В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ N 1663-р Назад
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ N 1663-р
РАСПОРЯЖЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

28 ноября 2002 г.
N 1663-р

(НТЦС)


1. Утвердить прилагаемые Основные направления поддержки
Российской Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005
годы.
2. Федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться
в своей работе положениями Основных направлений поддержки Российской
Федерацией соотечественников за рубежом на 2002 - 2005 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Касьянов
28 ноября 2002 г.
N 1663-р


УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 ноября 2002 года
N 1663-р


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
на 2002 - 2005 годы

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные направления поддержки Российской Федерацией
соотечественников за рубежом на современном этапе представляют собой
систему мер по созданию эффективных механизмов взаимодействия
российского государства с российской диаспорой в интересах защиты прав
и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, по более
адекватному обеспечению их законных интересов и сохранению
этнокультурной самобытности, а также активизации их роли в расширении
сотрудничества России с зарубежными государствами и дальнейшем
развитии демократических преобразований в Российской Федерации.
Правовую основу действий Российской Федерации по поддержке
соотечественников составляют общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации,
Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие
деятельность федеральных органов государственной власти в сфере
внешней и внутренней политики. Реализация мероприятий по поддержке
соотечественников в конкретных зарубежных государствах осуществляется
в рамках национального законодательства этих государств и с учетом
общепринятой мировой практики.
Поддержка соотечественников за рубежом осуществляется на основе
научных рекомендаций и предполагает использование всего имеющегося
арсенала механизмов и методов политико-дипломатического,
экономического, культурного, гуманитарного и информационного характера
с целью обеспечения национальных интересов Российской Федерации.
Работа федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дипломатических
представительств и консульских учреждений Российской Федерации с
российской диаспорой проводится в интересах развития ее собственной
активности и укрепления институтов российского гражданского общества.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Главными целями поддержки Российской Федерацией соотечественников
за рубежом являются:
всестороннее содействие полноценной реализации и эффективному
обеспечению прав и свобод соотечественников, а также их законных
интересов в странах проживания на основе соблюдения норм
международного права;
налаживание и развитие всесторонних связей Российской Федерации с
соотечественниками, а также их организациями;
активизация роли соотечественников и их организаций в расширении
равноправных и взаимовыгодных отношений России с зарубежными
государствами и дальнейшем развитии демократических преобразований в
Российской Федерации.
Реализация этих целей является одним из важнейших факторов
укрепления международной стабильности и безопасности, углубления
взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения
национальных интересов России. Эффективное решение наиболее острых и
масштабных проблем соотечественников, проживающих, в частности, в
ближнем зарубежье, составляет важное условие формирования вдоль
российских рубежей надежного пояса добрососедства и сотрудничества.
Российская Федерация исходит из того, что основную
ответственность за гарантированное осуществление индивидуальных и
коллективных прав, за обеспечение достойных условий жизни на своих
территориях несут соответствующие государства.
Россия твердо настаивает на предоставлении и обеспечении
соотечественникам в государствах их проживания полного объема
гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и
иных прав и свобод в соответствии с общепризнанными международными
нормами и стандартами, строит практические отношения с этими
государствами в соответствии с их готовностью должным образом
обеспечивать указанные права и свободы.
Российская политика в отношении соотечественников за рубежом
направлена на их адаптацию в странах проживания при добровольном
сохранении этнокультурной самобытности, а также на формирование
механизмов их законной контролируемой миграции в Россию и достижение
оптимального баланса между этими процессами. Россия в соответствии со
своими международными обязательствами и национальным законодательством
намерена принимать на своей территории соотечественников,
переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения
чрезвычайных обстоятельств в странах их проживания.
Выступая в защиту принципа культурного многообразия, Российская
Федерация придает важное значение развитию и распространению за
рубежом русской культуры и русского языка, а также поддерживает меры
по сохранению в среде соотечественников иных родных для них языков и
культурных традиций.
Важной частью задачи содействия адаптации и интеграции
соотечественников является поддержка их самоорганизации, что позволит
существенно расширить возможности соотечественников законными
средствами обеспечивать себе в стране проживания статус, равный
статусу граждан других национальностей, адекватное политическое
представительство и участие в принятии решений, доступ к материальным
и иным ресурсам, что является необходимым условием для сохранения и
развития собственной культуры соотечественников наряду с приобщением к
культуре страны проживания.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

1. Использование действующих и создание новых
международных механизмов и процедур обеспечения
и защиты прав и основных свобод человека, включая
права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам

В двусторонних отношениях с зарубежными государствами и при
осуществлении международного сотрудничества в других формах Российская
Федерация учитывает правовое и социально-экономическое положение
соотечественников. Россия исходит из того, что плодотворное
двустороннее и многостороннее сотрудничество, в том числе
политическое, торгово-экономическое, научно-техническое и военное,
возможно при соблюдении соответствующими государствами всего комплекса
прав и свобод проживающих там российских соотечественников, включая
право на получение гражданства страны проживания, сохранение
культурной самобытности, свободное пользование родным языком.
С учетом особой значимости русского языка, являющегося одним из
мировых языков, а также средством межнационального общения на
постсоветском пространстве и рабочим языком СНГ, Российская Федерация
в соответствии с нормами международного права и общепринятой практикой
принимает все возможные меры для поддержания статуса и расширения
сферы использования русского языка, в том числе в качестве
официального.
Будучи приверженной соблюдению общепризнанных международных норм
в области обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц,
принадлежащих к национальным меньшинствам, Россия намерена прилагать
энергичные усилия к приведению законодательства и правоприменительной
практики всех государств в соответствие с международными нормами и их
международными обязательствами.
Россия поддерживает принцип, согласно которому обеспечение прав
человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам, не является исключительно внутренним делом государства.
В этой связи Российская Федерация призывает к интенсификации
сотрудничества в сфере прав человека в рамках ООН, ОБСЕ, Совета
Европы, Совета государств Балтийского моря, других международных
организаций.
Россия открыта для сотрудничества с международными и
национальными неправительственными правозащитными и религиозными
организациями, осуществляющими мониторинг соблюдения прав человека,
ожидает от них реального вклада в улучшение положения
соотечественников, в повсеместное укрепление верховенства права, в
создание и упрочение демократических институтов.
Необходимым условием создания благоприятного политического
климата и установления мер доверия между странами является принятие
соответствующих обязательств государствами, пока не присоединившимися
к основополагающим международно-правовым актам о правах и основных
свободах человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам.
Россия намерена в случае необходимости выносить вопросы
обеспечения прав и свобод человека, включая права лиц, принадлежащих к
национальным меньшинствам, для рассмотрения на заседаниях высших
органов СНГ, а также в рамках двусторонних контактов с руководством
государств - участников СНГ и государств Балтии.
Россия выступает за интенсификацию переговоров с государствами -
участниками СНГ и государствами Балтии по заключению двусторонних и
многосторонних договоров о формах и способах урегулирования всего
комплекса проблем, связанных с правовым и гражданским статусом
соотечественников. Акцент при этом делается на выработку эффективных и
надежных гарантий достойного и полного обеспечения их гражданских,
политических, социальных, культурных, религиозных и иных прав и
свобод, а также создание механизмов реализации достигнутых
договоренностей. Особое внимание уделяется правам соотечественников -
граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, проживающих за
пределами России, решению проблемы приобретения последними
гражданства.
Исходя из того, что нарушения прав человека и дискриминация по
этническому, языковому, религиозному и иным признакам препятствуют
нормальной адаптации соотечественников в государствах проживания,
служат одной из основных причин их вынужденных перемещений, Российская
Федерация придает большое значение мониторингу соблюдения этих прав и
считает своим долгом информировать отечественную и мировую
общественность о положении российской диаспоры в зарубежных
государствах, включая государства - участники СНГ и государства
Балтии.
Меры по формированию условий для эффективной защиты прав и свобод
соотечественников, в том числе с использованием международных
механизмов и процедур, изложены в приложении N 1.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216309
Опублик.: 24.12.04
Число обращений: 513


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``