В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ткаченко: `Благородные нищие - это все мы, только в разных положениях` Назад
Александр Ткаченко: `Благородные нищие - это все мы, только в разных положениях`
Александр Ткаченко - прозаик, поэт, переводчик, правозащитник. Родился в Крыму. Был футболистом. В 70-90-х годах выпустил несколько книг стихов: `Сотворение мига`, `Подземный мост`, `Игра навылет`, `Облом`, `Избрань` и другие. В середине 80-х переехал в Москву. В последние годы пишет прозу: `Футболь`, `Левый полусладкий`, `Джет лег`, `Русский суд`, `Женщины, которых мы не любим`. Александр Ткаченко - вице-президент Русского ПЕН-клуба. Только что вышла книга `Париж - мой любимый жулик`. Именно она вкупе с недавним 60-летием и послужила поводом к разговору.

- Александр Петрович, 60 лет - солидный возраст. Попытались подвести предварительные итоги или, отмотав киноленту жизни назад, увидели, что жизнь могла сложиться иначе?

- Солидность предполагает грузность, отягощенность. Я не чувствую этого. Считаю, что это произошло не со мной. Мое восприятие жизни не изменилось лет с девятнадцати. Я стараюсь забывать о своем писательском опыте. Я не трясусь над словом, я щедрый человек в этом смысле. Я всегда найду другое, новое слово и оно будет не хуже, а лучше. Самые страшные люди для меня - это литературные скопидомы и плюшкины, над которыми смеялись еще Рембо и Маяковский.

Могла ли жизнь сложиться иначе? Вероятно, да, но у меня где-то сразу после школы появилось сильное чувство самого себя в обществе. Вероятно, повлиял футбол, а может быть, эпоха оттепели. Мыслится, что если бы я не стал тем, кем являюсь сейчас, то все равно стал бы кем-то. Потому что такое чувство не умирает - оно переходит из одного качества в другое. Вообще хотелось бы прожить с десяток жизней... Хотя я себя не представлял вне футбола, потому что отдавал ему все до конца, и, вероятно, ошибался. Я не имел права так транжирить единственную жизнь. Даже не знаю, что было бы со мной, если бы судьба не предоставила второй шанс.

- Как получилось, что профессиональный футболист написал первое стихотворение, что стало толчком и какие тогда были воззрения на русскую литературу, какой круг авторов притягивал и оказывал воздействие?

- Футбол - это способ самовыражения, точно такой же, как и в искусстве, пластика движений тела заменяет пластику движения мысли. Для меня футбол прежде всего начинается с эстетики. Как и в поэзии. Я потерял из-за травмы один способ выражения, но обрел другой. Правда, эстетику движет содержание. Но если внутри пусто, то никакая эстетика не вывезет. В пору моего литературного развития властвовали шестидесятники, но были и иные: Мандельштам, Цветаева, Пастернак, поздний Заболоцкий. К тому же мне повезло. Я встретил во Владимире редактора первой книги Андрея Вознесенского Капитолину Афанасьеву. Это был уникальный человек. Она в основном и помогла сложиться моему мировоззрению: представьте, написала список из почти ста книг, которые было необходимо прочитать. Помню, что на первом месте была Библия, на втором - Достоевский. Я никогда не писал до этого времени стихов.

Надо сказать, что в то время я был влюблен в девушку, но она ушла от меня, когда я сломался и оказался в больнице. Мне шел 23-й год, и это было очень больно. И это совпало - физическая и духовная боль. Но свое дело сделал Достоевский. За одну ночь я прочитал `Униженных и оскорбленных`, где он говорит о катарсисе, о том, что нужно выговариваться и даже плакать... Через несколько дней я написал свои первые стихи. Странно, но они были написаны в рифму, чего я не умел делать никогда. Если говорить об авторах, которые влияют, с которыми не расстанусь никогда, то это Мандельштам, Цветаева, Гумилев, Ходасевич, Хлебников, Заболоцкий, Пастернак, Вознесенский, Бродский и конечно же Уолт Уитмен, Эдгар По, Дениза Левертов, Ален Гинзбург, Джон Эшбэри, Лермонтов даже больше, чем Пушкин, и Есенин, особенно поздний.

- У вас вышло немало книг, и можно обозначить их жанровое разнообразие. Видно, что мировоззрение автора не костенеет, а уточняется с течением времени. Сдается мне, что и ваши герои по-своему влияют на судьбу создателя?

- Измены нет, есть изменение. Разнообразие идет от желания испытать себя, однако, если это не пронизано чувством поэзии, то все мертво: и проза, и стихи, и живопись. Сажусь писать только в том случае, когда очень хочу этого и получаю удовольствие от процесса. Я не отношу себя к тем слесарям в литературе, которым нужно к такому-то выточить столько-то, а к такому - такое-то. Садятся и вытачивают. И это заметно уже потому, что читать невозможно от скуки. Знаю по тем прозаикам, моим любимым, с которыми общался, как подолгу они `вынашивали` вещи, чтобы потом написать раз и навсегда. Это и Юрий Трифонов, и Юрий Давыдов, да тот же Андрей Битов... И, конечно же, сами герои выстраивают тебя, ибо идет процесс взаимопрониковения. Ты отдаешь ему, а он отдает потом тебе, на определенном этапе. Это получается, когда твой герой начинает жить своею жизнью. На мой взгляд - это достижение - создать такого героя, прописать его, со всеми его словечками, неправильными оборотами, выкрутасами.

- Хорошо написанные новеллы в литературе - явление редкое. Конечно, можно вспомнить и арабские `макамы`, и малороссийские побасенки, но это для исследователей. А вот как получилось у вас - язык вывел на эту дорогу или что-то еще?

- Язык - великое дело... Кто-то сказал, что нельзя изобразить любое сообщество без изображения его языка. В хорошей новелле, на мой взгляд, должно быть как минимум одно событие, вокруг которого все и держится. Или же все происходит во времени - растянутом или сжатом, `как некогда медлительность в гекзаметрах Гомера`. Тогда необходима эпичность и, главное, насыщенность людьми, как, допустим, наполнена южная набережная с ее типажами. Все должно пахнуть, звучать, двигаться, а внутри всего этого, ну представьте: некая дамочка умирает от любви к некоему господину, а ему на это наплевать... Кстати, ведь и такой мастер коротких рассказов, новелл, как Иван Бунин, уделял самым незначительным подробностям пристальное внимание, в самом начале творческого пути говорил: `Я как собака, различаю мир по запахам...` Я временно не пишу стихов, ибо понял, что в прозе можно сказать больше, причем непоэтическим, то есть самым живым уличным языком.

- Вы писатель воспоминательный: ваши герои - все эти благородные нищие и бандиты-аристократы, бражники и охламоны - как бы выплывают на `фрегатах памяти` на `реки страниц`. Автор тщится возвратить лавиной слов минувшее, оплакать его, оправдать, сызнова пережить утраченные годы. Так ли это?

- Когда пишешь, вспоминая, то воскрешаешь в своем сознании минувшее, когда записываешь это художественно, то воссоздаешь для читателя. Все эти, как вы говорите, охламоны и бражники прежде всего люди, а благородные нищие - это все мы, только в разных положениях. Кто ниже к земле, кто выше к небу. Прошлого и будущего вообще нет, есть настоящее, оно подобно голове Бакка Малигана - вмещает в себя Одиссею длиною в двадцать лет. И все мои уличные кореша до сих пор ходят со мной, и мы так же сшибаем на бутылку, только, конечно, в другом образе. Воистину - не существует разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя любовь, моя память. Поэтому ничего не нужно оплакивать и переживать утраченное. Нужно жить сиюминутностью, ибо в ней и есть все то, о чем так жалобно вы просите. Тем более оправдывать. Моя плоть разумнее меня, и если я совершил что-то по ее воле, то природа меня не осудит. В плоти больше исторической памяти.

- `...Больше всегда волнует эротика, а не секс`. Это утверждение автора `Левого полусладкого` можно в разных вариациях обнаружить в книге. `Так написалось` или коммерческий расчет?

- Коммерческого расчета в моих книгах нет. Как нет и того самого, как вы говорите, пресловутого `секса`. Люди настолько органичны и естественны, что все, что они ни делают, нельзя обозначить словами. Слов в такие моменты не существует.

- Расскажите о ваших привязанностях, есть ли у вас `свои` композиторы, исполнители, живописцы?

- Привязанности только к женщинам. Иногда сам пишу маслом. `Своим` считаю Ван Гога и Эдварда Мунка. Из композиторов - Пендерецкий, Рахманинов, Гершвин, из рок-групп `Битлз`, `Кинг Кримсон`, `Моди Блюз`, ну и барды: Высоцкий, Окуджава. Из новых прозаиков, пожалуй, Борис Евсеев, Анатолий Королев, очень люблю пелевинскую `Жизнь насекомых`, прозу Афанасия Мамедова, поэзию Серебряного века и много всего здесь, как и там, за океаном, начиная с Уолта Уитмена...

- Какой вопрос по жизни чаще прочих задает себе Александр Ткаченко?

- Пробив головой стену, спросить: а что я буду делать в соседней камере? Это из Ежи Леца...

Беседовал Евгений Чигрин
22.06.2005
материалы: Независимая Газета 1999-2005

Док. 236325
Опублик.: 23.06.05
Число обращений: 459

  • Ткаченко Александр Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``