В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм Назад
Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм
МХАТ ПРЕВРАТИЛСЯ В МХТ

Каждая встреча художественного руководителя чеховского МХТ с журналистами, будь-то пресс-конференция или эксклюзивное интервью, - это всегда представление. Спектакль одного актера, обожающего импровизацию.



- Чувствую себя прямо как Юля Тимошенко, - сказал мэтр, указывая на большое число устремленных на него объективов фото- и кинокамер. И добавил: - Правда, я не так хорош, как она...



А потом, поправив волосы, с лукавой усмешкой продолжил: - Ждете от меня подробного отчета о проделанной работе? Что ж, я готов отчитаться! Итак, я возглавил театр в состоянии беды, когда ушел из жизни возглавлявший его 30 лет Олег Николаевич Ефремов. Никаких глубоких мыслей на тему, что и как делать, мне тогда не приходило. Было не до философских размышлений. Просто требовалось подставить плечо. Дом горел! Прошло четыре с половиной года. За это время дела поправились. В театр вернулся зритель. Выпущено более 40 спектаклей. Одно перечисление авторов поставленных пьес скажет вам, надеюсь, о многом: Островский, Горький, Чехов, Булгаков, Достоевский, Гоголь, Гончаров. Присутствует также и новая драма - Гришковец, братья Пресняковы, и русская проза - Людмила Улицкая, Леонард Исхаков, Виктор Астафьев...



- Вы назвали количество спектаклей, выпущенных за период вашего руководства МХТ. А что бы вы могли сказать об их качестве?

- Зачем же я буду говорить о качестве, отбирать хлеб у критиков? Это их работа!



- Критические статьи, посвященные постановкам вашего театра, не всегда лицеприятны...

Табаков смотрит на меня, сощурившись. Встает, поправляет жилетку, застегивает пиджак и с расстановкой, но безгневно и даже со своей улыбочкой произносит:



- А вот это меня не интересует. Руковожу театром я, а не критики. Но не думайте, что я не любознательный. Читаю много. Утром встаю и сразу за газеты. Но это никоим образом не влияет на формирование нашего репертуара. Я бы так сказал: отнюдь не критические статьи заставляют меня снимать с репертуара спектакли, пользующиеся спросом у зрителя, или, например, вовсе не выпускать их после долгих репетиций...



- Не затем ли вы изъяли из аббревиатуры в названии театра букву `А`, превратив всем привычный МХАТ в МХТ, чтобы иметь возможность ставить спектакли, не вписывающиеся в рамки академической школы?

- Я просто думаю, что прилагательное `академический` менее всего подходит к театру. Что такое театр? Это зрелищное предприятие. И когда основатели Московского Художественного Станиславский и Немирович-Данченко создавали коллектив, они называли его не `академическим`, а `художественным, общедоступным`. Или вы всерьез считаете, что это слово идет театру?



- Но в академическом театре ставки у актеров выше!

- Да бросьте вы. Актеры получают маленькие или большие ставки совсем не поэтому. Все зависит от того, как работает театр. Вот у нас в МХТ ставки примерно как в других государственных театрах, но гонорары значительно выше.



- Говорят, вы создаете в своем театре специальное актерское агентство: если, к примеру, вашего актера приглашают сыграть в антрепризе или в кино, на телевидении, то отчисления должны идти в МХТ?

- Не агентство, а подразделение, у которого пока нет названия. Да и не в названии суть. У нас очень хорошие актеры, и на них большой спрос! Но это наши актеры, мы их воспитали. Почему же не воспользоваться собственными трудами? Процент с их контрактов пока `капает` небольшой, однако это очень важно с точки зрения самой идеи. Получая реальные деньги, мы тем самым можем материально поддержать тех акеров, которые мало заняты в репертуаре. Наш театр - единственный, кто это делает. Сумма пособия приличная - 30 тысяч рублей.



- Вместе с другими известными представителями отечественной культуры вы недавно были приглашены на встречу с президентом России по поводу предстоящей театральной реформы. Как вы лично относитесь к этой реформе?

Этот вопрос вызвал у Олега Табакова что-то вроде легкой изжоги. Словно хотел стряхнуть некое наваждение. Поморщился, наклонил голову, сгорбился, живо напомнив одного из своих любимых персонажей - Сальери из `Амадея`. Потом резко выпрямился:



- Никакая это не театральная реформа. Желание финансовых мужей из правительства пересмотреть привычные нормы (и формы) пополнения казны вызвано огромным количеством денег, которые крутятся в стране в виде `черного нала`. Серьезные беды, как я думаю своим хитрым саратовским умом, придут с другого конца - когда захотят брать налоги с земли, на которой стоят театры, на собственность... А та встреча с президентом, о которой вы спрашиваете, имела обнадеживающий итог. Владимир Владимирович проявил удивительную осведомленность в наших делах. Мне показалось, что он хорошо воспринял наши предложения, пожелания. Во всяком случае, пообещал мне, что деньги, которые мы зарабатываем, будут оставаться в театре... Однако не поговорить ли нам о делах творческих? Почему вы не спрашиваете о режиссерах, работающих в МХТ? Их постановочных планах?



- Олег Павлович, нельзя ли поподробнее узнать о режиссерах, работающих в Московском Художественном театре имени Чехова? Каким принципом вы руководствуетесь, приглашая того или иного из них на постановку в свой коллектив?

- Хороший вопрос. Отвечаю подробно. Режиссеры у нас разные и талантливые. Талант - главный критерий для приглашения. Те из постановщиков, кто хочет `дойти до самой сути`, ставят в МХТ по второму, третьему кругу. А некоторые, как, скажем, Кирилл Серебряников, уже по пятому. Интересно работает у нас Сергей Женовач. Я его называю `Тишайшим` - интеллигентный печальный человек, которого дважды пыталась уничтожить наша любимая критика, но который никак не уничтожается, а продолжает учить своих учеников и ставить свои спектакли. Он начинает работу над `Братьями Карамазовыми`. Юрий Еремин, поставивший `Последнюю жертву`, благосклонно принятую зрителями, будет ставить сейчас `Возвращение` по рассказу Андрея Платонова. Нина Чусова начнет работу, вероятно, над детским спектаклем. После тех `шалостей`, которые она допустила в работе над спектаклем `Тартюф`, мы решили, что хорошо бы определить ее к месту. Скорее всего, это будет `Буратино`.



- Нет ли желания пригласить известных режиссеров из-за рубежа? Сейчас это модно...

- Насчет моды, не знаю. А иностранца мы уже пригласили - знаменитого японца Тадаши Сузуки. Удивительный, очень интересный театральный деятель, едва ли не самый крупный в Японии. Он сумел создать театральный центр на севере своей страны, где прежде и клуба-то (в нашем понимании) не было! Теперь воспитывает в этом центре молодых актеров. Скоро он приедет к нам. Возможно, будет ставить у нас и Петер Штайн.



- Есть ли в вашем коллективе острые проблемы? Редкий театр обходится сегодня без них...

- В коллективе МХТ имени Антона Павловича Чехова острых проблем не существует. Придя в театр в качестве художественного руководителя, я распустил совет старейшин, совет по делам молодежи, совет художественный. Партийная организация распалась раньше сама собой. Номинально существует профсоюзная. Но содержит ее театр, так что... Словом, никакой демократии. У нас просвещенный абсолютизм.



И он широко улыбнулся, как бы приглашая всех порадоваться этому факту. И все заметили, что стоит при этом актер в той же позе, что и его знаменитый король из `Д`Артаньяна и трех мушкетеров`. Помните эпизод на поле боя у крепости Ля Рошель, когда вальяжный, уверенный в себе Людовик принимает поздравления от свиты? Он - победил!



Безрукова Людмила, соб. корр. `Труда`.

Санкт-Петербург.

Труд No037 за 04.03.2005

Док. 225751
Опублик.: 04.03.05
Число обращений: 301

  • Табаков Олег Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``