В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Общественные организации
1. Правозащитные организации
2. Женские организации
3. Детские организации
4. Экологические организации
5. Патриотические клубы
6. Культурные и творческие союзы
7. Профессиональные союзы
8. Организации по месту жительства и местного самоуправления
9. Научные и образовательные организации
10. Ветеранские организации
11. Молодежные организации
12. Спортивные организации
13. Общественные религиозные организации
14. Другие некоммерческие (ассоциации, организации вкладчиков и т.д.)
15.Организации соотечественников и граждан России, находящихся за рубежом
16.Международные организации
17.Представительства России за рубежом
18.Зарубежные представительства в Москве
19. Независимые Российские СМИ
20. Благотворительные организации
21. Организации инвалидов
Башкирская республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ Назад
Башкирская республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ
Башкирский республиканский комитет Профсоюза

450077, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Кирова, 1, комн. 230

тел/факс: (8-3472) 22-04-84

e-mail: eduprof@rb.ru

Рождение профсоюзных организаций в образовании, как и в целом профсоюзов - не случайность, а объективная закономерность, обусловленная, прежде всего, социально-экономическими условиями в стране.
Реформаторские движения `новых школ` России конца XIX века, из которых рождались творческие учительские общества и союзы, общества взаимопомощи и съезды народных учителей стали той основой, на которой создавалось профсоюзное учительское движение в России.
Первым профессиональным объединением работников образования был Всероссийский союз народных учителей и деятелей по народному образованию, основанный 12 марта 1905 года в С-Петербурге. В течение всего периода своего существования Всероссийский союз учителей занимал последовательно демократическую политическую позицию. В соответствии с Уставом основными задачами деятельности Союза являлись борьба за коренную реорганизацию народного просвещения в России, в том числе введение бесплатного образования, а также борьба за политическую свободу в России и передачу власти в руки народа.
В большинстве губерний России были созданы отделения Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. Активно действовали отделения Всероссийского союза в Уфе, Белебее, Стерлитамаке, Мензелинске и в других уездных городах Уфимской губернии.
Широкое развитие профсоюзного движения в стране заставило царское правительство узаконить деятельность профессиональных союзов. 4 марта 1906 года был издан закон о профсоюзах под названием `Временные правила о профессиональных обществах...`, который явился первым правовым документом, регулирующим деятельность профсоюзов.
Профсоюзное движение работников образования после революции 1917 года всецело зависело от отношения учительства к новой власти. Всероссийский учительский Союз счел невозможным сотрудничество с новой властью, созданной путем насилия. Деятельность учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. В результате революционно настроенное учительство вышло из состава Всероссийского учительского союза и создало в декабре 1917 года Союз учителей-интернационалистов, который и стал основным ядром будущего профсоюза работников просвещения и социалистической культуры.
Уфимский союз учителей-интернационалистов в г. Уфе был создан 15 января 1918 года вместо упраздненных учительских союзов. Председателем союза учителей-интернационалистов был избран Р.Шапошников.
В январе 1919 года II Всероссийский съезд учителей-интернационалистов принял решение о создании Всероссийского профсоюза работников просвещения и социалистической культуры, построенного по производственному принципу и стоящего на платформе советской власти. Основными задачами профсоюза Устав определил участие в организации и регулировании культурно-просветительной и хозяйственной жизни страны, распределении и учете рабочей силы, поднятии производительности труда, улучшение экономического положения и повышение материального благосостояния своих членов; представительство и защиту интересов членов профсоюза в различных общественных и государственных учреждениях и организациях. Создание Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования в России.
В мае 1921 года в союз работников просвещения вошли работники печати. В октябре 1921 года Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культуры объединился с профсоюзом работников искусства. Однако в 1922 году работники просвещения и искусства выделились в самостоятельные профсоюзы: профсоюз работников просвещения и профсоюз работников искусства.
С 1922 по 1934 годы действовал профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов, политпросветучреждений России.
Профсоюз работников просвещения совместно с органами народного образования активно включился в работу по развитию системы народного просвещения, социалистической культуры и науки. Становление народного образования включало решение двух проблем: ликвидацию неграмотности среди взрослого населения и обеспечение начального обучения детей. Создавались чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности, в состав которых входили представители профсоюза. Проводимая работа давала положительные результаты. По переписи 1926 года, умели читать и писать 45,5% населения Башкирской АССР (по СССР- 56,6%). Эта работа проводилась и в последующие годы.
14 августа 1930 года был принят закон `О всеобщем обязательном начальном обучении`, и в 1934 году закон был выполнен.
Наряду с задачей по ликвидации безграмотности профсоюз решал вопросы по ликвидации задолженности по заработной плате, оказанию помощи безработным, распределению путевок, заключению коллективных договоров и соглашений. Все заключенные коллективные договоры, тарифные и локальные соглашения проходили обязательную регистрацию в отделах труда и советах профсоюзов.
Начиная с 1923 года ежегодно заключались коллективные договоры между Башоблотделом профсоюза работников просвещения и Башнаркомпросом. На их основе месткомы и райкомы профсоюза заключали коллективные договоры с администрациями учебных заведений
Большое значение в работе профсоюзов придавалось социальному страхованию. На основании постановления ЦИК СССР, СНК СССР, ВЦСПС от 23 июня 1933 года функции органов труда и социального страхования были переданы профсоюзам.
Новый этап в развитии профсоюза наступил в 1934 году в связи с разукрупнением профсоюзов в целях более конкретного руководства производственной деятельностью рабочих и служащих, а также более активного участия профсоюзов в работе государственных, плановых и хозяйственных органов.
Из профсоюза работников просвещения было образовано 8 профессиональных союзов: союз работников высшей школы и научных учреждений, союз работников дошкольных учреждений, союз работников политико-просветительных учреждений, а также профсоюзы работников начальной и средней школы РСФСР, Украины, Белоруссии, Закавказья и Средней Азии.
V пленум Башкирского областного отдела профсоюза работников просвещения, состоявшийся 14-16 декабря 1934 года, постановил образовать на основе разукрупненного Башоблотдела профсоюза работников просвещения Башкирский областной комитет Профсоюза работников начальной и средней школы РСФСР (председатель обкома Профсоюза - К.М.Сафаргалин) и Башкирский областной комитет профсоюза работников дошкольных учреждений (председатель обкома профсоюза - З.Н.Ахметшина). Башкирский областной комитет профсоюза работников высшей школы и научных учреждений был создан в 1937 году. До этого времени руководство местными комитетами учреждений высшей школы и научных учреждений осуществлялось уполномоченным ЦК профсоюза.
Профсоюзные организации не прекращали своей деятельности и в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны отделы народного образования, профсоюзные организации приступили к осуществлению первоочередных мероприятий, связанных с перестройкой всей работы школ применительно к условиям военного времени.
В годы Великой Отечественной войны Башкортостан являлся глубоким тылом. С осени 1941 года сюда стали прибывать эвакуированные предприятия, учреждения, учебные заведения, гражданское население. Создавались необходимые условия для работы и учебы.
На протяжении всей войны профсоюзные организации осуществляли общественный контроль за работой предприятий торговли и общественного питания, за снабжением учителей продовольственными и промышленными товарами. Органы народного образования, профсоюзные организации учебных заведений, школ развернули движение по сбору средств в фонд обороны, организовывали дежурства в госпиталях, сбор лекарственных растений.
Решение сложных задач послевоенного развития народного образования требовало от профсоюзных организаций перестройки их деятельности. Интересы быстрейшего восстановления и развития народного хозяйства, разрушенного войной, потребовали объединения усилий всех пяти профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР на решении главной задачи. В соответствии с постановлением президиума ВЦСПС от 16 ноября 1948 года `Об объединении профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР` произошло их слияние в один профсоюз, в этом же году произошло объединение с профсоюзом дошкольных учреждений РСФСР.
В апреле 1953 года профсоюзы работников высшей школы и научных учреждений, политико-просветительских учреждений, работников искусств, печати объединились в профсоюз работников культуры. В ноябре 1955 года профсоюз работников высшей школы и научных учреждений выделился из профсоюза работников культуры. В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР, а в августе 1957 года профсоюзы работников просвещения союзных республик и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений были объединены в один профсоюз - профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Была создана республиканская (РСФСР) организация Профсоюза, которая входила в общесоюзные профсоюзные объединения. Председателем республиканского комитета профсоюза была избрана Чупракова Л.Г.
Башкирский обком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений в эти годы возглавляли Исанбеков Г.Г. (1957-1965 гг.), Немирова Е.М. (1965-1981 гг.), с 1981 г. - Пронина С.Н.
Начавшаяся в середине 80-х годов `перестройка` привела к глубокому реформированию государства и общества, переходу экономики на рыночный путь развития, изменению места политических и общественных организаций в структуре общества. В 1989-1990 годах шел активный процесс реформирования профсоюзного движения в России, наступил этап воссоздания общероссийских отраслевых профсоюзов.
26-27 сентября 1990 года в г. Москве на учредительном съезде был создан Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации.
В течение этих 15 лет Российскому Профсоюзу работников отрасли удалось не допустить массовой приватизации школ, вузов, повсеместного внедрения ГИФО, внедрения штатно-окладной системы оплаты труда, модели отраслевой системы оплаты труда, предложенной Минтрудом, но не обеспеченной необходимыми финансовыми средствами, и не предусматривающей стимулирование квалифицированного труда и привлечение в систему образования молодых кадров. Профсоюзу удалось воспрепятствовать отмене повышения ставок и окладов на 25% специалистам, работающим на селе, сохранить пенсию за выслугу лет работников образования в виде досрочной трудовой пенсии. По инициативе Профсоюза ряду категорий педагогических и руководящих работников увеличена продолжительность отпуска на 14 - 28 календарных дней. Профсоюз добился сохранения с 2005 года на федеральном уровне, в Законе РФ `Об образовании`, права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках). За последние годы сделан значительный шаг по реализации защитных функций в области охраны труда, организации досуга, занятости физической культурой и спортом студентов, работников отрасли и членов их семей.
Пройдя через все этапы развития страны, Профсоюз, объединяющий в своих рядах более 5 миллионов работников образовательных, научных учреждений России, обучающейся молодежи, меняя названия, структуру, формы и методы работы, не изменял своей изначальной уставной функции - защите социально- экономических и профессиональных интересов членов Профсоюза.
Сегодня в структуре Профсоюза работников народного образования и науки РФ - 78 тер-риториальных организаций, охватывающих все 89 субъектов РФ, почти 2,5 тысячи окружных, городских и районных профсоюзных организаций, более 96 тысяч первичных организаций. Башкирская республиканская организация, объединяющая в своих рядах более 213 тысяч членов профсоюза, - одна из крупнейших организаций, входящих в его состав.

Док. 234186
Опублик.: 19.05.05
Число обращений: 735


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``