вчера, но она сорвалась внезапно, у вас состоялась встреча с представителями международного валютного фонда. Но вчера бы вы к нам пришли в одной должности, сегодня вы уже совершенно в другой должности, так оно получилось. И вот тоже получилось с представителями международного валютного фонда, они вчера с вами уже встречались не как с первым заместителем министра финансов, а как с председателем Центрального банка. Вот содержание встречи изменилось?

Игнатьев: Нет, в принципе нет. Мы встречались, кстати, в стенах министерства финансов. Во встречи участвовали сотрудники министерства финансов, помимо меня. Встреча была связана с визитом госпожи Крюгер, это новый первый зам исполнительного директора...

Шустер: То есть, новая Стенли Фишер?

Игнатьев: Да, совершенно верно, новая Стенли Фишер. Очень милая женщина. Мы поговорили с ней о разных проблемах экономических, и тех, которые касаются больше Минфина, и тех, которые касаются Центрального Банка. И в том числе обсуждали такую дискуссионную проблему, как закон о Центральном банке.

Шустер: То есть, что значит закон о Центральном банке, то, что в народе назвали проблемой степени независимости Центрального банка?

Игнатьев: Совершенно верно. Их эта проблема тоже очень сильно интересует.

Шустер: А почему это интересует Международный Валютный Фонд?

Игнатьев: Ну, Международный Валютный Фонд - он стоит на позициях независимости Центрального банка. Считают, что чем независимее Центральный банк, тем более сильную денежно-кредитную политику могут проводить, и тем крепче будет национальная валюта.

Шустер: Вы согласны с такой позицией?

Игнатьев: В принципе, да.

Шустер: Сергей Михайлович, скажите, вот раз уж мы говорим о Международном Валютном Фонде, насколько я понимаю, долги этому кредитору погашены, или, по крайней мере, выплачиваются очень регулярно. Но, тем ни менее, есть ощущение у очень многих экспертов, что 2003 год, когда приходится пик платежей - 17 млрд., не пройдет так гладко, как утверждает правительство?

Игнатьев: Ну, что касается долгов МВФу. Центральный банк имел определенную задолженность МВФу, и уже погасил досрочно, еще в прошлом году. Что касается задолженность правительства Международному Валютному Фонду - то она уже небольшая. И она очень успешно погашается, обслуживается, поэтому никаких сомнений нет ни у МВФ, ни у нас, что она будет обслуживаться аккуратно и впредь. Третий год такой довольно таки сложный, потому что на этот год приходится некоторый пик платежей по внешнему долгу. Не столько МВФу именно, сколько других долгов, и странам некоторым, странам-кредиторам, и долги по Лондонскому клубу, так называемому, и масса других долгов. Общий объем еще недавно оценивался нами в $19 млрд., нежели в 17. Но благодаря некоторым обстоятельствам, сейчас лучше говорить о 17, чем о 19.

Шустер: Некоторые обстоятельства - так загадочно звучит - 2 млрд...

Игнатьев: Ну, да, да. Там есть вполне простые вещи, потому что сейчас процентные ставки на мировых рынках снижаются, они довольно таки низкие. Поэтому суммы обслуживания долга, то есть процентные платежи, они сейчас нами прогнозируются ниже, чем год-два назад, когда эти процентные платежи оценивались высоко. Кроме того, меняется относительные курсы различных валют, это тоже в последнее время благоприятно отражалось на объеме тех платежей, которые мы должны осуществить в 2003 году.

Шустер: То есть, вы считаете, что достаточно гладко пройдет 2003 год?

Игнатьев: Мы считаем - в правительстве, в Минфине, и я лично считаю, что мы преодолеем 2003 год без особых проблем.

Шустер: Чтобы ни произошло с нефтью?

Игнатьев: Есть определенные риски. Но эти риски оцениваются нами уже иначе, чем год-полтора назад. То есть, мы считаем, что эта проблема стоит сейчас гораздо менее остро, чем год-полтора тому назад. Во-первых, у нас сейчас гораздо больше валютные резервы, у Центрального банка...

Шустер: И положительный торговый баланс?

Игнатьев: Положительный торговый баланс у нас уже года три подряд. Более того, у нас 2 года назад он был еще более сильный, торговый баланс, чем сейчас. Но у нас есть валютные резервы, у Центрального банка. Есть хороший финансовый резерв у Минфина, в бюджете заложен. Бюджет исполняется достаточно хорошо, с некоторым напряжением, но нормально. То есть, я не вижу особых рисков для третьего года.

Шустер: Сергей Михайлович, о вас лично. Вот критики считают, что вы фигура не самостоятельная. Вот такие суждения вас раздражают?

Игнатьев: Ну, я спокойно к этому отношусь, потому что я знаю, что это не так.

Шустер: Ну, основания для такой критики понятны. Вот Минфин, ваше прошлое, близость к министру финансов, и сейчас возглавляете Центральный банк. А это две структуры, два ведомства, которые должны оппонировать друг другу, создавать систему сдержек и противовесов. А это может исчезнуть.

Игнатьев: Ну, сейчас мы уже живем в ситуации достаточно развитого законодательства. И все полномочия Центрального банка, его возможности, возможности Минфина, возможности правительства - все они достаточно четко прописаны в ряде законов. Это бюджетный кодекс, закон о бюджете на текущий год, закон о Центральном банке. Поэтому тут каких-то возможностей обойти закон - практически нет. И как-то там оказать поддержку незаконную, которая не предусмотрена законом о бюджете - по-моему, все это исключено.

Шустер: а вот как вы относитесь к контролю над деятельностью Центрального банка? Вот Виктор Геращенко к нему относился, как мы знаем, достаточно критично и резко об этом говорил. А вы как?

Игнатьев: Ну, во-первых, существует как бы две версии закона о Цен6тральном банке, вернее, новая редакция закона о Центральном банке. Это та версия, которая предложена депутатами, и та версия, которая предложена правительством. Вероятно, он имел в виду версию, которая предложена депутатами. Версия, которая предложена правительством - она предполагает гораздо меньший объем полномочий НБСа в части управления Центральным банком. НБС - это уже управляющий орган, и по версии правительства он будет выполнять очень ограниченные функции. В основном он будет ограничивать и контролировать внутренние расходы Центрального банка.

Шустер: И вы за эту версию?

Игнатьев: Да.

Шустер: Сергей Михайлович, вот ваш предшественник - когда ему задавали вопрос: что будет, как будет - он говорил: Центральный банк не метеослужба. А вы прогнозы будете давать? Скажем, если я вас спрошу: каким будет курс доллара к концу года?

Игнатьев: Ну, я сейчас отвечу. Примерно таким, каким мы его прогнозировали примерно полгода назад, когда разрабатывали закон о федеральным бюджете. То есть, среднегодовой курс будет 31,5 рубль за один доллар. К концу доллара - ну, наверное, в районе 33.

Шустер: И никаким образом не больше?

Игнатьев: Ну, пока нет серьезных оснований менять этот прогноз.

Шустер: А это дорого обойдется Центральному банку, держать такой курс доллара?

Игнатьев: Дорого - в каком смысле?

Шустер: Ну, придется тратить золотовалютные резервы?

Игнатьев: Нет, я думаю, что золотовалютные резервы, которые сейчас составляют примерно $37 млрд., они к концу года не сократятся, скорее наоборот, они несколько увеличатся. Но это зависит от массы факторов, прежде всего, от внешнеэкономической конъюнктуры, какие цены будут на российскую нефть, на российский газ, на российский металл на мировом рынке.

Шустер: Сергей Михайлович, спасибо. В программе `Герой дня` был председатель Центрального банка Российской Федерации Сергей Игнатьев.



21.03.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 214891
Опублик.: 25.11.04
Число обращений: 914

  • Игнатьев Сергей Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``