В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гонтмахер: Что ждет Общественную палату и гражданское общество России? Назад
Евгений Гонтмахер: Что ждет Общественную палату и гражданское общество России?
В Государственную Думу внесен проект закона об общественной палате. Об основных аспектах законопроекта и перспективах работы Общественной палаты рассказывает Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций, доктор экономических наук.



- Евгений Шлемович, для чего нужна Общественная палата?



Если рассуждать, как сейчас кое-где принято, то возникает соблазн сказать: для прикрытия действий укрепляющейся власти создается фантом, который будет действия этой власти одобрять. Не хочу поддерживать эти разговоры. Намного интересней разобраться, а нужна ли Общественная палата гражданскому обществу?

Прежде всего, надо понять, а есть ли у нас гражданское общество?

Произнося это словосочетание, на ум приходят, прежде всего, организации, возникшие на волне перестройки и революционной демократизации. Это известные раскрученные "бренды", как правило, правозащитных организаций, продолжающих традиции советского диссидентства. Они, отвлекая на себя львиную долю западных денег, идущих на развитие гражданского общества, ведут активную информационную деятельность (заявления, пресс-конференции, семинары), невольно затмевают все остальные общественные структуры.

К гражданскому обществу мы традиционно относим и общественные организации другого свойства, перекочевавшие из советской эпохи, заменившие в своих названиях лишь слово "советский" на "российский". Я бы назвал такие общественные организации "витринными", где сидят люди, которые еще назначались ЦК КПСС. Наблюдая за деятельностью "витринных" организаций можно подумать, что в России гражданского общества нет, а есть лишь его имитация.

На самом деле, двадцать родителей детей-инвалидов в городе N -ске, собравшись вместе, и решивших что-то вместе делать ради своих детей, может, даже не создав формальную общественную организацию, не зарегистрировав её, и есть самое настоящее гражданское общество. Я знаю таких людей. В самой далекой провинции таких примеров очень много. Они не борются за всю Россию, они не борются за нас с вами, они объединились для того, чтобы защищать свои интересы. Этот слой активности в стране на самом деле очень большой. Будучи председателем экспертного совета федерального конкурса социальных и культурных проектов, который в первый раз прошел в этом году, я имел удовольствие просмотреть около 2 тысяч проектов общественных организаций.

Номинации были самые будничные - работа с инвалидами, пенсионерами, детьми, оптимизация местного самоуправления и так далее. Но насколько широка фантазия и велико желание улучшить жизнь вопреки всем противодействиям местных властей даже в самых "дремучих" регионах! Сейчас настало время с этим опытом работать - экспертировать, тиражировать, помогать развивать. Так вот Общественная палата как раз и могла бы взять на себя такую функцию.



- Кстати, о функциях. Какие из них для Общественной палаты главные?



- Первая и основная функция палаты - информационная - аккумулирование всех инициатив гражданского общества. Я категорический противник всяких вертикалей в гражданском обществе, но, с точки зрения сбора интеллектуального ресурса, с точки зрения его обработки, с точки зрения распространения этого ресурса по интернет-сетям, в печатной продукции, по радио, телевидению - это могла бы быть очень мощная структура. Люди на Камчатке хотят и имеют полное право обмениваться информацией по интересующей их деятельности, допустим, с жителями Калининградской области. Они могут посмотреть на сайте аналогичный опыт и, не повторяя ошибки, организовать свою работу. Для самоорганизации общества это очень важно. В моем образном представлении Общественная палата - главный навигатор в волнах информационных потоков всей страны. Надо сказать, что при Общественной палате будет институт аккредитованных общественных организаций, любых, тех, кто пожелает принять участие в её работе. Именно они будут в полном объеме пользоваться создаваемым информационным ресурсом.

Вторая её функция является производной от первой - улавливать, вычленять какие-то общие тенденции, и, при необходимости, выносить в виде проекта закона на федеральный уровень.

Следующей, не менее важной функцией Общественной палаты является экспертирование проектов законов, которые идут из Государственной думы, от Президента, от правительства. Опять же, необходимо каждый проект закона сопоставлять с тем массивом информации, что будет в распоряжении Общественной палаты. Такой колоссальный информационный ресурс, фактически, позволяет владеть ситуацией в стране. Если члены Общественной палаты будут правильно этим ресурсом пользоваться, они могут с полным правом поправлять законодателей, потому что за нами стоит колоссальный опыт тысяч, десятков тысяч общественных организаций.

Кроме косвенного контроля - через экспертирование законопроектов - Общественная палата будет осуществлять прямой контроль за органами исполнительной власти.



- Не могли бы Вы поподробнее рассказать о методах контроля?



- Сейчас при некоторых министерствах и ведомствах есть так называемые общественные советы. Как правило, каждый продвинутый министр создал такую структуру. Теперь это должно быть системой для каждого министерства, включая силовые, а также для служб и агентств. Работать эти советы будут на регулярной основе. И хотя такой общественный совет формально не связан с Общественной палатой, но члены Общественной палаты должны туда входить. Советы должны тесно работать по содержательной части с Общественной палатой, чтобы доводить до сведения конкретного министра озабоченности, которые возникают у гражданского общества. Более того, члены Общественной палаты должны входить в коллегии министерств. На коллегиях обсуждаются принципиальные вопросы развития того или иного министерства, и здесь голос общественности, голос Общественной палаты крайне важен, при условии, что работа с органами власти будет системной.

Я бы хотел отметить еще одну задачу Общественной палаты - поддержка гражданского общества со стороны власти. Государство изъявило желание, начиная с 2006-го года, выделять деньги из федерального бюджета, которые бы распределялись на грантовой основе наиболее интересным проектам общественных организаций. Общественная палата, конечно, сама не будет распределять эти деньги, это не входит в её функции, но в конкурсную комиссию её члены, на мой взгляд, входить должны. Кроме того, Общественная палата вполне может определять приоритеты, наиболее актуальные, нужные для нашего общества темы.



- Чтобы выполнять перечисленные функции в палате не должно быть случайных людей...



- С созданием Общественной палаты для гражданского общества приоткрылось некое окно возможностей, но, - это вызов гражданскому обществу, в хорошем смысле вызов. Потому что та часть гражданского общества, которая будет в Общественной палате, должна соответствовать самым высоким требованиям. С правительством, с депутатами они должны будут говорить на том же профессиональном уровне.



- Каким же образом будет происходить отбор достойных представителей?



- Предполагается, что Общественная палата будет состоять из 126 членов. Эти 126 должны совмещать два основных качества - одновременно быть и координаторами, и экспертами. Главное не допустить простого представительства - от женщин, от инвалидов, от национальных или религиозных групп. Это прямой путь к очередному "одобрямсу". Право делегировать первых 42 членов палата - за Президентом. В дальнейшем эти люди будут доформировывать, оставшиеся две трети: 42 человека от наиболее авторитетных общероссийских общественных организаций, и оставшиеся 42 - представители региональных и межрегиональных общественных организаций. Надо отметить, что крайне важно получить представительство регионов. В отношении первых 42-х сомнений нет, я думаю, что Президент, на базе консультаций, отберет действительно достойных лиц. Что касается второй группы, то тут свою роль должны сыграть первые 42 человека, и организовать что-то вроде конкурса. Есть определенная опасность в отборе региональных и межрегиональных организаций, так как их колоссальное количество (они составляют основную массу наших общественных организаций). Сможет ли представитель региональной общественной организации полноценно работать в Общественной палате? Сможет ли подняться выше, чем то узкое направление, в котором он работал последние годы? Нужен масштаб, нужен уровень мышления, нужна квалификация. Чтобы не снизить уровень Общественной палаты региональными членами, в законопроекте предусмотрены определенные механизмы отбора - конференции общественных организаций в регионах, на окружном уровне, рейтингование. Надеюсь, что этот механизм сработает, и с помощью такого "сита" пройдут наиболее достойные, наиболее интересные.



- Удастся ли, на Ваш взгляд, избежать попадания в палату назначенцев?



- Конечно, есть соблазн иметь в Общественной палате "своих", например, от губернатора. Я думаю, что избежать этого позволит мониторинг, ну и другие механизмы противодействия. Ответственность за это ляжет на первых 42 членов Общественной палаты. На мой взгляд, если в какой-то области или в республике проводится первая выборная конференция, то членам Общественной палаты стоит туда поехать, посмотреть, не оказывает ли, допустим, губернатор давление на гражданское общество. И, разумеется, к такой поездке надо готовиться, выявить заранее региональных лидеров гражданских организаций. Это очень непростая работа. Ведь если в одной общественной организации тысяча человек, в другой - 10, это же совсем не значит, что та, в которой тысяча более достойна. В этом и заключается тонкость и искусность работы этих первых членов Общественной палаты. На них дополнительная ответственность налагается - за безошибочный выбор других членов.



- Скажите, пожалуйста, смогут ли в Общественную палату войти представители организаций по национальному и религиозному признаку?



- Тут главное не впасть в крайность: не превратить палату в представительство национальных или религиозных общин. Всеми возможными демократическими методами надо этого избежать. Священник, безусловно, может быть членом Общественной палаты, но не как священник, не как теолог, а как специалист в конкретном социальном вопросе, например, благотворительности, образовании. Это надо очень четко отслеживать, иначе можно скатиться к бесполезному представительству.



- Могут ли войти в палату представители политических организаций?



- В Общественной палате не может быть политических фракций, для этого у нас есть парламент. Насколько я знаю, в последнем варианте законопроекта предусмотрено, что на время работы в палате должно быть приостановлено и членство в партии. Никакой политики, Общественная палата в этом смысле должна быть абсолютно стерильна. Кроме того, ни депутаты, ни госчиновники любых уровней не имеют права быть членами палаты. Общественная палата - это не орган власти.



- Войдут ли в палату представители бизнеса?



- Я уже давно пришел к выводу, что государство в своей социальной политике, хочет оно того или нет, но фактически защищает сильных. Тогда как основная задача гражданского общества, третьего сектора, защищать "сирых и убогих". У нас их слишком много - четверть населения живет с доходами ниже прожиточного минимума. Так вот гражданское общество, Общественная палата именно о них должна заботиться в первую очередь. Бизнес тоже должен участвовать в работе Общественной палате, постольку, поскольку он развивает экономику, дает рабочие места, платит налоги, которые идут тем же "сирым и убогим". Например, РСПП - наше крупнейшее объединение работодателей, тоже часть гражданского общества. И Иванов Иван Иванович войдет в палату не как совладелец какого-то завода, или такого-то акционерного общества, а как член организации, объединяющей предпринимателей.



- На какие средства будет существовать Общественная палата?



- На средства федерального бюджета. Но это очень незначительные суммы. Члены общественной организации не будут получать зарплату. Единственное, что будет оплачиваться - это командировки (билеты и проживание в гостинице). Остальное время - это работа на местах, при помощи Интернета, других средств связи. Пленарные сессии палаты, видимо, будут проводить 2 раза в год. Здание под Общественную палату будет предоставлено из федеральной собственности - никаких персональных кабинетов, только помещения, где могли бы собираться рабочие группы с необходимой техникой (компьютеры, городские телефоны), с водой, чаем, кофе.



- Роль СМИ в освещении деятельности Общественной палаты?



- В проекте закона записано, что государственные телерадиоканалы должны предоставлять не меньше часа в месяц для освещения её работы. Но это минимум миниморум. На самом деле, информационная оболочка Общественной палаты важнее, чем сама Палата. Каждый её шаг должен быть публичен. Это не закрытая какая-то очередная структура, которую никто не видит и не слышит.



- Законопроект готов, достаточно ли, на Ваш взгляд, говорится и пишется об этом?



- Нет, недостаточно. Вот сейчас, с момента внесения в Думу законопроекта начинается ответственейший этап обсуждения, и задача депутатов обеспечить максимально открытый доступ к этому проекту, максимально широкое обсуждение, в том числе через СМИ. А когда Палата уже будет сформирована, тогда вся ответственность за публичность её деятельности перейдет на членов Общественной палаты.

Беседовала Инесса Ульянова
9 декабря 2004

http://www.kreml.org/http://nvolgatrade.ru/

Док. 215856
Перв. публик.: 21.12.04
Последн. ред.: 01.03.07
Число обращений: 919

  • Гонтмахер Евгений Шлемович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``