В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей БАБУРИН `Тени прошлого` не должны мешать политикам отстаивать интересы страны Назад
Сергей БАБУРИН `Тени прошлого` не должны мешать политикам отстаивать интересы страны
`Действительно ли в киоске Госдумы продавали глобус, на котором Курильские острова отнесены к Японии?` С вопроса о таком политическом курьезе началась беседа корреспондентов `Труда` с заместителем председателя Госдумы, заместителем руководителя фракции `Родина` Сергеем БАБУРИНЫМ.

- Глобус появился как раз в момент, когда и возник вопрос о том, должна ли Россия передать Японии два острова Курильской гряды. Наша фракция внесла перед этим проект-заявление об отсутствии оснований для территориальных споров и нерушимости наших границ. А глобус из киоска, конечно, убрали, выясняем - откуда он взялся. Это похоже на провокацию. Если свыкнемся с такими `мелочами`, то дойдет и до более серьезных вопросов относительно целостности России...

- Не кажется ли вам, что сложности нередко создают сами российские политики? Это можно продемонстрировать на примерах Абхазии, Украины...

- На мой взгляд, действительно мы не вели серьезной работы ни в Абхазии, ни в Украине. Не ведем такую же работу с Казахстаном, притормозили ход объединения с Белоруссией. А ведь для России вопросы выстраивания братских отношений со странами бывшего Советского Союза должны быть приоритетными.

- Может быть, стоит все же предметнее говорить об ошибках? Например, в Абхазии велась активная работа - одному из кандидатов российские политики оказывали поддержку...

- В Абхазии была брошена `тяжелая артиллерия` в поддержку одного из кандидатов - не знаю, кто мог предложить такую идею. Другого кандидата назвали `прогрузинским`, а в Абхазии это немыслимо по существу. Здесь помнят трагедию начала 90-х. А тут еще во время агитационного концерта за Рауля Хаджимбу выходит на сцену мой любимый Газманов и заявляет: `Здравствуйте, товарищи аджарцы!` Исполняет песню и начинает скандировать: `Аджария! Аджария! Аджария!` Люди после этих слов вставали и уходили. Это, может, маленький эпизод, тем не менее тоже отражает качество понимания ситуации. Когда в Абхазии началось противостояние сторонников Рауля Хаджимбы и Сергея Багапша, некоторые российские должностные лица заявили о перекрытии границы, прекращении железнодорожного сообщения. На Кавказе появилась горькая шутка: `В абхазских мандаринах обнаружилась бабочка Багапш. Поэтому мандарины не будут допущены на территорию России`...

- Компромисс удалось найти. Багапш и Хаджимба договорились идти на новые выборы одной командой. Границы открыты, решение нашли не без помощи российских посредников. Вы в тот момент находились в Абхазии. Как это происходило?

- Вообще-то вместе с Георгием Тихоновым, руководителем движения `Союз`, я приехал на планировавшуюся инаугурацию Багапша. Но мы увидели: ситуация накаляется. Багапш мог провести инаугурацию, потому что на его стороне высшие законные органы власти и множество людей. Но Хаджимба и его сторонники могли сорвать инаугурацию - у него тоже много вооруженных сторонников. Что ожидало нас дальше? Раскол, перестрелка? Мы попросили о встрече с президентом Владиславом Ардзинбой, чтобы не в пересказах, а от него узнать позицию по конфликтному вопросу. К сожалению, она не состоялась. Но все равно в итоге вышли на осознание необходимости компромисса. По иронии судьбы, достичь его удалось на бывшей сталинской даче в Сухуми. В переговорах принимал участие заместитель Генерального прокурора России Владимир Колесников. В одной комнате мы обсуждали возможности компромисса с премьером Нодаром Хашбой, в другой разговор один на один вели Багапш и Хаджимба. Они-то и сделали главные шаги. Вдвоем, без давления со стороны, приняли разумное решение - каждый должен уступить, надо идти на новые выборы вместе, консолидировать общество.

- Это не частый случай...

- Было осознание тупиковости конфликта. Но документ рождался трудно. Следовало сформулировать пункты соглашения на бумаге. Между штабами кандидатов начались челночные рейды. А потом еще надо было сторонников кандидатов убедить в необходимости компромисса. Народ здесь горячий. В штабе Хаджимбы начали кричать: `Вы два месяца нам объясняли, что Багапш грузин, а сейчас заставляете под грузина идти!` Они стали жертвой собственной пропаганды. И Багапша тоже часть сторонников уговаривала не подписывать документ, а идти на инаугурацию. Даже готов был почетный караул...

- России в абхазской ситуации удалось исправить ошибку своих политтехнологов. А вот в Украине все оказалось сложнее. Что, на ваш взгляд, там происходит?

- Госпереворот. Россия и здесь, видимо, должна была работать регулярно и давно, а не в последний момент.

- А что случилось с Леонидом Кучмой? От него ведь немало зависело.

- Возможно, испугался революции... Я уверен, что Кучма с самого начала играл свою игру. Он-то и получил пока главный выигрыш. Провел конституционную реформу, которую безуспешно пробивал целый год. Очевидно, рассчитывает, что после избрания президента и формирования правительства у него будет крепкая позиция. Но, на мой взгляд, это пиррова победа - Кучма лишился последних сторонников. Теперь он не получит никакой поддержки, независимо от того, кого сейчас изберут в Украине. Кстати, на самом деле ни один из вариантов я не считаю трагедией для России.

В случае, скажем, избрания Ющенко президентом он будет обязан находить общий язык с восточной и южной Украиной. А Янукович, если победит, будет обязан, конечно же, находить компромиссы с западной Украиной...

- Судя по событиям в некоторых странах бывшего СССР, граничащих с Россией, Запад активно действует вопреки нашим интересам. А мы, кажется, пока отступаем. А вам как видится этот процесс?

- Я зримо представляю: мы столкнулись с завершением той стратегической операции, которую Запад начал в 1991 году, разрушая Советский Союз. Выбить Украину из числа наших братских республик - суперстратегическая задача. Уверен, что такие же псевдореволюции планируется организовать в Казахстане, в Белоруссии - у всех наших союзников.

- Некоторые политики настойчиво утверждают, что и до России они тоже попытаются добраться...

- В такой попытке я не сомневаюсь. Они тщательно репетируют, для чего даже Шеварднадзе свергли, хотя более прозападного политика я затрудняюсь представить. Саакашвили еще предстоит достичь хотя бы половины того уровня коварства и лицемерия, которое было свойственно Эдуарду Амвросиевичу. Но американцам важно отработать модель. Убедились: функционирует. Потом - Украина...

Кроме того, они будут пользоваться нашими же ошибками. Например, связанные с реформой системы социальных льгот и гарантий. Ее недодуманные последствия могут так жахнуть по стране, что и особого внешнего воздействия не понадобится. Впрочем, какой-нибудь лондонский сиделец подсуетится, попытается подлить масла в огонь. Если в 1991-м, выступая против ратификации Беловежских соглашений, я говорил, что у нас не более десяти лет для возрождения единой страны, то сегодня признаю - это невозможно. В лучшем случае мы можем так или иначе собрать Российскую Федерацию, Украину, Казахстан, Белоруссию, Молдавию, может быть. И на это у нас не больше пяти лет.

- Так что же мы должны, по-вашему, делать, чтобы успешнее отстаивать свои интересы в соперничестве с Западом?

- Не совершать ошибки. Особенно, кстати, в социальной сфере.

Почему мы остановились в объединении с Белоруссией? Никто ведь внятно не ответит. Мы могли еще в 2000-м провести выборы депутатов союзного парламента, завершить формирование союзных органов власти. Тогда бы увеличилось число людей, живущих в союзном государстве. Успех единения Белоруссии и России привел бы к тому, что к процессу присоединились бы Украина, Казахстан. На мой взгляд, в 1996 - 1997-м Украина к этому была готова, но сегодня уже нет.

- Так как этого добиться? Какие конкретные шаги надо сделать?

- Кроме уже сказанного, нужно создать государственную структуру - межведомственную, межминистерскую, которая занималась бы только вопросами интеграции. Необходимо осуществлять единую политику в отношении соотечественников, дополнить ее серьезными финансовыми программами. И весь этот процесс увязывать с политическими решениями республик, с реальной жизнью русского населения. Этот орган должен быть под прямым президентским контролем. Следовало бы признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

- А как с государственной целостностью? Вы считаете, что такой вопрос можно решить мирным путем, без конфликтов, кровопролития?

- Они уже давно фактически независимые. А юридические основания для рассмотрения их правового статуса есть. Грузия выходила из СССР при президенте Гамсахурдиа. И не Москва, а Тбилиси восстановил действие конституции досоветской Грузии, а в ней тогда не было ни Абхазии, ни Южной Осетии. Эти две автономные республики оставались в составе СССР, и только разрушение Союза поставило вопрос - как быть, корабль-то утонул, а они остались... Мы должны бы, к слову, помочь исправить историческую несправедливость, связанную с расчленением единого осетинского народа. Если они хотят воссоединиться с Северной Осетией, мы не можем просто отмахиваться от этого.

- Не приведет ли это к резкому обострению международных отношений? Мы ведь видим, что происходит в связи с ситуацией в Украине. Нет ли опасности, что обострятся отношения и по линиям Россия - НАТО, Россия - Европейский союз. И надо ли нам этого бояться?

- Чем глубже будут наши внутренние болезни, тем сильнее нам будут `сочувствовать` те же США, и даже приносить `передачи`. Но если мы начнем выздоравливать - возмутятся: мы не договаривались, что вы возвращаете себе статус сверхдержавы и т. д. У нас есть адекватный ответ, и он сформулирован президентом Владимиром Путиным во время его последней поездки в Пекин. В связи с тем, что нас пытаются демонстративно выталкивать из Европы, он сказал, что мы будем дружить с теми, кто готов с нами работать честно. И мы должны перенести определенный центр тяжести на Шанхайскую организацию сотрудничества, на наше сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего с Китаем, Индией. Лично я за то, чтобы мы сократили членский взнос в Совете Европы - зачем выбрасывать деньги, если мы убедились в лицемерии наших европейских соседей? Вспомните, как в лице еще советского руководства Кремль получил заверение: за объединение Германии нам гарантируют не расширять НАТО на восток, даже на территорию бывшей ГДР. Нас цинично обманули. Немало подобного было в ельцинскую эпоху. Но теперь, судя по действиям нашей высшей исполнительной власти, у России появилась политическая воля. Важно консолидировать вокруг ключевых стратегических решений усилия всего народа.

Гусейнов Рафаэль, Строганов Юрий.

Труд No245 за 25.12.2004http://nvolgatrade.ru/

Док. 216357
Опублик.: 27.12.04
Число обращений: 614

  • Бабурин Сергей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``