ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМНазад
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> ЗА РУБЕЖОМ
(с изменениями на 31 мая 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (Российская газета, N 100, 05.06.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
5 марта 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
17 марта 1999 года
Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:
Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР);
институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;
отношения с <<соотечественниками>> за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;
защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами;
<<соотечественники>> , проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;
советы (комиссии) <<соотечественников>> представляют интересы <<соотечественников>> за рубежом в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
деятельность Российской Федерации в области отношений с <<соотечественниками>> за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства государств проживания <<соотечественников>> .
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по реализации указанной политики.
СТАТЬЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. <<Соотечественниками>> являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
2. Под понятием ` <<соотечественники>> за рубежом` (далее - <<соотечественники>> ) подразумеваются:
граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации (далее - граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом);
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства (далее - лица, состоявшие в гражданстве СССР);
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства (далее - выходцы (эмигранты);
потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - потомки <<соотечественников>> ).
СТАТЬЯ 2. ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ
В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:
за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;
гражданская принадлежность - наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;
гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, законно проживающее на территории иностранного государства;
лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству или подданству иностранного государства;
участники (стороны) отношений Российской Федерации с <<соотечественниками>> - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
национальности Российской Федерации - национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации;
титульная нация - часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства;
самобытность - родной язык, традиции и обычаи <<соотечественников>> , особенности их культурного наследия и религии.
СТАТЬЯ 3. ПРИЗНАНИЕ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К
<<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ>>
1. Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, являются <<соотечественниками>> в силу гражданской принадлежности. Документом (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к <<соотечественникам>> , служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации. *3.1)
2. Признание своей принадлежности к <<соотечественникам>> лицами, состоявшими в гражданстве СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками <<соотечественников>> должно быть актом свободного выбора. Принадлежность к <<соотечественникам>> подтверждается специальным документом (свидетельством) установленного Правительством Российской Федерации образца.
3. Выдача документа (свидетельства) за пределами территории Российской Федерации производится по основаниям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, по письменному заявлению лица в месячный срок дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации, на территории Российской Федерации - органами внутренних дел Российской Федерации по месту пребывания лица.
4. Действия (решения) государственных органов и должностных лиц в связи с выдачей документа (свидетельства) могут быть обжалованы путем подачи жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган либо непосредственно в суд по месту нахождения соответствующего федерального органа исполнительной власти. *3.4)
Жалоба по желанию <<соотечественника>> может быть подана им через члена совета (комиссии) <<соотечественников>> .
СТАТЬЯ 4. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
<<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> К ГРУППАМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ
НАСТОЯЩИМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
Принадлежность <<соотечественника>> к лицам, состоявшим в гражданстве СССР, выходцам (эмигрантам) и потомкам <<соотечественников>> устанавливается на основании имеющихся у него документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР;
проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);
родство по прямой восходящей линии с указанными выше лицами - для потомков <<соотечественников>> ;
проживание за рубежом - для всех указанных в настоящей статье лиц.
СТАТЬЯ 5. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ <<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> *5)
1. Государственная политика Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Государственная политика Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> основывается на признании:
неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;
обязательности соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права при полном соблюдении принципа невмешательства государств во внутренние дела друг друга;
взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод <<соотечественников>> .
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> заключаются в оказании государственной поддержки и помощи <<соотечественникам>> в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права:
свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;
устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между <<соотечественниками>> и связи с Российской Федерацией, получать информацию из Российской Федерации;
создавать национально-культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности; *5.2.2.3)
участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Российской Федерацией;
осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в Российскую Федерацию.
СТАТЬЯ 6. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОТНОШЕНИЙ С <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ>>
Законодательство Российской Федерации в области отношений с <<соотечественниками>> основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
СТАТЬЯ 7. ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ С ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРОЖИВАЮЩИМИ ЗА РУБЕЖОМ
1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.
2. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при соблюдении законодательства государства проживания.
3. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
4. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 8. ОТНОШЕНИЯ С ЛИЦАМИ, СОСТОЯВШИМИ В
ГРАЖДАНСТВЕ СССР
1. Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, определяются историческими особенностями возникновения государств их проживания и имеют приоритетное значение для Российской Федерации.
2. Российская Федерация содействует лицам, состоявшим в гражданстве СССР, в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на гражданство и права на свободу его выбора, оказывает им помощь и поддержку на основании настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации с учетом законодательства государств их проживания.
3. Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, приобретающими в соответствии с законодательством государств, входивших в состав СССР, гражданство Российской Федерации, государства проживания, третьего государства или двойное гражданство, либо с лицами без гражданства определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
СТАТЬЯ 9. ОТНОШЕНИЯ С ВЫХОДЦАМИ (ЭМИГРАНТАМИ)
1. Российская Федерация благоприятствует сохранению выходцами (эмигрантами) связей с Российской Федерацией во всех областях и использованию возможностей, предоставляемых <<соотечественникам>> в соответствии с положениями статей 14, 15, 16, 17, 18 настоящего Федерального закона, а также выступает в их поддержку в случаях нарушения их основных прав и свобод человека и гражданина.
2. На выходцев (эмигрантов), являющихся лицами, состоявшими в гражданстве СССР, проживающих за рубежом и за пределами государств, входивших в состав СССР, распространяется действие положений статьи 8 настоящего Федерального закона.
3. Отношения между выходцами (эмигрантами) и Российской Федерацией, вытекающие из факта наличия у выходцев (эмигрантов) в прошлом подданства Российского государства или гражданства Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, регулируются международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 10. ОТНОШЕНИЯ С ПОТОМКАМИ <<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>>
1. На потомков <<соотечественников>> , являющихся гражданами Российской Федерации или лицами, имеющими двойное гражданство, одно из которых - российское, распространяется действие статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Потомкам <<соотечественников>> в случае установления по основаниям, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, их родства по прямой восходящей линии с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и выходцами (эмигрантами) участники (стороны) отношений Российской Федерации с <<соотечественниками>> создают условия для поддержания их интереса к Российской Федерации и связей с ней в соответствии с положениями статей 14, 15, 16, 17, 18 настоящего Федерального закона.
3. Права потомков <<соотечественников>> , которые могут вытекать из их родства с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, и выходцами (эмигрантами), обеспечиваются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 11. ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА В ОТНОШЕНИЯХ С <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ>>
(статья утратила силу с 1 июля 2002 года - Федеральный закон
от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
СТАТЬЯ 12. ВЪЕЗД В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ, ПЕРЕДВИЖЕНИЕ
ПО ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫЕЗД
<<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *12)
Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда <<соотечественников>> из Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
СТАТЬЯ 13. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ <<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> - ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Во время пребывания на территории Российской Федерации <<соотечественники>> , являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
СТАТЬЯ 14. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ
<<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>>
1. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. *14.1)
2. Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к <<соотечественникам>> является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
3. Программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина.
4. Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.
5. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении <<соотечественников>> является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов <<соотечественников>> .
СТАТЬЯ 15. ПОДДЕРЖКА <<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> В ОБЛАСТИ ОСНОВНЫХ ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. <<Соотечественники>> вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:
в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;
в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к <<соотечественникам>> , имущественного положения или любого другого обстоятельства;
в обеспечении своего права на равенство перед законом.
2. Поддержка <<соотечественников>> в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств и принадлежности <<соотечественников>> к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
СТАТЬЯ 16. ПОДДЕРЖКА <<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ОБЛАСТЯХ
1. При осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют сотрудничество российских организаций с хозяйствующими субъектами <<соотечественников>> , содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию <<соотечественников>> в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских организаций независимо от форм собственности с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно <<соотечественники>> , развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям <<соотечественников>> в зависимости от их принадлежности к группам <<соотечественников>> , предусмотренным настоящим Федеральным законом, на основании международных договоров Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Гуманитарная помощь <<соотечественникам>> , оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. *16.3)
СТАТЬЯ 17. ПОДДЕРЖКА <<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> В ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРЫ, ЯЗЫКА И ОБРАЗОВАНИЯ *17)
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают <<соотечественников>> в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности <<соотечественников>> , в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями <<соотечественников>> в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.
3. <<Соотечественникам>> для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.
4. В целях содействия <<соотечественникам>> в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам <<соотечественников>> ;
способствуют изучению культурного наследия <<соотечественников>> ;
содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и <<соотечественниками>> .
5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации способствуют сохранению <<соотечественниками>> знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
6. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации способствуют получению лицами, состоявшими в гражданстве СССР, наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях в Российской Федерации.
В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы <<соотечественников>> .
Российская Федерация содействует получению <<соотечественниками>> общего образования на родных языках национальностей Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия.
С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов- <<соотечественников>> учебников, программ и учебно-методических пособий с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах, входивших в состав СССР, и снабжению такими учебниками, программами и пособиями <<соотечественников>> , по оказанию помощи в создании и официальном признании учебных заведений, открытии филиалов российских высших учебных заведений с обучением на родных языках, признании эквивалентности дипломов, выдаваемых этими учебными заведениями.
7. Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы <<соотечественников>> , проводит в отношениях с государствами, входившими в состав СССР, линию на выработку согласованной политики в сфере образования; заключает международные договоры о признании Российской Федерацией дипломов о высшем профессиональном образовании <<соотечественников>> , получивших высшее образование в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике.
СТАТЬЯ 18. ПОДДЕРЖКА <<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИИ
1. Российская Федерация поддерживает <<соотечественников>> в получении и распространении информации, пользовании информацией на родных языках национальностей Российской Федерации на территориях государств их проживания, создании средств информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами их проживания, между <<соотечественниками>> и Российской Федерацией.
Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по распространению информации о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> и о положении <<соотечественников>> в Российской Федерации и в государствах их проживания.
2. Российская Федерация создает необходимые условия для передачи <<соотечественникам>> информации из Российской Федерации посредством телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках <<соотечественников>> путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации.
Российская Федерация предоставляет российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование <<соотечественников>> , финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация оказывает поддержку принадлежащим <<соотечественникам>> средствам массовой информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством государства, на территории которого функционируют эти средства массовой информации.
СТАТЬЯ 19. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОТНОШЕНИЙ С <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ>>
Полномочиями Российской Федерации в области отношений с <<соотечественниками>> являются:
установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации; *19.2)
принятие федеральных законов, внесение изменений в федеральные законы и контроль за их соблюдением;
принятие федеральных программ;
заключение международных договоров Российской Федерации и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;
другие полномочия, определенные федеральными законами.
СТАТЬЯ 20. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ
ОТНОШЕНИЙ С <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ>>
Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с <<соотечественниками>> являются:
участие в разработке основ государственной политики Российской Федерации и в деятельности по ее реализации, а также в разработке федеральных законов;
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
участие в разработке и реализации федеральных программ;
разработка, принятие и выполнение региональных (территориальных) программ.
СТАТЬЯ 21. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ОТНОШЕНИЙ С <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ>>
Государственные управление и контроль в области отношений с <<соотечественниками>> осуществляются:
на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
СТАТЬЯ 22. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ
ОТНОШЕНИЙ С <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ>>
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
содействовать <<соотечественникам>> всех предусмотренных настоящим Федеральным законом групп в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению;
руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся <<соотечественников>> .
СТАТЬЯ 23. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ОТНОШЕНИЙ С <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ>>
1. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с <<соотечественниками>> осуществляется за счет средств федерального бюджета. Порядок распределения и использования государственных ассигнований определяется Правительством Российской Федерации, а контроль за их использованием осуществляется Счетной палатой Российской Федерации. *23.1)
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и порядок использования собственных доходных средств, направляемых на финансирование их деятельности в области отношений с <<соотечественниками>> .
3. В Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные и общественные фонды, образуемые из взносов государства, физических и юридических лиц, для финансовой и материальной поддержки <<соотечественников>> и их организаций. Органы государственной власти Российской Федерации поощряют благотворительную деятельность физических и юридических лиц Российской Федерации в области отношений с <<соотечественниками>> в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 24. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ И ПРЕИМУЩЕСТВ
<<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ>> И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ФИЗИЧЕСКИМ
И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ИНОСТРАННЫМ ЛИЦАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ
ПОДДЕРЖКУ <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ>>
Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении <<соотечественников>> за рубежом физическим и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным лицам и организациям, оказывающим <<соотечественникам>> материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с <<соотечественниками>> и их организациями на основании законодательства Российской Федерации.
СТАТЬЯ 25. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ В ОБЛАСТИ
ОТНОШЕНИЙ С <<СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ>>
В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с <<соотечественниками>> , включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении <<соотечественников>> , создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.
Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с <<соотечественниками>> , организаций <<соотечественников>> , общественных объединений, средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.
Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с <<соотечественниками>> устанавливается Правительством Российской Федерации.
СТАТЬЯ 26. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ <<СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ>> В
ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *26)
При органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы - советы (комиссии) <<соотечественников>> . Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) <<соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно.
СТАТЬЯ 27. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.