В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Основная цель - окончательная победа над инфляцией Назад
Основная цель - окончательная победа над инфляцией
Во вторник в Москве продолжилось заседание российско-американского делового совета. В своих выступлениях ответственные правительственные чиновники поделились планами правительства на среднесрочную экономическую перспективу. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, в ближайшие 3-5 лет у правительства есть реальная возможность повлиять на темпы экономического роста и выйти на удвоение ВВП лишь в том случае, если удастся сдержать инфляцию и укрепить рубль. Тезис своего шефа пояснил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, который признал, что в текущем году произошло `определенное ослабление бюджетной политики`. Пресечь симптомы дестабилизации в зародыше правительство намерено с помощью дальнейшего контроля за ростом государственно-регулируемых тарифов и использования Стабфонда для стерилизации избыточной денежной массы.

Тот отрадный факт, что сегодня в экономике достигнута макроэкономическая стабильность, и это обстоятельство в определенной степени является заслугой нынешнего кабинета, не отрицает, пожалуй, никто из здравомыслящих экономистов. Вопрос лишь в том, насколько прочны основания выстроенного здания. Не секрет, что возводилось оно, не в последнюю очередь, за счет привлечения сверхдоходов от продажи ресурсов. Именно отсюда родом нынешнее бюджетное благополучие. По данным, опубликованным сегодня Федеральной службой госстатистики, за семь месяцев профицит федерального бюджета за январь-июль 2005 года сложился в сумме 1 трлн 036,4 млрд руб. Поэтому даже `определенное ослабление бюджетной политики`, которое недавно выразилось в дополнительном увеличении расходной части бюджета 2005 года на сумму более чем более 200 млрд рублей, кажется только каплей, налитой из наполненной до краев емкости. Вдобавок достаточно быстрыми темпами растут и денежные доходы населения. Их объем за семь месяцев текущего года возрос почти на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, что позволило гражданам израсходовать на четверть больше средств на товары и услуги и на 21,7% прирастить свои сбережения.

Ситуация складывается противоречивая. Если федеральный бюджет более чем на 50% наполняется за счет продажи за границу углеводородов, и финансовые власти изыскивают дополнительные лазейки по безболезненной стерилизации сверхдоходов, то местные бюджеты, за небольшим исключением, испытывают хронический дефицит. Обрабатывающая промышленность фактически стагнирует, и налоги в региональные бюджеты в необходимом количестве не поступают. И хотя следует признать, что правительство сейчас несколько лучше, чем ранее, научилось следить за поступлением средств в бюджет, но пока хронически не умеет добиваться ритмичности в этом процессе. Так, по сравнению с началом года задолженность по налогам и сборам сократилась на 11%, однако, достигнув минимума к началу лета, опять потом начала расти. В июле прирост задолженности увеличился на 3,1% и составил внушительную величину в 782,4 млрд. рублей.

Возможно, решить эту проблему поможет акцентирование усилий на мерах по улучшению налогового администрирования и проведение в жизнь запланированной правительством политики по дальнейшему ослаблению налогового бремени в размере 1% ВВП в год. Но все же более важной задачей в правительстве считают не фискальную функцию, а недопущение дальнейшего ослабления бюджетной политики. Выступая на заседании американо-российского делового совета, директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин признал, что в 2005 году это в определенной степени произошло. Об этом, в частности, сигнализирует рост непроцентных расходов бюджета. По мнению чиновника, `достигнутая в настоящее время планка соотношения непроцентных расходов к ВВП на уровне 16-17% не должна повышаться`. `Однако бюджет 2006 года мы считаем сбалансированным - он позволит продвинуться в области благосостояния и развития промышленности. Но дальнейшего ослабления бюджетной политики не предполагается`, - добавил Саватюгин.

Важнейшей целью макроэкономической политики остается борьба с инфляцией. `Нельзя признать, что эта борьба увенчалась окончательной победой`, - признал Саватюгин. Другой целью, по его мнению, является стабильность курса рубля. `Но эта цель вторична, она не должна мешать бороться с инфляцией`, - отметил представитель Минфина. В целом, макроэкономическая стратегия кабинета будет базироваться на таких составляющих, как дальнейший контроль за ростом государственно-регулируемых тарифов, `не поднятие планки цены отсечения` и использование Стабфонда для стерилизации избыточной денежной массы.

Что касается последнего рычага, то его задействование наименее проблематично. Как сообщил чиновник, до конца 2006 года Россия намерена погасить до 5 млрд долларов госзадолженности. Очевидно, что стратегия останется прежней: Россия намерена и в дальнейшем досрочно погашать суверенный внешний долг, который из-за его дороговизны выгоднее ликвидировать опережающими темпами. `Мы будем это делать насколько возможно и пока хватит Стабилизационного фонда`, - заявил Саватюгин.

Правда, одновременно с уменьшением государственного суверенного долга происходит быстрое увеличение задолженности частно-государственного сектора. При этом объем внешнего долга государственных компаний России к концу 2006 года достигнет 50% общего объема частного внешнего долга РФ. Основными заемщиками на внешнем рынке выступают такие отечественные монстры, как Внешторгбанк, `Газпром`, `Транснефть` и `Российские железные дороги`. Их доля в общем объеме частного внешнего долга уже превышает 30%. Разумеется, российское государство формально-юридически не отвечает по долгам государственных компаний. Однако Минфину пока остается только следить за этим быстрым темпом заимствований. По мнению Саватюгина, ситуация пока не может считаться беспокоящей, но в будущем этот процесс, вероятнее всего, будет регулироваться при участии государства в совете директоров данных компаний. `Может быть, мы будем и стимулировать этот процесс`, - заключил чиновник.

04.10.05.

Алексей Щеглов


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005.

Док. 239179
Опублик.: 05.10.05
Число обращений: 508

  • Саватюгин Алексей Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``