В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Центральная и Восточная Европа Назад
Центральная и Восточная Европа
Сегодня ЦВЕ включает в себя страны Центр. Европы (Албания, Болгария, Босния-Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Чехия, Хорватия) и страны Вост. Европы (Азербайджан, Армения, Беларусь, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Украина, Эстония).

Анализ ситуации в странах ЦВЕ показывает, что в них происходят фундаментальные изменения политико-экономической системы. При этом нередко возникает необходимость пересмотра территориальных, социальных и культурных границ. Все эти страны пережили - или еще переживают - экономический кризис, возникший в результате крушения прошлого режима. Проводимая ныне экономическая политика нацелена на решение социальных и экономических проблем, а также проблем в сфере занятости, порожденных кризисом и необходимостью демонтировать или модернизировать неэффективные производства. Как следствие, недостаточно внимания уделяется ориентированной в будущее политике развития ИТ.

Страны ЦВЕ вступили в 90-е гг. с унаследованными от коммунистического прошлого примитивными и к тому же плотно контролируемыми коммуникационными и вещательными инфраструктурами. Сегодня в этой области происходят значительные изменения. В разных странах направленность и ход этих перемен заметно отличаются в зависимости от общей экономической и политической ситуации. В наиболее развитых странах уже существует смешанная система государственного и частного вещания. Вместе с тем, госмонополия на передачу телерадиосигналов практически сохранилась по причине лидирующего положения прежних государственных вещательных структур (Commission Europeenne; Eureka Audiovisual, 1998).

Развитие телекоммуникаций рассматривается в качестве важной задачи. Однако главные усилия были направлены на развитие базовой телефонизации с тем, чтобы исправить положение, сложившееся в этой сфере в результате многолетнего невнимания и отсутствия инвестиций. Все это на фоне нежелания приватизировать госмонополии и либерализовать рынок телекоммуникаций. По этой причине `телекоммуникации в этом регионе остаются, по меньшей мере в двух отношениях, не на уровне стандартов, принятых в странах с развитой экономикой. Во-первых, количество телефонных линий на сто жителей слишком мало. Даже в наиболее развитых странах ЦВЕ оно наполовину меньше чем в Зап. Европе. Во-вторых, сама существующая система телекоммуникаций не в состоянии удовлетворить растущий спрос на информационные услуги, который является отличительной чертой эры мультимедиа` (Business Central Europe, 1998, p. 39).

В подготовленном в мае 1996 г. докладе для Форума информационного общества стран ЦВЕ было отмечено наличие в некоторых этих странах двух следующих тенденций: `Анализ доли ВВП, на одного жителя, показывает, что расходы на телекоммуникационное оборудование почти постоянно составляют около 4%. В противоположность этому затраты на ИТ тесно связаны с величиной ВВП на душу населения и соответственно увеличились с 1% (при ВВП в 8000 евро на 1 чел.) до 2,5% (при ВВП в 23 тыс. на 1 чел.). Эти данные позволяют думать, что капиталовложения в телекоммуникации рассматриваются как необходимые, в то время как затраты на ИТ считаются необязательными и возможными лишь при соответствующем финансовом положении. Затраты предприятий на ИТ часто не превышают 1% их дохода, в то же время в странах ЕС этот показатель нередко достигает 6% и более` (Report of Panel A, 1966, р.9). Несмотря на то что за истекший период ситуация могла несколько измениться, ясно, что в странах ЦВЕ предстоит еще много сделать для того, чтобы информационное общество стало здесь реальностью.

Возьмем, например, Литву, где качество существующих местных телекоммуникаций не отвечает запросам пользователей. Поэтому здесь планируют заменить аналоговые телефонные станций цифровыми (к 2015 г.) и создать информационную систему для абонентов телефонной сети, постепенно вводить в действие прогрессивное специальное оборудование (системы синтеза и распознавания речи, автоматического контроля, подключения к зарубежным линиям связи). К 2000 г. все монетные телефоны-автоматы будут заменены карточными; функции центра диагностики и контроля телефонных карт будут возложены на компанию Litvan Telecom.

Предусматривается быстрое развитие волоконно-оптических сетей. В 1996 г. была введена в действие волоконно-оптическая линия из Каунаса в Клайпеду через Паневежис и Шяуляй, с использованной цифровой мультиплексной системой передачи информации с пропускной способностью 155 мбит/с. Литовская система телекоммуникаций получит вторую международную линию связи через Латвию; с помощью мощных передающих систем 12 городов Литвы будут связаны между собой. Те же волоконно-оптические кабели будут использованы для создания национальной компьютерной сети.

В ходе Форума `Информационное общество в странах ЦВЕ` (1996 г.) отмечалось, что обеспеченность телефонными линиями будет доведена к 2000 г. в Румынии до 18,9%, а в Литве до 50%. Для решения этой задачи системе телекоммуникаций ЦВЕ потребовалось бы в течение последующих 5 лет обеспечить 50% прирост линий связи, а общая сумма направленных на это капиталовложений должна была составить 20 млрд.долл., т.е. 4 млрд.долл. в год. Данная ситуация сравнима с периодом (до 1995 г.), когда ежегодные ассигнования на эти цели составляли 1,6 млрд. долл., 400 млн. из которых были предоставлены тремя международными финансовыми организациями.

Медиа-оборудование. В странах ЦВЕ получили относительно широкое распространение кабельное и спутниковое телевидение, а также бытовые видеомагнитофоны.

В некоторых странах региона уже действует и развивается платное телевидение. Как и в случае с кабельным и спутниковым телевидением прямого доступа, а также видеомагнитофонами, появление и развитие платных телеканалов зависит от спроса и уровня жизни населения (включая так называемую свободную покупательную способность) в каждой отдельно взятой стране. Именно поэтому платные телеканалы развиваются главным образом в странах Центр. Европы.

По данным `Статистического справочника, 1998` Европейского Совета по аудиовизуальным средствам информации, в Чехии в 1997 г. насчитывалось 385 тыс. абонентов платного телевидения, в Венгрии - 225 тыс., в Польше - 386 и в Румынии - 200 тыс.

Телевещание в цифровом диапазоне началось в Польше в 1998 г. Тогда здесь начали работу два конкурирующих спутниковых канала: Wizja TV (принадлежащий американской телекомпании Entertainment, которая также занимает прочные позиции в польском кабельном телевидении) и Cyfra+, которым управляет Canal+ Polska (польская телекомпания, вещающая по лицензии совместно с французской Canal +). Телекомпания Canal+ Polska имеет свою долю в недавно созданной телекомпании Polska Platforma Cyfrowa, на Польском телевидении (государственная телевещательная компания) и в большинстве других коммерческих телеканалов, имеющих соответствующую лицензию.

В ЦВЕ наблюдалось значительное увеличение затрат на внедрение ИТ. Однако соотношение между ИТ и ВВП, равно как и сумма расходов на эти технологии в расчете на душу населения, остаются значительно меньше, чем в странах Зап. Европы. В 1996 г. большинство стран ЦВЕ израсходовали на эти цели менее 1,9% их ВВП (Россия - 0,79%, Венгрия - 1,89%, Польша - 1,19%, Словакия - 1,91%). Только в Чехии эти затраты сравнимы с западноевропейскими (2,99% ВВП).

Важным показателем различий между наименее и наиболее развитыми странами являются затраты на приобретение оборудования, программного обеспечения и услуг. Национальные рынки ЦВЕ по-прежнему ориентированы на персональные компьютеры и связанные с ними технологии, на приобретение которых в 1996-97 гг. приходилась основная часть расходов на покупку ИТ-оборудования. Однако в Чехии затраты на покупку ПК и других аппаратных средств составили в тот же период менее 35% всех затрат на информационные технологии. Остальная часть приходилась на услуги по установке и запуску, созданию сетей, на разработку программных решений и поддержку. Значительное развитие получили рынки недорогого офисного оборудования, аппаратных средств и серверов для ЛВС. В то же время в некоторых странах производство компьютерных систем (мэйнфреймы, серверы и рабочие станции) переживало период застоя по причине сокращения финансирования госпроектов.

Продажи компьютерного оборудования занимают лидирующее место, а ПО и услуги стали одним из наиболее активно развивающихся секторов ИТ-рынка. Особенно значительный рост наблюдался на рынке пакетного ПО, таких как прикладные программы для ПК, программы управления ресурсами предприятия и прикладные инструментальные средства создания и управления базами данных, а также услуг (ИТ-консультирование, подготовка контрактов, разработка ПО). В 1997 г. региональный рынок программных продуктов и услуг оценивался в 2 млрд. евро, что составляет чем 13% прирост по сравнению с 1996 г. Развитие сектора ПО и предоставление услуг определялось реализацией широкомасштабных проектов в банковской и финансовой сферах, госуправлении, телекоммуникации и промышленности. Местные предприятия играют все более важную роль в качестве системных интеграторов, реселлеров дополнительных услуг, разработчиков ПО и центров обучения.

ИТ в регионе


Новые ИТ постепенно проникают во все сферы жизни стран ЦВЕ. В Эстонии реализуется национальная программа компьютеризации школ. В 1997 г. 25% всех школ были подключены к Интернет. Планируется обеспечить в 2000 г. всем школам страны выход в Интернет. Подобный проект, названный School-Net, начали осуществлять в 1996 г. в Венгрии: обеспечен 1000 школам выход в Интернет с 1 сент. 1998 г. В рамках этого проекта в школах были оборудованы компьютерные классы, в каждом из которых установили от 6 до 18 мультимедийных компьютеров. В ходе реализации первой фазы проекта 500 начальных школ и 34 студенческих общежития получили прямой доступ в Интернет.

В Эстонии компьютеризировано к концу 1997 г. 90% рабочих мест в госучреждениях, а в некоторых из них этот показатель доведен до 100%. В эстонских органах госвласти активными темпами идет создание ЛВС. В 1993 г. таких сетей насчитывалось всего 15 и еще 23 находились в процессе создания. А в 1997 г. их было уже 431. Локальные сети госучреждений, как правило, не очень большие. Среднее количество рабочих мест в локальных сетях госучреждений равно 14,5, в то время как в сетях обслуживающих структур этот показатель равен 56, министерств - 17, национальных комиссий - 12, офисах инспекций - 6, региональных администраций - 15; 30% упомянутых локальных сетей (главным образом в региональных отделениях правительственных учреждений) работают без специального сервера. На все остальные ЛВС приходится 1,6 сервера на 1 сеть (в распоряжении сетей, обслуживающих центральный госаппарат, находятся 2 сервера). Только в 8% случаев в качестве сервера используются миникомпьютеры, и 69,3% из них оснащены источниками бесперебойного питания.

На конец 1996 г. в госучреждениях Эстонии насчитывалось 3393 принтера, что составляет 48% от общего количества используемых компьютеров. К концу 1997 г. принтерами должны быть оснащены 91,6% компьютеризированных рабочих мест. Всего несколько госучреждений располагают графопостроителями. Количество сканеров утроилось в 1995-96 гг., а модемов достигло к концу 1996 г. 667 единиц в связи с впечатляющим ростом использования Интернет и электронной почты.

В Литве по причине недостатка финансовых средств в бюджете 1993-95 гг. денежные средства были выделены на наиболее важные проекты, а именно: интеграцию компьютерных сетей госучреждений, компьютеризацию госсистемы регистрации и географические информационные системы, создания локальных сетей в местных административных органах и таможнях. Созданная компьютерная сеть объединила 46 учреждений: парламент, правительство, министерства экономики, финансов, связи и информации, иностранных и внутренних дел, таможню, статуправление, муниципалитет г. Вильнюса и т.д. Все они также получили доступ в Интернет. Литовская научная сеть (LITNET) является официальным членом Интернет с 1994 г. Она позволяет осуществлять мультимедийный обмен (текстовыми и графическими материалами, сигналами, подвижными и неподвижными изображениями) с абонентами сети Интернет во всех странах мира. Услугами LITNET пользуются 10 университетов и частных школ, а также около 140 других организаций (школы, библиотеки, государственные и лечебные учреждения). LITNET состоит из более чем 2000 компьютеров, а количество пользователей превышает 10 тыс.чел.

Осуществляется координация развития автоматизированных информационных систем (ИС) МВД (ИС контроля госграницы), государственного контрольного управления, минфина (ИС налогового ведомства, казначейства), министерства социальной защиты и труда и т.д.

Литовская телекоммуникационная компания Litvan Telekom управляет сетью передачи данных Вильнюс-DATAPAK, работающей по протоколу Х.25 и имеющей 240 портов подключения. Эта система используется информационными системами таможенного ведомства и банков.

Приватизация телекоммуникаций и СМИ. Государственная монополия на телерадиовещание в странах ЦВЕ осталась в прошлом. Однако, разная экономическая и политическая конъюнктура в ряде стран отразилась и на структуре их систем вещания. В большинстве стран Центр. Европы на национальном уровне, а в некоторых случаях и на субнациональном, существуют параллельно системы государственного и частного вещания. В странах-членах СНГ ситуация иная. Здесь нет коммерческих или независимых каналов общенационального масштаба, т.е. `власти сохранили за собой контроль над крупными государственными СМИ. Они не запретили вообще независимые или оппозиционные СМИ и сохранили за собой мощные рычаги воздействия: они в состоянии лишить финансовой поддержки, повысить стоимость разрешения на издательскую деятельность, отказать в печатании и распространении газеты, тянуть с регистрацией, отказать в получении лицензии или частоты, повысить тарифные барьеры, ограничить доступ к информации или предъявить иск в клевете` (Lange, 1997, с. 21).

Экономические факторы также отрицательно сказываются на перспективах развития СМИ в большинстве стран ЦВЕ. Наиболее значительные и стабильные рынки привлекают внимание иностранных инвесторов и инициируют относительно большие расходы на рекламу. Но слаборазвитая или стагнирующая экономика не в состоянии поддерживать массированное развитие СМИ, поскольку в этих условиях для них нет ни начального капитала, ни достаточного объема рекламы, чтобы их финансировать.

Практически во всех странах ЦВЕ кабельное телевидение принадлежит частным компаниям, некоторые из которых контролируются иностранным капиталом.

Наблюдается прогресс в деле либерализации телекоммуникаций, хотя в некоторых странах он осуществляется замедленными темпами. Стремление многих государств Центр. Европы стать членами ЕС и связанная с этим необходимость гармонизировать их политику с политикой ЕС, способствуют такому прогрессу. Во многих случаях сфера традиционных услуг связи остается закрытой или открыта для ограниченной конкуренции. Даже там, где прошла приватизация телекоммуникационных предприятий, многие из них получили эксклюзивные долгосрочные лицензии. Полная либерализация наступит по истечении срока этих лицензий. Что же касается новых видов телекоммуникационных услуг 1800), спутниковой и пейджинговой связи, передачи данных, Интернет-услуг и т.п., то рынок в большинстве случаев открыт; с самого начала эти `продукты` были запущены частными фирмами со значительным иностранным капиталом.

Болгария и Румыния пока еще не встали на путь либерализации своих телекоммуникаций. В Польше процесс приватизации Polish Telecom (TP S.A.) начался продажей части его акций на бирже. Многие страны региона решили выбрать в качестве перспективных инвесторов крупных международных операторов, предложив им приобрести часть пакетов акций телефонных компаний. Местные телефонные операторы получили соответствующие лицензии на продолжение деятельности. Новые телефонные услуги предоставляются частным компаниям, многие из которых имеют иностранных акционеров.

Эстонское правительство продало 49% акций компании Esti Telephon одному скандинавскому консорциуму. В результате предоставления концессии на 25-летний срок для создания национальной передающей сети, а также исключительного права на восемь лет на предоставление услуг дальней связи, иностранные инвесторы получили реальную управленческую власть.

В Венгрии процесс приватизации отрасли начался с продажи 30% акций национального оператора MATAV международному консорциуму в составе Deutsche Telecom и Ameritech. MATAV получила право на предоставление услуг дальней и международной связи, а также на 2/3 местного рынка и 8-летнее исключительное право на услуги телефонных автоматов. Позднее Венгрия продала еще 37% акций MATAV. В результате государству принадлежит 25% акций компании, а иностранный инвестор владеет контрольным пакетом.

Латвия продала 49% акций компании Lettelcom консорциуму, возглавляемому компаниями Finland Telecom и Cable&Wireless, в котором 10% имеет International Finance Corporation. Lettelcom получила в концессию на 20 лет весь сектор национальных и международных телекоммуникационных услуг.

Литовский рынок телекоммуникационных и информационных услуг теоретически открыт, но большая часть его занята только одним оператором - Lietuvos Telekomas (LT). Планируется, что с принятием нового закона о средствах телекоммуникации LT получит исключительные права на предоставление некоторых услуг до 2003 г.

Правительство Чехии разрешило SPT Telecom A/S увеличить капитал путем эмиссии дополнительных акций, которые затем были приобретены выбранным правительством консорциумом Tel Source, в состав которого вошли Dutch Telecommunication, группа почтовых компаний KNP и Swiss Telecom. Сейчас консорциум владеет 34% акций. Этот шаг был предпринят для того, чтобы найти финансирование для планов модернизации SPT Telecom. Компания обладает монополией на телефонные услуги внутри страны и за ее пределами до 2000 г. За этот период необходимо удвоить количество телефонных линий в стране. Некоторые фирмы-операторы телефонной связи получили лицензии и конкурируют с SPT.

В Словакии либерализация сектора оказания основных услуг в области голосовой телефонии начнется не позднее 2003 г. Большинство других секторов теоретически свободно для конкуренции.

В Словении до 2000 г. монопольным правом на телекоммуникационные и телефонные услуги обладает компания Telecom Slovenije. Теоретически большинство других секторов открыты для конкуренции, но лимитированы географическими размерами страны.

Международная кооперация


Страны ЦВЕ, ассоциированные члены ЕС, получили возможность пользоваться фондами программы Phare. Данная международная программа направлена на совершенствование и развитие знаний и практического опыта персонала, занятого в сфере телекоммуникаций. Другие проекты в рамках программы нацелены на устранение препятствий в плане инвестиций, содействие в создании независимых органов для разработки процедурных вопросов, условий предоставления лицензий и новых телекоммуникационных услуг. Помимо этого источника, финансовые ресурсы были выделены на реструктурирование транспорта, энергетики и телекоммуникаций стран ЦВЕ с тем, чтобы они могли соответствовать их новой роли в условиях рыночной экономики. Одной из главных задач в этом секторе было устранение серьезных узких мест между границами. Большое внимание также было уделено оптимальному использованию ресурсов, а именно энергетики, где искусственное занижение цен способствовало использованию неэффективной технологии и высокому уровню потребления энергии, что в свою очередь повлекло серьезное ухудшение экологической обстановки. Ввиду этих проблем ЕС поддержал создание коммерческих структур для руководства производством электроэнергии и телекоммуникациями, приватизацией шоссейного транспорта, реструктуризацией железнодорожных компаний и разработки документов, регулирующих деятельность в сфере телекоммуникаций и транспорта.

Начиная с 1995 г. Европейская Комиссия ежегодно организовывала серию форумов представителей ЕС и ЦВЕ по проблемам информационного общества. Цель этих встреч состояла в том, чтобы вовлечь страны ЦВЕ, готовящиеся к вступлению в ЕС, в построение глобального информационного общества, как на европейском, так и на мировом уровне. Второй такой форум, состоявшийся в 1996 г., сформировал четыре комиссии: стратегия и определение политики внутри информационного общества; осуществление пилотных проектов и других мероприятий; обучение и тренинг для работы в информационном обществе; применение новых ИТ в госучреждениях.

На том же форуме, был разработан план действия по пилотным проектам информационного общества в странах ЦВЕ. Он основан на убеждении, что для стран ЦВЕ информационное общество является одним из главных приоритетов для повышения конкурентоспособности и эффективности работы органов власти. План действий определил 30 тем, имеющих отношение к областям, в которых пилотные проекты будут особенно эффективны (EU-CEEC Forum on the Information Society, Panel on the implementation of the Action Plan, www. mzt.si/med./peco002.html).

На третьем форуме ЕС для стран ЦВЕ `Информация и Обществo` (Брюссель, 9-10 окт. 1997), Европейской Комиссии было предложено.

- Финансировать расширение европейских исследований в области перехода к информационному обществу стран ЦВЕ,определить и проанализировать региональные различия в плане наличия телекоммуникационных базовых услуг, информационных инфраструктур и приложений.

- Поддерживать использование кредитов в рамках программы Phare, во взаимодействии с международными финансовыми учреждениями, для привлечения инвестиций в область информационных инфрастуктур.

- Усилить и переориентировать цели, обозначенные в национальных и международных программах Phare, для поддержки интеграции информационных технологий в области образования.

- Содействовать необходимому совместному финансированию стран ЦВЕ с целью их участия в проектах TEN-Telecom и TEN-34 ЕС.

- Определить возможности финансирования ЕС различных видов деятельности информационного общества, а также возможности совместного финансирования участия стран ЦВЕ в программах ЕС по информационному обществу, таких как INFO2000, и программы Multi-lingual Information Society с целью наиболее эффективного использования преимуществ информационного общества.

- Содействовать развитию коммуникационных линий связи внутри органов административного управления стран ЦВЕ и между ними, а также между этими странами и администрациями стран ЕС, способствуя тем самым их участию в соответствующих проектах между администрациями по обмену данными (Data Interchange between administrations, IDA) таких, как Информационная система на государственных рынках (SIMAP). Ее целью являются согласования законных условий обмена информационными данными для массового потребления. Система электронных сообщений о проведении тендерных торгов должна быть организована во всех странах ЦВЕ.

- Выдвигать предложения по обоюдовыгодному совершенствованию законодательства в области информационного общества для стран этого региона и, в частности, директивы относительно защиты данных (95/46/EC) и вступления в силу этого законодательства, обращая при этом особое внимание на создание в каждой стране ЦВЕ независимого контролирующего органа в области защиты информации.

- Привлечь внимание Европарламента к преимуществам, которые сопутствуют установлению компьютерной связи между парламентами стран-членов ЕС, и странами ЦВЕ.

- Содействовать вовлечению деловых кругов стран этого региона и ЕС в разработку проектов с быстрым принятием решений и оплатой в наиболее короткие сроки.

Ряд стран ЦВЕ разработали программы действий, направленные на создание основ информационного общества. Например, в Венгрии, Национальная программа развития информационной инфраструктуры работает с 1997 г. В Венгрии был создан правительственный комитет по ИТ и телекоммуникациям, а также была организована служба по разработке национальной стратегии в области информатики.

В Литве, роль Министерства по коммуникации и информатике состоит в разработке стратегии по организации деятельности почты; телекоммуникаций и информатики; телеграфных, телефонных служб в области передачи информационных данных; радио и телевидения, обслуживания сетей, принадлежащих предприятиям, учреждениям и частным лицам. Это министерство координирует развитие национальных сетей по передаче данных и государственных баз данных, регистрационных и информационных систем.

В Эстонии был также принят план развития национальной информатики. Существует ряд документов, определяющих информационную политику страны, включающих `Основные принципы эстонской национальной политики в области информации`, план действий и предложения в адрес правительства Республики. Подобные документы, разработанные ранее, не дали ожидаемого результата.

Национальная правительственная комиссия Румынии по информатике приняла план, предусматривающий следующие меры:

- создание национальной информационной инфраструктуры как основы для информатизации центральных и местных органов управления, а также ряда заинтересованных муниципалитетов;

- развитие национальной промышленности в области ИТ, в частности, индустрии программного обеспечения;

- создание благоприятных условий для широкомасштабного внедрения ИТ в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, национальной обороне, туризме, здравоохранении, защите окружающей среды, образовании, науке и культуре, в соответствии с нормативными правилами ЕС.

Предусматривается развитие к 2005 г. информационной инфраструктуры в сельской местности, с тем чтобы довести степень развития ИТ в стране до уровня, позволяющего интеграцию страны в Европейское информационное общество.

Польское правительство приняло политику развития телекоммуникаций. До этого им был разработан ряд проектов документов с целью продвижения страны к информационному обществу.

Третий форум EU/CEEC по вопросам информационного общества 1997 г. призвал правительства стран ЦВЕ удостовериться в том, что их национальные стратегии по переходу к информационному обществу и соответствующие планы действий посвящены таким важнейшим вопросам, как введение в национальный бюджет соответствующих статей расходов, действенная позиция правительства, защита персональных данных, информационная безопасность и криптография, образовательная политика в условиях информационного общества, развитие культурного и лингвистического многообразия и международного сотрудничества в области статистики. На основе достижений в этих областях, правительствам ЦВЕ было также предложено:

- стимулировать инвестиции деловых кругов, создавая соответствующие условия, включая дополнительные шаги по пути либерализации в области телекоммуникаций;

- создание климата доверия в области электронной торговли между бизнесменами и потребителями, поощряя и развивая электронную торговлю, устанавливая в этой связи ясную и предсказуемую юридическую базу;

- основать национальный консультативный орган, для выработки стратегии формирования информационного общества;

- создать национальное бюро в целях координации планов действий и всемерно содействовать осознанию важности перехода к информационному обществу.

Суть этих предложений подтверждает тот факт, что даже в наиболее продвинутых в этом отношении странах ЦВЕ еще предстоит многое сделать на пути продвижения к информационному обществу.

Источники:

The Development of the Audiovisual Landscape in Central Europe Since 1989. 1998. European Commission in association with Eureka Audiovisual, Brussels.

The Digital Age. European Audiovisual Policy. 1998. Report from the High Level Group on Audiovisual Policy. European Commission, Brussels.

Human Development Report 1998. 1998. New York, UNDP, Oxford University Press.

Lange, Y. 1997. Media in the CIS. A Study of the Political, Legislative and Socio-economic Framework. The European Institute for the Media, Dusseldorf.

Langham-Brown, J. (Ed.) Media in Europe. 1998. The Yearbook of the European Institute for the Media. European Institute for the Media, Dusseldorf.

Phare Regulatory Observatory for Telecoms, Broadcasting and Posts. Central and Eastern European Country Reports. January 1998-June 1998 (www.ispo.cec.be/peco/phare).

Proceedings. 1997. Third EU/EEC Information Society Fomm. European Parliament, European Commission, Brussels.

Report of Panel A - Financing of Infrastructure, Parts One and Two. 1996. Central and East European Information Society Forum, Brussels, European Commission and the Hungarian Ministry of Transport, Communications and Water Management, May 1996.

Why Tortoises Won`t Win: A Survey of Telecoms. Business Central Europe. September 1998.


Кароль Якубович, директор по стратегическому планированию АО ТВ Польши, доцент Института журналистики Варшавского университета, Варшава, Польша.http://nvolgatrade.ru/

Док. 215603
Опублик.: 14.12.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``