В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Время Чулпан Назад
Время Чулпан

Время ЧулпанАктеры в большинстве своем фаталисты. Они любят рассуждать о судьбе, об удаче, о везении, о шансе, мечтают о каком-то особенном стечении обстоятельств... `Его Величество Случай` - вожделенная мечта, ради которой они сутками дежурят у своих телефонов, рассылают свои фото по различным агентствам, не пропускают ни одной вечеринки, в надежде на судьбоносную встречу. `Главное в нашем деле - ждать, - любят повторять они и частенько добавляют: - Значит, мое время еще не пришло...`

Чулпан Хаматова ждать не умеет. Ее судьбу, точно следуя поговорке, определил характер. Казань, Москва, ГИТИС, курс Алексея Бородина, `Мосфильм`, режиссер Вадим Абдрашитов и `Время Танцора` - главная женская роль. Кто такая? Сколько лет? Где взяли? Глаза - сумасшедшие, рот - упрямый, улыбка - детская, имя - Чулпан, к которому долго привыкали журналисты и критики. Маленькая, юркая, стремительная в движениях. Уже тогда угадывалась ее необыкновенная женская страстность, которую язык не повернется назвать сексуальностью. Уже тогда угадывался незаурядный яркий умный человек - одержимый, требовательный, выносливый. Ее лицо окрестили `лицом поколения`, под это определение попал и Сергей Бодров - именно поэтому они оба появились в качестве ведущих на программе `Взгляд`, и это единственное, что их объединяло. Потому что Сергея выбрало время, как наиболее точный типаж, как средство выраженья `мычанья` девяностых, а Чулпан это время просто остановила - как такси. `Проголосовала` у своей обочины, открыла дверцу и, не назвав ни цены, ни адреса, уверенно устроилась на переднем сиденье. МОЕ время.

Ее героини носят типовые имена, типовые наряды, произносят типичные для обстоятельств тексты и влюбляются в обыкновенных мальчиков и мужчин. Все эти Кати, Риты, Лары, Вари, Ольги, Тани и Маши Мухины могли бы пронестись перед нашим взором как серые галки, не оставив о себе ни памяти, ни вздоха. Могли бы растаять, исчезнуть, кончиться, не успев начаться. Могли бы. Если бы не Чулпан. Она наделила их характерами, она сочинила им прошлое и определила будущее, она придумала им привычки, жесты. Она наградила их талантами - одна танцует, другая поет, третья сочиняет, четвертая играет на фортепиано, пятая говорит на иностранных языках. Она научила их любить и жертвовать собой во имя любви - может, это и есть ее главная тема?

Вокруг ее героинь всегда страдания, но всегда - и вера. Волшебное свечение правды оберегает ее от режиссерских неудач, она интуитивно чувствует жанр, частенько спасает своим присутствием картину, да и спектакль. Стыдных работ у нее не было - и везение тут абсолютно ни при чемПри таком гипертрофированном чувстве долга и ответственности трудно, почти невозможно, строить из себя `глину` и в каждом режиссере видеть Пигмалиона. Конечно, хорошо, когда в твоей жизни вдруг появляется фантазер Худойназаров, который назовет тебя Мамлакат, насует подушек под платье, наплетет тысячи косичек и отправит в полет за счастьем (`Лунный папа`, 1999). Еще здорово прикинуться никому не известной, но гордой русской артисткой и украсить своим неузнанным лицом несколько европейских фильмов (например, `Гуд бай, Ленин!`). Хорошо, когда телевизор вдруг взбунтуется, затошнит от сериалов и затребует пищи экологически чистой, свежей, красочной - тогда появятся удивительные по своей пронзительности `Дети Арбата` Андрея Эшпая и отважная, отчаянная `Гибель Империи` Владимира Хотиненко. Хорошо, когда театр `Современник` назначит тебя Главной Артисткой и заставит подтверждать этот статус на каждой премьере. И кажется, что груз уже неподъемен, что хрупкая твоя фигурка разломится пополам, как спичка, что милая хрипотца перерастет в шипение и голоса твоего уже никто никогда не услышит. А синяки, ушибы и царапины никогда не сотрутся с твоего измученного тела... А дядьки и тетьки, набившиеся в потные залы, вечно будут требовать от тебя настоящих смертей и настоящих страданий, их не обманешь клюквенным соком и картонным мечом. Так что давай, Чулпан! Твое время продолжается.
СПРАВКА

Чулпан Наилевна Хаматова родилась 1 октября 1975 года в Казани. После окончания Казанского театрального училища поступила в ГИТИС на курс Алексея Бородина. В 1998 году была приглашена в труппу Московского театра `Современник`.

1 июня 2005 года в театре `Современник` актеры театра и кино, музыканты, журналисты и врачи провели благотворительный концерт `Подари мне жизнь` в поддержку детей, больных лейкемией. Цель акции - сбор средств на покупку специальной рентгеновской установки для облучения крови. Организаторами акции стали Чулпан Хаматова и Дина Корзун.

ЦИТАТА

`...состояться как актриса, я уверена, больше шансов в театре. Без театра невозможно, театр - это, может быть, единственный тренинг, который есть у драматических актеров, мы не играем гаммы по утрам, мы не стоим у балетного станка. Этот тренинг души нам нужен обязательно, и если ты только снимаешься в кино, ты все равно идешь на компромиссы, чтобы работать, потому что не бывает хороших сценариев и потрясающих ролей. А в театре ты мо-жешь не идти на компромиссы, ты можешь выбирать и при этом быть в фор-ме и твоя душа в форме, и нервная система, все это очень важно, конечно`.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ

`Гарпастум` (реж. Алексей Герман-мл., 2005)
Сериал `Дети Арбата` (реж. Андрей Эшпай, 2004)
`72 метра` (реж. Владимир Хотиненко, 2004)
`Гуд бай, Ленин!`/Good Bye, Lenin! (реж. Вольфганг Беккер, 2003, Германия)
`Рождественская мистерия` (реж. Андрей Кравчук, 2000)
`Лунный папа` (реж. Бахтиер Худойназаров, 1999)
`Тувалу`/Tuvalu (реж. Файт Хелмер, 1999, Германия)
`Англия`/England (реж. Ахим фон Боррис, 1999, Германия)
`Страна глухих` (реж. Валерий Тодоровский, 1998)
`Время танцора` (реж. Вадим Абдрашитов, 1997)

НАГРАДЫ

2004 - Лауреат премии `Кумир`

2004 - Лауреат Государственной премии в области театрального искусства за роли в спектаклях `Дневник Анны Франк`, `Три товарища`, `Мамапапасынсобака`

С 2004-го - заслуженная артистка Российской Федерации

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РОЛИ

`Голая пионерка` - Маша Мухина (театр `Современник`, 2005)
`Гроза` - Катерина (театр `Современник`, 2004)
`Мамапапасынсобака` - Андрия (театр `Современник`, 2003)
`Три сестры` - Ирина (театр `Современник`, 2001)
`Три товарища` - Патриция Хольман (театр `Современник`, 1999)
`Чествование` - Санни (Театр А. Чехова, 1997)
`Поза эмигранта` - Катя (Театр А. Чехова, 1996)
`Дневник Анны Франк` - Анна Франк (РАМТ, 1996)
`Фанта-инфанта` - Фанта (Театр Луны, 1995)
`Мечты маленького Робинзона` - Пятница (Театр Луны, 1995)

30 сентября 2005 г.

Ксения ЛАРИНА, `Эхо Москвы`, специально для `PRO Кино`, `Новые Известия`

Док. 239568
Опублик.: 19.10.05
Число обращений: 387

  • Хаматова Чулпан Наилевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``