Творчество привлекает многих. И казалось бы, если тяготеешь к этому роду занятий - бери и действуй. Однако, по словам известного актера Игоря Угольникова, не все так просто. `Если не хочешь быть подвластен чужой воле, ты должен заниматься не только творчеством`, - утверждает он. Видимо, поэтому Угольников сегодня прежде всего продюсер, а уж потом актер.
Из досье
Родился 15 декабря 1962 г. в Москве. В 1984 г. окончил режиссерский факультет и факультет актерского мастерства Государственного института театрального искусства. После института работал в московских театрах в качестве актера и режиссера. С 1991 по 1992 г. выпускал телепрограмму `Оба-на!`, отмеченную критиками как `событие в телевизионном эфире`. В 1992 г. стал лауреатом Первой премии `Золотой Остап`, присуждаемой за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора. С 1992 по 1995 г. выпускал телепрограмму `Угол-шоу`. С 1996 г. - заместитель директора Дирекции телевизионного вещания Всероссийской государственной телерадиовещательной компании. В 1996 г. в качестве продюсера создал ток-шоу `V.I.P. - Особо важные персоны`, не имеющее в мире аналогов. С 1997 по 1998 г. - постановщик и ведущий ежедневного развлекательного ток-шоу `Добрый вечер`. В период с 1989 по 1995 г. снялся в художественных фильмах `Круг`, `Гулять так гулять`, `Чернов-CHERNOV`, `Встретимся на Таити`, `Прорва`, `Путь вашей жизни`, `Ширли-Мырли`. В 2001 г. по заказу канала РТР - автор сценария, продюсер, режиссер юбилейной программы `Оба-на. Юбилей`. С 2001 по 2002 г. - продюсер и ведущий программы `Добрый вечер на СТС`. В 2002 г. - лауреат премии `Золотой стул` Второго Международного телевизионного фестиваля юмора в Одессе. Номинация `За обаяние и находчивость`. С октября 2002 по октябрь 2004 г. - директор Дома кино Союза кинематографистов России. С 2004 г. - продюсер Телевизионного сатирического журнала `Фитиль`.
- Игорь, вы были актером, сценаристом, продюсером, телешоуменом. Кем прежде всего вы сегодня себя считаете?
- Сколько себя помню, всегда существовал в следующей последовательности: актер, режиссер, продюсер. Сейчас все перевернулось. Теперь я в первую очередь продюсер, а уж потом режиссер или актер. А шоуменом назвали меня люди, абсолютно не понимающие, чем я занимаюсь на самом деле. С годами становится все труднее переключаться с одного на другое. Так, раньше я вел ежедневную программу `Добрый вечер`, писал киносценарий и снимал кино. А сегодня для этого мне приходится уезжать куда-нибудь в так называемую творческую командировку.
- Что именно вы продюсируете?
- Телевизионный сатирический журнал `Фитиль`. Программа построена по тому же принципу, по которому был создан одноименный сатирический киножурнал. Так уж получилось, что мы с `Фитилем` ровесники. Я тоже родился в 1962 г. Тележурнал стал главным делом моей жизни. Для нас чрезвычайно важно обозначить связь времен: над чем смеялись люди тогда и что вызывает улыбку теперь. В марте программе исполняется год. На сегодняшний день это мой единственный продюсерский проект.
- Вы родились в семье инженеров, однако пошли в институт театрального искусства...
- Моя детская мечта. Родители поначалу отнеслись к моему решению стать актером настороженно (для них мир театра и кино был загадочным, неведомым). Но, увидев меня на сцене, они быстро смирились, а через некоторое время и вовсе стали гордиться своим сыном.
- В ГИТИСе вы окончили два факультета: режиссерский и актерского мастерства. С чем связано такое метание?
- А я поступил на экспериментальный режиссерско-актерский курс. Пытался, как говорится, поймать сразу двух зайцев. Давалось это нелегко, я практически жил в институте.
- Выходит, у вас два высших образования...
- Я еще и курсы бухгалтерского учета в 1998 г. экстерном окончил (занимался самостоятельно с педагогом). Без таких знаний невозможно было руководить серьезной компанией.
- Что написано в вашем дипломе?
- Режиссер и актер драмы.
- Вы уже тогда задумывались о карьере?
- В 1984 г. было трудно задумываться о серьезной карьере. Но, несмотря на это, я твердо знал, что мне удастся и ставить спектакли, и играть в них. После окончания ГИТИСа пошел в Театр им. Гоголя, где мне предложили и играть, и ставить. Поначалу все складывалось хорошо, но через четыре года работа там превратилась для меня в рутину (30 спектаклей в месяц не выдерживал уже физически), и я ушел в Театр-кабаре `Летучая мышь`.
- В то время Влад Листьев и Анатолий Малкин одновременно предложили вам работу на ТВ. `Полем чудес` вы пренебрегли, а вот за `Оба-на!` взялись. Однако капитал-шоу до сих пор идет, а развлекательной передачи и след простыл. Не жалеете?
- Тогда я уже бредил ТВ и участвовал в программе `Веселые ребята`. Работать над юмористической программой мне показалось интереснее. И я никогда не жалею о принятых решениях, даже не думаю об этом. Главное - не совершать ошибок в будущем.
- Вас можно назвать карьеристом?
- В известном смысле - да. Если не заниматься собственной карьерой, то никто за тебя ее не сделает.
- Выходит, слово для вас не ругательное?
- Абсолютно неругательное. В слово `карьерист` я вкладываю вынужденный смысл. Этим необходимо заниматься.
- Если построить график вашей карьеры, то какая кривая получится?
- Абсолютная кривая с наивысшим пиком в 1997 г. В то время я ежедневно выходил к российскому зрителю в программе `Добрый вечер`. Тот год был для меня самым счастливым. А спадом своей карьеры я считаю должность директора Дома кино, на которую меня утвердили в 2002 г. Думаю, что занимался не своим делом. Чем больше пытался что-то сделать, чего-то достичь - тем больше оплеух получал. Должность директора стала для меня делом неблагодарным. Но как известно, во всем плохом всегда есть доля хорошего. Так, находясь на этом посту, я приобрел неоценимый опыт и много товарищей.
- Стать директором Дома кино вам предложил Никита Михалков. Почему его выбор пал на вас?
- Я не знаю, надо у Михалкова спросить.
- Вы сразу согласились?
- Нет, я целый день думал. Конечно, советовался с женой. И она была категорически против. Алла сказала: `Ты ничего не добьешься, только со всеми перессоришься. Да и перед Гусманом неудобно`. Она как в воду глядела.
- Почему же вы поступили по-своему?
- Если бы я всегда поступал только так, как советует моя жена, то перестал бы быть самим собой.
- Перед вами поставили задачу сделать Дом кино местом, куда опять начнут приходить люди. Достигнута ли цель?
- Программу-минимум я выполнил: в Дом кино действительно пошли люди. К тому же мне удалось сделать ремонт, организовать работу ресторана, бильярдной, проведение творческих вечеров.
- А вам самому зачем это было надо?
- Мне хотелось попробовать себя в качестве организатора, продюсера. Я всю жизнь чему-нибудь учусь и данный период расцениваю как очередную учебу в жизни.
- Административная работа пришлась вам по вкусу?
- Нет. Вряд ли я стану заниматься подобной деятельностью в ближайшее время.
- На ваш взгляд, выгодно ли быть директором Дома кино?
- Совсем невыгодно.
- Тогда почему некоторые за это место буквально дрались?
- Не понимаю. Сегодня должность директора Дома кино вообще упразднена. Она настолько желанна и настолько невозможна для реального человека, что ее теперь даже нет.
- Какие у вас сейчас отношения с Юлием Гусманом?
- При встрече мы по-прежнему жмем друг другу руку, но уже не целуемся. Гусман после наших разговоров сказал: `Ты не выдержишь`. Что и получилось.
- По вашим словам, 4 декабря 2003 г. вы ушли в творческий отпуск. Вы уже заранее планировали отойти от дел директора Дома кино?
- Нет, я сказал это тогда совершенно искренне (мне надо было делать `Фитиль`, мне надо было работать над спектаклем). Ни я, ни Михалков не хотели моего окончательного ухода. Мы ждали изменения ситуации в Союзе кинематографистов. Однако она осталась прежней, и я написал заявление об уходе.
- Чем вам приходится жертвовать ради карьеры?
- Возможностью побыть с любимыми людьми, свободным временем и творчеством в чистом виде. Если ты занят только творчеством, то рано или поздно становишься подвластен чужой воле. А я всегда сам любил принимать решения. Поэтому мне приходится быть всем, чтобы не быть ни под кем.
- Вот, скажем, вам вдруг захотелось куда-нибудь уехать. Можете взять и все бросить?
- Я иногда так и делаю. Например, через несколько дней улетаю в теплые края. Вдали от Москвы надеюсь собраться с мыслями для того, чтобы наконец-то закончить сценарий и пьесу. Однако всю неделю буду звонить и узнавать, как в Москве идут дела, буду переживать и нервничать. У меня замечательные замы, но так уж я устроен, что мне надо самому контролировать процесс.
- В своей карьере вы уже достигли вершины Олимпа или все еще впереди?
- Вы что? Какая вершина Олимпа? Я только лишь у подножия, только лишь карабкаюсь!
- В таком случае что для вас является вершиной Олимпа?
- Поскольку я всего лишь у подножия, то и вершины еще не вижу.
- Что, на ваш взгляд, нужно человеку, чтобы сделать успешную карьеру в России?
- Терпение и умение идти на компромисс. К тому же надо быть очень внимательным к происходящему вокруг.
- У вас множество премий. Какой из них вы гордитесь больше всего?
- Золотым одесским стулом. Это премия одесситов, людей крайне изощренных в юморе, и получить от них похвалу не так-то просто.
- В 1996 г. вы работали заместителем директора ВГТРК. Что хорошего удалось вам сделать на своем посту?
- Например, подготовить канал к программе `Добрый вечер`. Но больше всего горжусь бенефисом Гердта.
- Сколько вы там продержались?
- Около года. Это было время, когда каналом руководил абсолютный романтик телевидения Эдуард Сагалаев. Он пригласил меня на должность своего заместителя по развлекательному ТВ. Отчасти то, чем я занимался, существует и сегодня на канале. Так, Дирекция экспериментальных программ - мое детище.
- С чем был связан ваш уход?
- После того как я приступил к программе `Добрый вечер`, Сагалаев мне сказал: `Ты не сможешь совместить одно с другим. Выбирай`. И я, как всегда, отдал предпочтение творчеству.
- Вы считаете себя состоятельным человеком?
- Я считаю себя ненуждающимся человеком. Все, что мне нужно, у меня есть. Иногда, правда, мечтаю о яхте или о персональном самолете, но поскольку для меня это не предметы первой необходимости, дальше грез дело не продвигается.
- То есть ваши желания не опережают ваши возможности?
- Мои желания офигевают от моих возможностей.
- Вас можно назвать любителем денег?
- У меня с деньгами дружеские отношения.
- Какой род деятельности является для вас основным источником дохода?
- Больше всего получается зарабатывать продюсированием. Доход для меня - это когда что-то сделал, а потом оно приносит тебе дивиденды. А у меня выходит: заработал, вложил, потратил. Продюсеры живут только так.
- Насколько вам помогает и мешает известность?
- Известность, безусловно, помогает в решении профессиональных проблем. А мешает - в решении бытовых. Так, вызов сантехника мне обходится значительно дороже, чем обычному человеку. Как только сантехник видит мое лицо, он сразу же прибавляет к сумме оплаты как минимум ноль.
- У вас с женой Аллой не только семейный союз, но и творческий тандем. Как вы между собой распределяете роли?
- Обычно было так: если я в кадре, то Алла - за кадром. Моя жена - замечательный телережиссер, но сегодняшнее ТВ (в том числе и `Фитиль`) не устраивает ее. Можно сказать, что она находится в творческом отпуске. Алла, как говорится, из литдрамы той поры, поэтому ей очень трудно вот так взять и переделать себя под ТВ обывательское.
Татьяна НИКИШИНА
`Работа Зарплата`
Док. 230730 Опублик.: 11.04.05 Число обращений: 155
Угольников Игорь Станиславович
|