В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Общественные организации
1. Правозащитные организации
2. Женские организации
3. Детские организации
4. Экологические организации
5. Патриотические клубы
6. Культурные и творческие союзы
7. Профессиональные союзы
8. Организации по месту жительства и местного самоуправления
9. Научные и образовательные организации
10. Ветеранские организации
11. Молодежные организации
12. Спортивные организации
13. Общественные религиозные организации
14. Другие некоммерческие (ассоциации, организации вкладчиков и т.д.)
15.Организации соотечественников и граждан России, находящихся за рубежом
16.Международные организации
17.Представительства России за рубежом
18.Зарубежные представительства в Москве
19. Независимые Российские СМИ
20. Благотворительные организации
21. Организации инвалидов
Межрегиональный профессиональный союз `Торгово-промышленная гильдия` Назад
Межрегиональный профессиональный союз `Торгово-промышленная гильдия`
Страна:      Россия
Адрес:      127018, г. Москва, ул. Стрелецкая, д. 6, 5 эт., оф. 10
Абонентский ящик:      127018, г. Москва, а/я 62
Телефон:      7 (095) 289-8201
Факс:      7 (095) 289-8483
Как доехать:      Ст. метро `Новослободская` или `Савеловская`

Новые условия развития экономики и социальной сферы в России, возникшие на переломе столетий, ставят неизбежную задачу определения концептуального подхода к системам самоорганизации граждан, действующим в экономической и социальной сфере.

Системный, методический подход к рассмотрению состояния вопроса и перспективы развития требует установить, наконец, место и значение профсоюзного движения в обществе.

Следует сразу определить, что необходимо полностью отказаться от марксистско-ленинских формулировок и подходов к профсоюзному движению, которые показали свою полную квазинаучную беспочвенность и бесперспективность в части прогнозов.

Ленинская концепция профсоюзов, как `школы коммунизма`, опирающаяся на классовую теорию построения общества, просто отбросила тот факт, что тред-юнионы начали образовываться одновременно с формированием отношений, названных по ее же терминологии капиталистическими. Таким образом, вставая на позицию марксизма-ленинизма, профсоюзы, если не прибегать к извращенной ленинской логике, можно было бы именовать только `школой капитализма`.

Следует отметить, что государственная власть, действуя в системе социума, в большинстве случаев сталкивается с задачами многофакторными, оптимизация которых в ряде случаев просто невозможна, а прогноз результатов того или иного управленческого решения доступен только с низкой степенью вероятности. В таких случаях есть необходимость в компенсаторных системах, задачей которых является снижение негативных последствий и оперативная наработка решений, корректирующих первоначальное.

Итак, в первую очередь, профсоюзы в обществе играют роль общественного регулятора и компенсатора негативных социальных и экономических последствий ошибочных управленческих решений исполнительной и законодательной власти.

Кроме того, профсоюзы в системно организованном обществе являются индикатором состояния социальной сферы. И, наконец, профсоюзы являются накопителем общественного опыта для принятия на его основе законов и формирования политических структур.

Таким образом, профессиональные союзы есть форма экономического самоуправления граждан, объединяющая их по социально-профессиональным признакам и осуществляющая наиболее общие функции в системе социально-экономической самоорганизации населения.

Исходя из этого становится понятно, что задачей демократического государства является формирование в каждой области деятельности системы партнерства, позволяющей при минимальных бюджетных затратах обеспечить объективную информацию о состоянии дел, что означает системный контроль, и наработать управленческие решения, проведя их апробацию на партнерах.

В сфере экономики такими партнерами государства являются профсоюзы и работодатели, а в социальной сфере - профсоюзы и структуры социального обеспечения.

Как естественный партнер государства профсоюзы кровно заинтересованы в его процветании.

Однако процесс взаимодействия профсоюзов и государства в России развивается ненормально. Профсоюзы в большей степени акцентируют свою деятельность в предъявлении государству претензий и борьбе с государством в экономической сфере. Этот пережиток времени, когда экономика подвергалась тотальному государственному регулированию, в новых условиях выглядит как атавизм.

Как ответ на неконструктивную позицию профсоюзов, в последние годы в законодательных и исполнительных органах сложилась мнение, что необходимо сокращать сферы деятельности, прав и ответственности профсоюзов.

Тем не менее указанная политика напоминает поведение страуса. Дело в том, что отменить профсоюзы не удастся никогда, о чем говорит мировая практика. Однако, вытесняя профсоюзы из традиционно принадлежавших им сфер деятельности, чиновник тем самым все больше принимает на себя ответственность за неизбежный социальный взрыв.

Неизбежность этого обусловлена тем, что даже если чиновничий аппарат будет составлять 30% работающих, он все равно не сможет обеспечить информацией и управленческими решениями функционирование социально-экономической сферы.

Самое важное, что в момент социального взрыва у государства не будет массового союзника, через которого оно может вести переговоры и управлять конфликтной ситуацией.

Грамотный аппаратный подход к решению этой задачи состоит в том, чтобы избавиться от излишней работы, требующей огромного количества чиновников и передать ее вместе с ответственностью массовой структуре, не требующей затрат.

Следует отметить, что негативное отношение государственных органов к профсоюзам в России сформировано и по объективным причинам. Дело в том, что чиновник не находит в действующих профсоюзах надежного партнера, с которым он мог бы договариваться и который имел бы массовое влияние.

К сожалению, и сами профсоюзы оказались на данном этапе не на высоте, о чем свидетельствуют факты, связанные с деятельностью ФНПР как потомка ВЦСПС, получившего в наследство не только огромную профсоюзную собственность и благополучно ее растранжирившего, но и полную деловую импотенцию.

СОЦПРОФ, занявший на первом этапе прогрессивную позицию, не сумел проявить себя как общероссийская консолидирующая система.

Все эти обстоятельства требуют радикального решения и создания дееспособного союзника государства в социально-экономической сфере, которым и должны стать профсоюзы.

Одной из важнейших точек взаимодействия государства и профсоюзов является трехстороннее соглашение. В настоящее время такое соглашение является фиктивным, поскольку организационно не обеспечивается обязательность выполнения положений соглашения.

Опыт показывает, что если выполнение обязательств со стороны исполнительной власти еще как-то регулируется нормативами, то со стороны профсоюзов и работодателей обязательства практически не выполняются.

Исправить создавшееся положение можно только в случае создания жесткой вертикали в профсоюзном движении.

Формирование такой вертикали может быть осуществлено последовательно, путем создания окружных межотраслевых объединений профсоюзов по числу Федеральных округов и объединения их на федеральном уровне в Общероссийский союз профессиональных союзов ОСПС. Проект Устава ОСПС в первой редакции имеется и может быть закончен после согласования с заинтересованными органами в кратчайшие сроки.

То есть возможно создание на переходном этапе ОСПС, как структуры, параллельной ФНПР с последовательной передачей ей всех полномочий и последующей ликвидацией ФНПР.

ОСПС возможно создать так же путем трансформации сегодняшней ФНПР.

Следует отметить, что организационно-правовая форма ФНПР противоречит действующему Закону РФ `О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности`, где не предусмотрена такая форма объединения профсоюзов. Отсутствие в действующем законе такой размытой формы консолидации профсоюзов, как Федерация, вполне понятна, поскольку система профсоюзов, начиная с тред-юнионов, формировалась как жесткая вертикаль, где после выявления лидеров выборным путем, обеспечивалась жесткая дисциплина и подчинение нижестоящих органов вышестоящим.

И тот, и другой путь одинаково реален при наличии поддержки Президента и Правительства РФ.

Сроки такой трансформации от начала до завершения оцениваются от полугода до года, поскольку необходима комплексная ревизия всей сохранившейся (неприватизированной) профсоюзной собственности.

Требуется также ревизия форм отчетности, уточнение особенностей налогообложения и систематизация уставных документов региональных структур.

Необходим выпуск президентских и правительственных документов, регламентирующих взаимоотношения местных администраций и профсоюзов, поскольку во многих регионах место профсоюзов в обществе либо не определено, либо намеренно принижено. Необходима ревизия всей нормативно-правовой базы ФНПР, поскольку по некоторым вопросам до настоящего времени в ФНПР действуют нормативные документы ВЦСПС.

Конечной целью реорганизации системы профсоюзов в России должна быть реализация перехода от отраслевой (традиционной) схемы к межотраслевой на всех уровнях как наиболее прогрессивной и отвечающей потребностям современного производства.

Отличие отраслевой схемы от межотраслевой можно проиллюстрировать на примере швейной фабрики, где основной профессией является швея и по всем отраслевым показателям это предприятие относится к профсоюзу легкой промышленности. Однако на этом предприятии в то же время работают электрики, котельщики, водители, слесари, механики и т.д., которые по условиям социальной защиты, предусмотренным как российскими, так и международными нормами, должны пользоваться иными нормативами. Так, котельщик является фактически работником горячего цеха, электрик работает в условиях повышенной опасности и т.д. Возникает неравноправный подход к работникам, который фактически компенсируется в рамках отраслевого профсоюза созданием отделений или иными организационными решениями. То есть фактически в условиях современного производства не существует строго отраслевых профсоюзов де-факто. Задача реорганизации закрепить эту систему нормативно и сформировать систему управления профсоюзами адекватно современным условиям.

Таким образом, возврат к установленным действующим Российским и международным законодательством нормам, с одной стороны, позволит нормально структурировать систему профсоюзов, а с другой, обеспечить жесткую вертикаль, гарантирующую надежное выполнение трехсторонних соглашений со стороны всех профсоюзов России.

Указанное важно, в первую очередь, для обеспечения равных прав работников по всей территории России вне зависимости от региона, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, на котором они работают.

Обеспечение равноправия работников в социально-экономической сфере является важнейшим фактором социально-политического климата в стране.

Из вышеизложенного следует, что важным моментом трансформации системы профсоюзного движения в России является формирование единой системы членства. Ни один гражданин Российской Федерации, состоящий в одном профсоюзе не должен по своим социально-экономическим правам обладать преимуществом перед другим гражданином, состоящим в другом профсоюзе. Все члены профсоюза должны состоять членами ОСПС. ОСПС должен обладать распорядительными функциями по отношению к окружным межотраслевым профессиональным союзам и его решения должны быть обязательными для профсоюзов на всей территории России.

Необходимо исправить позицию, сформировавшуюся в последнее время в органах государственной власти по отнесению профсоюзов к общественным организациям.

Подобная позиция делает профсоюзы неуправляемой системой - фактически политическим базаром и полностью противоречит Конституции Российской Федерации, (Ст. 30) `Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные

Док. 234398
Опублик.: 23.05.05
Число обращений: 559


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``