В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Зельдин: `У нас не свобода, а воля!` Назад
Владимир Зельдин: `У нас не свобода, а воля!`
Накануне своего 90-летия легенда российского театра и кино Владимир Зельдин сыграл главную роль в мюзикле `Человек из Ламанчи`, которая была показана на сцене Театра Российской армии. Роль Дон Кихота пришлась Зельдину впору - никто не ожидал от него такой энергетики на сцене. После премьеры Владимир ЗЕЛЬДИН ответил на вопросы `Новых Известий`.

- Владимир Михайлович, Дон Кихот - это ведь не просто литературный герой, а скорее некий символ. Чем же он вам лично так приглянулся?

- Мечту о Дон Кихоте мне подарил Юлий Гусман, режиссер спектакля `Человек из Ламанчи`. Несмотря на мой возраст, он решил, что Дон Кихота должен сыграть я. Перечитал текст и понял, что этот герой мне нравится. Конечно, на первый взгляд `Человек из Ламанчи` может показаться простой и даже наивной пьесой. Я же считаю его музыкальным спектаклем, который при всей его наивности можно назвать глубоким и даже философским. Самое важное в нем - попытка вернуть людей к человеческому образу жизни. `Человек из Ламанчи` говорит о доброте, о том, что люди не должны совершить преступлений, унижать друг друга. К сожалению, у нас сейчас убийства и ограбления, терроризм стали жизненной нормой: мы уже привыкли к тому, что жизнь человеческая, данная нам Господом Богом, абсолютно ничего не стоит.

- Думаете, время действительно меняет людей и общество?

- При любом строе люди должны прежде всего жить достойно. Если люди будут достойно жить и перестанут думать о непрерывной борьбе за выживание (что у нас происходит постоянно), возникнут доверие и уважение друг к другу. Вот самый простой пример: дорожает бензин, значит, подорожают продукты, услуги. И как бы ни поднимались зарплаты, это все равно ничего не решает. А если люди понимают, что они беззащитные, голодные, если их постоянно терзают проблемы, им некогда думать друг о друге. Значит, снова поднимется волна взаимной жестокости, отчаяния и ярости.

- И все же вы играете спектакль, авторы которого пытаются противостоять нашему времени. Какие качества нужны человеку для того, чтобы сыграть эту роль?

- Прежде всего музыкальность. Актер должен уметь петь. Он должен быть эмоциональным, заразительным, обаятельным. Музыка - самое эмоциональное искусство. Мне, как человеку, который сыграл много музыкальных спектаклей, музыка очень помогает в работе над характером персонажа (он заложен в музыкальном ритме), подсказывает новые краски и вдохновляет меня. Я не могу оставаться равнодушным, когда слышу ее.

- Творческий состав Театра Российской армии регулярно пополняется. Именно сюда ежегодно приходят молодые актеры, которых направляют на работу вместо службы в армии. Влияет ли этот факт на молодых актеров? Меняется ли, на ваш взгляд, молодежь, приходящая в театр?

- Конечно, меняется. Если меняется время, это не может не отразиться на характере человека. Придя в театр в 1941 году, я почувствовал себя участником команды. В ней были и выдающиеся актеры, но они служили в армии, проходили воинскую службу и параллельно играли небольшие роли, участвовали в массовых сценах и в эпизодах. Для меня эта команда стала настоящей школой. Она дала мне возможность наблюдать за мастерами: как они репетируют, строят роль, как они живут и играют в спектаклях. Я учился их отношению к театру и к своим ролям и именно здесь по-настоящему сформировался как актер. Мы жили одной жизнью: театр становился для нас вторым домом, а труппа почти семьей. Так складывалась жизнь у меня и у многих актеров нашего поколения, которое сейчас уходит. Из этой же команды позже вышли Олег Меньшиков, Александр Домогаров. Думаю, что они согласятся со мной: работа в Театре Российской армии помогла им приобрести жизненный опыт, научиться играть на сцене. И стала продолжением театральной школы.

К сожалению, сейчас молодежь совсем не такая, как была раньше. У старшего поколения было совершенно другое отношение к театру. Я понимаю, что если у актера маленькая зарплата, то ему нужно искать заработки на стороне, участвовать в антрепризах, телевизионных сериалах или шоу. Но, на мой взгляд, все это разрушает артиста. Теперь редко встретишь людей, беззаветно влюбленных в театр и в свою профессию.


В свои 89 лет Владимир Зельдин чувствует себя на коне. (Фото ИТАР-ТАСС)
- Думаете, это сказывается и на самом Театре Российской армии?

- К сожалению, из Театра Российской армии ушла атмосфера, которая наполняла его раньше. Та, что всегда есть в настоящем театре. У нас масса финансовых проблем, поэтому приходится сдавать в аренду большую сцену, часть театральных помещений арендуют под офисы. У нас в театре теперь не свобода, а воля.

- Поясните, что вы имеете в виду?

- Свобода - это прежде всего железная дисциплина, выполнение всех законов и взятых на себя обязательств. А воля - когда что хочу, то и ворочу. В театре работают люди, которые воруют. Их ловят, наказывают, но ничего не меняется. Не знаю, куда нас приведет эта воля. Скорее всего, к какой-то катастрофе...

- Вы считаете, в этом виновен государственный строй?

- Я - монархист. И считаю, что во главе государства должен стоять монарх. Это образованный во всех отношениях человек (для управления государством нужны огромные знания), который прекрасно знает экономику. Монарха ведь с детства готовят к управлению государством, а не просто выбирают человека, который не очень образован и не всегда разбирается в государственных вопросах. Руководить государством - значит предвидеть события на несколько ходов вперед и думать не о своих благах, а прежде всего о государстве и о людях, которые в нем живут. Не зря Дон Кихот говорит: `Не называй своим ничего, кроме своей мечты. Станет все то, что жалко отдать, обузой на твоем пути`.

Справка `НИ`

Владимир ЗЕЛЬДИН родился 10 февраля 1915 года в городе Козлов Тамбовской губернии (ныне Мичуринск). В 1935 году окончил Театральное училище при Театре им. МОСПС, в том же театре начал свою сценическую деятельность. В 1938-1941 и 1943-1945 гг. работал актером Центрального театра транспорта, а в 1941-1943 гг. - Русского драматического театра в Алма-Ате. С 1945 года Владимир Николаевич работает в Театре Советской (теперь Российской) армии. Среди наиболее известных его работ в кинематографе - `Свинарка и пастух` (1941), `Сказание о земле сибирской` (1948), `Учитель танцев` (1952), `Карнавальная ночь` (1956), `Укрощение строптивой` (1961), `Дуэнья` (1978), `Десять негритят` (1987), `Полицейские и воры` (1997) и `Женщин обижать не рекомендуется` (2000). Лауреат Государственной премии СССР (1951), лауреат премии фестиваля `Кинотавр` в номинации `Премия президентского совета за творческую карьеру за 1995 год`. Народный артист СССР (1975).

ОЛЬГА РОМАНЦОВА
15.12.2004
`Новые Известия`.http://nvolgatrade.ru/

Док. 215668
Опублик.: 15.12.04
Число обращений: 148

  • Зельдин Владимир Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``