В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ушел из жизни Спартак Мишулин Назад
Ушел из жизни Спартак Мишулин

Ушел из жизни Спартак МишулинМаксим Редин mredin@smi.ru
18 Июль 10:25 MCK

Лучший в мире Карлсон улетел навсегда. Спартак Васильевич Мишулин скончался на 79-м году жизни 17 июля в 4 часа утра. Смерть наступила в результате остановки сердца через несколько дней после операции.

В конце июня, рассказывает `Комсомольская правда`, Спартак Васильевич лег в больницу - на госпитализации настоял директор Театра сатиры Мамед Агаев. Дело в том, что последнее время актер жаловался на острые сердечные боли.

Нередко Мишулину после спектакля вызывали `Скорую`. Врачи неоднократно советовали обследоваться. Мишулин клятвенно обещал. Однако как только боль утихала, категорически отказывался от лечения. Боялся подвести коллег по театру...

Но директор театра все-таки уговорил пройти обследование в Центре кардиохирургии.

Спартак Васильевич планировал уже через две недели вернуться к работе...

К сожалению, сердце 78-летнего актера не выдержало операции. В ночь на воскресенье Спартак Васильевич скончался. Буквально два месяца он не дожил до своего дня рождения, в октябре ему исполнилось бы 79 лет.

Спартак Мишулин, рассказывает `КоммерсантЪ`, вошел в историю театра и кино с тремя культовыми ролями - пана Директора из телевизионного сериала `Кабачок `13 стульев``, Саида из `Белого солнца пустыни` и, конечно, Карлсона из легендарного спектакля Театра сатиры. Роль эта, казалось, была скроена специально для него. Валентин Плучек репетировал с тремя разными актерами, и ни один его не устраивал, а Спартак Мишулин был введен в спектакль за две недели до премьеры и играл эту роль 37 лет, всегда оставаясь `мужчиной в самом расцвете сил`.

Спартак Мишулин был одержим театром с детства. Во время войны он записался в артспецшколу. Как он объяснял, уверенный, что там готовят артистов, а не артиллеристов, как оказалось. Даже в лагере он побывал из-за любви к искусству: пытался унести домой книги из читальни. В ГИТИС и в Щукинское училище, куда молодой актер отправился поступать по рекомендации знакомых, его не приняли. Рассказывают, что когда он сплясал перед экзаменационной комиссией цыганочку, тогдашний ректор `Щуки` Борис Захава сказал, что этого молодого человека нельзя подпускать к сцене ближе чем на три километра. Но когда, проработав несколько лет в провинции, Спартак Мишулин вернулся в Москву, его звали к себе и Андрей Гончаров, и Марк Захаров. Но он выбрал Театр сатиры.

При главном режиссере Валентине Плучеке, с которым у актера были сложные отношения, Спартак Мишулин считался мастером эксцентрического эпизода, у него было мало больших ролей. Таких, как Пичем в `Трехгрошовой опере` Брехта, Хлынов в `Горячем сердце` Островского, Скапен в мольеровских `Проделках Скапена`, генерал Чарнота в булгаковском `Беге`, Остап Бендер в `12 стульях` и `Золотом теленке`. И это за 40 лет в театре, которому он оставался верен.

Новый художественный руководитель `Сатиры` Александр Ширвиндт высоко ценил талант Спартака Мишулина - в последние годы актер сыграл главную роль в спектакле `Неаполь - город миллионеров` Эдуардо де Филиппо и Расплюева в мюзикле `Игра` по мотивам пьесы Сухово-Кобылина `Свадьба Кречинского`, который стал для него настоящим бенефисом. Тут Спартак Мишулин оправдал свое звание комика по полной программе: зал покатывался со смеху, когда его смешной, нелепый и жалкий персонаж, дрожа от страха из-за авантюры, в которую его втянул Кречинский, проделывал уморительные лацци. Это ремесло было актеру хорошо знакомо: работая в Калининском драмтеатре, с которого началась его карьера, Спартак Мишулин переиграл всех разбитных слуг в классических комедиях Гольдони, Лопе де Веги, Тирсо де Молины и Мольера. Тем, кто знает Спартака Мишулина, легко себе представить, какими были его Арлекины и Скапены. Гораздо труднее поверить, что в Омском драматическом театре, куда актер попал после Калинина, он с успехом исполнял серьезные драматические роли - Тузенбаха в `Трех сестрах`, Сергея в `Иркутской истории` Арбузова. В предстоящем театральном сезоне Александр Ширвиндт хотел удивить публику, представив ей именно такого - серьезного и даже трагического - Спартака Мишулина: актер собирался сыграть главную роль в пьесе Тургенева `Нахлебник`, написанную в свое время для бенефиса Михаила Щепкина.

Слишком много ему было отпущено природой, отмечает `Российская газета`. И все же в безудержно-хулиганской судьбе мальчика, жителя столичного Настасьинского переулка, чья мама была замнаркома, а дядя - ректором Академии общественных наук и другом Суслова, бурлила невостребованная энергия.

Она вела его своей дорогой, и ничего ему не стоило уже в начале 90-х годов торговать водкой в ларьке, чтобы заработать на жизнь семье. Он попросту наклеивал усы, шел, не узнанный никем, к себе в ларек на Мосфильмовской улице и там открывал для себя таких типов, которых мог бы гениально сыграть в театре или кино. Потому, быть может, его Карлсон навсегда воплотил в себе его слишком страстную, неуемную, драматическую судьбу. Потому признали в нем своего любимого героя все дети Советского Союза.

У Спартака Мишулина осталось много нереализованных планов, в том числе и режиссерских, продолжает `КоммерсантЪ`. Он давно мечтал поставить в Театре сатиры `Архипелаг ГУЛАГ` Солженицына. Трудно себе представить что-либо более несовместимое с имиджем Театра сатиры и самого актера, но он был уверен, что сегодня нам необходим спектакль-напоминание о сталинских временах, которые люди постепенно и напрасно начали забывать, и хотел, чтобы эта постановка вышла по-настоящему страшной.

`Театр Сатиры постигло огромное горе, - сказала ГАЗЕТЕ коллега Спартака Мишулина по театру актриса Вера Васильева. - Уход Спартака Мишулина, уникального актера, который был так любим в народе, - это для нас как гром среди ясного неба. Горько говорить об этой потере, тем более что все произошло очень неожиданно. Смерть, конечно, всегда неожиданна, но особенно тогда, когда это касается человека, полного творческой страсти, огня на сцене, мечтаний о будущих ролях. Кажется нелепым, что его больше нет. Насколько мне известно, он попал в больницу с болезнью сердца, хотя всех подробностей я не знала. Я разговаривала с его женой, и она сказала, что предполагается сделать операцию. Мы позвонили с мужем в его палату, и он очень весело, легко, с надеждой в голосе говорил с нами: `Ну, вот, наверное, будет операция. Но зачем все это нужно? ` Шутил по поводу своей болезни. И у нас было полное ощущение, что хотя он и болен, но, судя по его жизнелюбивому настроению, вот-вот все это кончится, и он выздоровеет. Он всегда относился к искусству очень страстно, жадно в самом лучшем смысле этого слова, себя не жалел. Поэтому и зрители его так любили. Его знали и по кино, и по телевидению, а Москва знала, какой он прекрасный театральный актер. Он был удивительно эмоционален. И очень хороший товарищ. Мы часто с ним говорили: `Эх, нам бы что-нибудь сыграть вместе! ` Мы с ним последние годы были вместе заняты только в спектакле `Андрюша`, но там у каждого свой отдельный номер. У него был совершенно уникальный номер, который он делал изумительно. В спектакле `Нам еще смешно` у него тоже был превосходный музыкальный номер.... Наша печаль еще состоит в том, что театр сейчас в отпуске, все в разъездах, и я даже не знаю, кого смогут собрать к похоронам. Мы все очень сочувствуем его прекрасной жене Валечке - это его друг, красавица-женщина, всю свою жизнь посвятившая ему. Осталась дочка Карина, которую он обожал и всегда хотел, чтобы она стала артисткой. И еще маленькая внучка, которую, как говорили, он сильно любил`.

Соболезнования родным и близким Народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Спартака Мишулина, скончавшегося в воскресенье на 80-м году жизни, выразил Владимир Путин. Об этом сообщает РИА `Новости` со ссылкой на пресс-службу Кремля.

Док. 237154
Опублик.: 19.07.05
Число обращений: 394

  • Мишулин Спартак Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``