В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Мишарин: `Документом, определяющим право гражданина на проезд, является билет` Назад
Александр Мишарин: `Документом, определяющим право гражданина на проезд, является билет`
Заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин рассказал о порядке льготного проезда на общественном транспорте обозревателю программы `Вести-Подробности` телеканала `Россия` Андрею Быстрицкому.

- Александр Сергеевич, кто сохранил право на льготный проезд на общественном транспорте?

- Проще ответить, кто не сохранил эти права, потому что по 122-му закону льготы сохранены практически всем категориям граждан. Что касается федерального бюджета, не сохранены льготы помощникам депутатов Государственной думы, помощникам членам Совета Федерации, ветеранам военной государственной службы, учащимся, прокурорам, научным педагогическим работникам. Примерно то же самое происходит и на уровне в муниципальных и в региональных образованиях.

- Во многих регионах бесплатным проездом пользовались не просто льготники, а пенсионеры. Что с ними?

- В большинстве регионов пенсионерам сохранены подобные льготы как и для всех тех льготников, которые входят в региональный перечень. То есть им сохранено право приобретения единого социального проездного билета, как и для других категорий льготников.

- Было очень много разговоров об этом едином социальном проездном билете. В разных регионах, как я понимаю, выплачивают разные суммы. Хватает ли их для того, чтобы купить такой проездной билет, который бы в свою очередь позволил бы сохранить прежние возможности передвижения в транспорте? Вот, например, в Бурятии пенсионерам выдали 100 рублей. Это мало, много или достаточно?

- Идея единого социального проездного билета заключается в том, что любой гражданин, имеющий льготы, должен, получая денежную компенсацию, иметь возможности приобрести проездной билет, стоимость которого должна быть не выше, а она сегодня реально ниже той денежной компенсации, которую он получает. То есть, если получает компенсацию 200 рублей, то стоимость единого социального проездного билета не должна превышать 200 рублей. По сути дела так и происходит. Сейчас единый социальный проездной билет введен в 55 областях, и стоимость его примерно в среднем 45% от стоимости полного проездного билета.

- А какие-нибудь еще другие проездные документы они могут приобрести или только этот единый социальный проездной билет?

- Нет, они могут приобрести все остальные проездные билеты. Главное, что введен закон о том, что сегодня единым документом, определяющим право гражданина на проезд, является билет. И это существенное отличие от того, что было раньше. Раньше пассажир мог пользоваться транспортом , имея удостоверение. Сегодня билет обязателен. Но билет может быть бесплатным, может быть дифференцированным по сроку, по времени, по видам транспорта и билет может быть единый, полный, как это сегодня есть по всем регионам.

- Александр Сергеевич, раньше пенсионер, льготник или ветеран войны мог приехать, скажем, из Пензы в Москву, и по своему ветеранскому удостоверению проехать в метро в Москве по пензенскому удостоверению. Что с ним произойдет сейчас? Если он приехал 9 мая в Москву, он тоже будет пользоваться бесплатным транспортом в Москве или нет?

- Конечно, он должен будет купить билет разовый и, воспользовавшись этим билетом, проехать. Безусловно, это дополнительная плата, но она компенсируется: величина денежной компенсации, как правило, выше в два и более раза той стоимости единого социального билета, которую сегодня платит человек за проезд в транспорте. Этой разницы, на наш взгляд, достаточно для того, чтобы человек, приезжая, (он не так часто ездит в другие города), мог там это оплатить. Исключение составляют те регионы, где такие поездки часты. Например, между Москвой и Московской областью заключено соглашение, по которому стоимость билета единая для жителей Москвы и для жителей Московской области. То же самое - Санкт-Петербург и Ленинградская область. По этому пути мы предлагаем идти и другим регионам.

- Александр Сергеевич, у нас есть письмо из села Марьино Краснодарского края. Льготникам этого села выдали талоны на проезд, они позволяют им доехать до границы города из села, а в городе этот билет уже не действует. Так и должно быть или это какой-то местный недочет?

- У нас есть 4 региона, где введены такие муниципальные билеты. Мы считаем, что билет должен быть единый на область. Более того: там, где между областями пассажиропоток большой, а у нас есть такие границы, должны быть заключены межрегиональные соглашения. Человек не должен этого чувствовать.

- Федеральный центр может как-то повлиять на руководство этих четырех регионов, чтобы они пошли навстречу льготникам? Потому что понятно - это дело новое. Не упрекать, а как-то воздействовать, подсказать?

- По большому счету это, безусловно, дело местных властей. Но мы сегодня проводим такую работу через специальные выездные совещания. Там, где городской транспорт был достаточно проблематичный, там, где происходила постоянная смена руководства, там эти проблемы накопились и их сегодня приходится решать в оперативном порядке.

- В сall-центр Минздрава звонят по поводу технических возможностей приобретения этих льготных билетов. В некоторых регионах с этим большие проблемы, все плохо организовано. В Сыктывкаре, например, говорят, что там очень мало точек, где такие билеты можно купить.

- У нас есть опыт организации такой работы во многих регионах. Во-первых, система `одного окна`. Как правило, продавцом единого проездного билета выступает головное транспортное предприятие. Например, в Петербурге - это метрополитен, в другой области это - главное автотранспортное предприятие, где-то продают такие билеты через предприятия Пенсионного фонда. Я не исключаю, что в Сыктывкаре подошли к этой проблеме не очень внимательно.

- Есть перевозчики общественные, государственные, муниципальные, а есть коммерческие. Они тоже обязаны перевозить по единому социальному билету?

- Наша принципиальная позиция - да, они обязаны производить перевозки по единому социальному проездному билету. Для этого и отработан весь механизм компенсации разницы между полным билетом и единым социальным проездным. Другое дело, что сделано так, что часть маршрутов выгодных и наиболее окупаемых отдано коммерческим перевозчикам, и они всегда обслуживали только тех, кто платит, и никогда не перевозили льготников, а сегодня им приходится идти на это. Это тоже отдельная работа.

- Пенсионеры часто жалуются, что льготный билет именной, а пожилые супруги хотели бы пользоваться им по очереди. Льготный билет должен быть именным?

- Льготный билет должен, безусловно, быть именным. У нас адресная льгота, в этом весь принцип. Если он будет не именным, а обезличенным, то это вызовет много проблем, связанных с учетом льгот, предоставлением льгот и вообще эффективности всего мероприятия, которое мы проводим.

- Александр Сергеевич, много вопросов поступает по поводу инвалидов и их возможности ехать на пригородном транспорте и на дальних поездах к месту лечения. В частности, речь идет о сопровождающих лицах.

- Льгота сохранена для сопровождающих лиц, но при условии, что они едет с инвалидом.

- То есть они вместе?

- Да. Вся проблема возникает, когда человек должен поехать за инвалидом, взять его, а потом ехать с ним. Так вот, когда сопровождающий едет за инвалидом, он едет как обычный пассажир, когда он едет с инвалидом, хоть тысячу поездок совершает, на него распространяются льготы.

- Вопрос о сельских школьниках. Например, в Ярославской области сельские школьники не могут добраться до своей школы в городе. Им положена льгота, чтобы доехать до города, а в городе она не работает. Как дело обстоит с этими школьниками? У них льготы сохранились?

- Я еще раз повторю: это та же система, когда сохраняется отдельно муниципальная льгота и отдельно региональная. Мы придерживаемся одного принципа: льгота в регионе должна быть одинаковой для всех льготников, причем как для федеральных, так и для региональных.

- Как обстоит дело с проездом бывших уже льготников на пригородном транспорте в преддверии нового дачного сезона, который начнется буквально через месяц?

- Ситуация выглядит таким образом. По пригородному проезду подписано соглашение генеральное между Агентством здравоохранения и компанией `Российские железные дороги` о порядке льготного проезда. Суть в чем: каждый льготный пассажир приобретает билет в любой кассе, в любое время по устному заявлению при предъявлении документа, удостоверяющего личность, если он с фотографией, если без фотографии - то еще дополнительно паспорт. Для них ничего не изменится. Взял билет в любой кассе и поехал. Он может быть как разовый, так и месячный, и трехмесячный. Что касается других категорий, в том числе региональных. Компания `Российские железные дороги` подписала договор с 30 субъектами о подобном порядке приобретения билетов, с остальными регионы пошли на денежную компенсацию тем льготникам, которые пользовались пригородным транспортом.

- Как вы в целом оцениваете проведение этой реформы? Каковы итоги, ведь прошло два месяца с лишним.

- Мы понимаем, столкнувшись с повальным неучетом пассажиров, что те расчеты, которые были заранее сделаны, несколько отличались от того, что мы имеем на сегодняшний день. Мы столкнулись с тем, что предприятия городского транспорта не везде были готовы к введению платы за проезд, потому что эту работа нужно правильно подать. Там, где система продажи единых социальных билетов работала до этого, нет особых проблем с продажей единого социального проездного билета. Мы сегодня видим, что примерно в половине регионов реальные доходы транспортных предприятий возросли.

- То есть реально эти деньги помогут действительно обновить автопарк?

- Мы делаем все, чтобы эти средства, которые сегодня выделяются как из федерального бюджета, так и часть региональных, так и платятся в первую очередь пассажиру, шли на улучшение сервиса и качества обслуживания пассажиров, на обновление подвижного состава, на соблюдение графика движения поездов и городского транспорта, на улучшение самого сервиса, системы обслуживания и так далее.

- А в чем главная проблема?

- Первое. Нужно, чтобы каждый пассажир имел билет. Второе. Стоимость этого билета должна быть в соответствии с законом, и плата за проезд не должна превышать тех компенсаций, которые получают льготники. Этот принцип должен быть соблюден. Третье. Должно быть значительно улучшено управление городским транспортом в регионах.

- Кто должен отвечать за все эти шаги?

- Ответственность здесь распределена, и каждый должен ее нести в своей части. Федеральные органы власти, в первую очередь министерства отвечают сегодня вместе с Министерством финансов за то, чтобы своевременно поступали деньги, в том числе и на компенсацию единых социальных проездных билетов. А регионы отвечают за саму реализацию и проведение в жизнь мероприятий, о которых я говорил.

- Перед кем отвечают, перед вами?

- Нет, мы все отвечаем перед населением, перед пассажирами, перед теми, кто сегодня пользуется услугами транспорта, потому что самую главную оценку, что бы мы с вами ни говорили, даст пассажир. Человек, который входит в электричку, в автобус, в трамвай, оценит - нужно платить деньги или не нужно.

10.03.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru

Док. 226417
Опублик.: 10.03.05
Число обращений: 465

  • Мишарин Александр Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``