В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Парламентская газета No 228, 4 декабря 2001 г.С коррупцией лозунгами не покончить Назад
Парламентская газета No 228, 4 декабря 2001 г.С коррупцией лозунгами не покончить
Парламентская газета No 228, 4 декабря 2001 г.
С коррупцией лозунгами не покончить

Юрий Сазонов

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Государственный университет - Высшая школа экономики провели научную конференцию `Административное право - укрепление государства и динамика социально-экономического развития`. Проблемы, обсуждаемые на ней, приобретают особое значение сегодня в ходе административной, социально-экономической и судебной реформ.
Участники конференции - юристы, правоведы, представители Конституционного суда России, министерств и ведомств - отмечали, что административное право в нашей стране играет важную роль в регулировании общественных отношений. Сегодня особенно важно в теории административного права четко прописать проблемы национальной безопасности, охраны общественного порядка, борьбы с терроризмом и т.д.
Выступивший с докладом первый заместитель директора института Юрий Тихомиров и другие участники конференции с беспокойством говорили о том, что узловые проблемы и институты административного права до сих пор в полной мере не разработаны. А предпринимаемые меры по совершенствованию звеньев исполнительной власти не дали еще необходимых результатов.
Важное значение выступающие придавали концепции развития института государственной службы, утвержденной Президентом России. Исходя из нее предстоит на законодательном уровне определить систему и статус самой государственной службы, разграничить полномочия Федерации и регионов по ее организации и, разумеется, при этом повысить ответственность за принимаемые решения самих государственных служащих.
На конференции поднималась и такая важная проблема, как процесс подготовки всевозможных актов, выходящих из-под пера законодательной власти. Сегодня издается немало документов, которые не всегда верно трактуют суть изложенного в законах, а то и тормозят их исполнение.
С докладом на эту тему выступил ректор Государственного университета - Высшей школы экономики доктор экономических наук, профессор Ярослав Кузьминов. Когда чиновник, принимая какое-то решение на самом высоком уровне - о таможенной, государственно-лицензионной политике, руководствуется интересами совершенно конкретных групп и другие группы не имеют возможности оспорить такие решения, то именно он представляет собой вершину коррупции. Во второй период президентства Ельцина эта тенденция имела особенно выраженный характер`, - сказал он. База у коррупции одна - слабость государства, несоответствие его административных, финансовых возможностей, а также возможностей контроля с объемом обязательств перед гражданами и предприятиями.
Мало того, что государство не умеет управлять своей собственностью. Оно еще создает искусственный дефицит своих услуг, экономя на квалифицированных менеджерах и плодя `дешевых` чиновников, а значит, увеличивая сферу вмешательства в дела хозяйствующих субъектов (государство раздуло свой аппарат до размеров, превосходящих советскую и партийную бюрократию вместе взятые).
Экономика стала либеральной, государство перестало перераспределять все, до последнего гвоздя, а социальные обязательства государства, зафиксированные в новых законах, не только не уменьшились, но, пожалуй, еще и возросли. Если мы посчитаем все социальные обязательства государства - от Федерального закона `О ветеранах` до Закона РФ `Об образовании`, то они составят два с половиной консолидированных бюджета. Их объем достигает порядка 70 млрд. долларов, или 50% ВВП. Понятно, что государство реально финансирует лишь 10-15% этих обязательств`. Так и возникает прекрасная почва для субъективных решений чиновников, `сидящих` на распределении государственных ресурсов.
Ситуация усугубляется тем, что две трети работоспособного населения вовлечены сегодня в теневую экономику. А если принять во внимание то, что в теневой экономике отсутствуют универсальные механизмы контроля за соблюдением контрактов, каждая сделка несет потенциальную возможность воровства внутри фирмы: коррупция начинает разлагать не только государство, но и предприятия.
Формулируя рецепты борьбы с коррупцией, как сказал Кузьминов, аналитики сходятся в одном: плясать нужно от печки. Первое, с чего нужно начать, - с внутренней консолидации государства, то есть завершить формирование правовой системы, укрепить судебную систему. Не секрет, что в России крайне плохо исполняется законодательство. По словам докладчика, население и мелкие предприятия часто боятся обращаться в суд, потому что они твердо знают: их интересы суд не защитит, поскольку руководствуется не законом, а властью региональных начальников. Судебная реформа должна укрепить материально-финансовую базу судов и позволить осуществить перенарезку судебных округов. Это для того, чтобы они не совпадали с округами административными. Так проще будет покончить с ситуацией, когда у каждого администратора есть собственный судья.
Сходятся аналитики и в том, что нужно резко сократить госаппарат и одновременно увеличить зарплаты чиновникам, установив их на уровне зарплаты среднего менеджерского состава крупных корпораций.
Все эти рецепты актуальны лишь при наличии у властей политической воли. Пока же, к сожалению, все указывает на то, что борьба с коррупцией может ограничиться популистскими лозунгами.http://nvolgatrade.ru/

Док. 216384
Опублик.: 27.12.04
Число обращений: 616


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``