Кинорежиссер и сценарист Виктор Мережко: `Трюкач - это товар штучный`Назад
Кинорежиссер и сценарист Виктор Мережко: `Трюкач - это товар штучный`
Завтра в Москве откроется VIII Московский международный фестиваль трюкового искусства и кино "Прометей". Все эти годы вице-президентом фестиваля был и остается известный кинорежиссер и сценарист Виктор МЕРЕЖКО. В интервью "Новым Известиям" он рассказал о том, почему российское кино, в отличие от американского, не хочет заменять живых трюкачей-каскадеров компьютерными спецэффектами.
- Сегодня многие трюковые сцены высокобюджетных фильмов производятся на компьютере. На ваш взгляд, означает ли это, что эра каскадеров окончена?
- Лично у меня такие фильмы вызывают только одно чувство: ужас. Вроде бы мы все против клонирования человека, но 3D кинематограф - это тоже клонирование, клонирование души. Там, где нет живого человека, нет и искусства. А трюк настоящий от трюка компьютерного отличается так же, как настоящий помидор от муляжа. Человека компьютером полностью заменить нельзя.
- Именно поэтому в российском кино предпочитают каскадеров анимационным спецэффектам?
- Голливуд, в отличие от российского кино, действительно уже сильно избалован компьютером, а у нас все исполняется вживую. Выходит, что сложная финансовая ситуация способствовала росту мастерства наших трюкачей. Я сужу по себе. Сейчас занимаюсь съемками двухсерийного фильма "Московская молодость", где снимаются каскадеры. С огромным удовольствием работаю с ними.
- Вы действующий режиссер и драматург. Что вас заставляет уделять внимание фестивалю "Прометей"?
- То, чем занимается фестиваль и школа каскадеров "Мастер", не может меня не восхищать. Игорь Панин, председатель объединения каскадеров "Мастер", умудрился создать настоящее братство людей мужественных, высокопрофессиональных и влюбленных в кино.
Я вижу, как многое меняется на глазах. За время существования "Мастера" и "Прометея" выросло множество молодых каскадеров, которые умеют рисковать и умеют работать. Кроме того, школа каскадеров - это место, где маленькие дети учатся настоящей, подлинной "крутости" вместо того, чтобы шататься без дела по подворотням. Я уже не говорю о том, что без качественных трюков, без постоянного повышения уровня мастерства невозможно развитие кинематографа.
А почему я занимаюсь "Прометеем"? Тут все просто: я пользуюсь большим авторитетом среди наших кинематографистов, а потому могу по мере возможностей защищать это хорошее дело.
- Разве каскадеров необходимо от кого-то защищать?
- Поводы, к сожалению, находятся.
К примеру, в последнее время началась настоящая травля "Мастера". Многим не нравится, что школа каскадеров занимает хорошую землю в Сетуньском стане.
- Вы считаете, что рано или поздно наш "экшн" превратится в настоящую индустрию, как в Голливуде?
- Понимаете, настоящий трюк никогда не станет частью индустрии. Это товар штучный. Редкие люди способны на действительно мужественный поступок. Говорить о баснословной прибыли трудно, но я хочу, чтобы хорошим трюкачам платили достойные деньги и давали возможность сниматься в хороших фильмах.