В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Табаков: Мой сын играл не в Чапаева, а в Михалкова Назад
Олег Табаков: Мой сын играл не в Чапаева, а в Михалкова
САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ТЕАТРА - О САМОМ ЗНАМЕНИТОМ ДЕЯТЕЛЕ КИНО

21 октября исполняется 60 лет Никите Михалкову - знаменитому актеру, режиссеру, продюсеру, председателю Союза кинематографистов России, президенту Московского международного кинофестиваля... Словом, главной фигуре в отечественном кино. Достучаться до Никиты Сергеевича в эти дни сложно - все стремятся взять у него интервью. А мы сразу решили пойти другим путем. Путь этот, кстати, отчасти подсказал сам Михалков, который любит повторять, что в искусстве отраженный свет зачастую воздействует сильнее прямого луча. `Отразить` многогранную и, разумеется, неодномерную, в чем-то спорную фигуру и личность Никиты Михалкова мы пригласили другого корифея - народного артиста СССР Олега Табакова, давнего друга и соратника нашего прославленного `оскароносца`.

НЕИЗВЕСТНЫЙ НИКИТА

- Олег Павлович, когда и как перекрестились ваши дороги с Никитой Михалковым?

- Это мало кто знает, но первый раз мы повстречались с ним при работе над фильмом `Приключения Кроша` по повести Анатолия Рыбакова. Никита там снимался, был совсем юн, и режиссеру показалось, что он чего-то якобы еще не умеет. И этот самый режиссер позвал меня озвучить его роль. Но мне очень понравилось то, что делал Никита. И я постарался убедить постановщика, что его затея в корне не верна...

Позже я несколько раз бывал приглашен мамой Никиты Натальей Петровной Кончаловской в их хлебосольный, щедрый, многолюдный дом. Мы встречались и с его отцом - в бытность мою директором театра `Современник`. Мы предложили Сергею Владимировичу инсценировать `крамольный` по тем непростым временам роман Салтыкова-Щедрина `Современная идиллия`. Он написал по мотивам романа острую, очень злободневную пьесу под названием `Балалайкин и К`, но все закончилось для нас благополучно - и благодаря режиссеру Георгию Товстоногову, и благодаря общественному весу самого Сергея Михалкова, который на обсуждении спектакля произнес крылатую фразу: `Давно русский царизм не получал такой пощечины` - и тем задал правильное направление дискуссии...

Мы разными, порой прихотливыми путями шли с Никитой навстречу друг другу и естественным образом соединились затем в общей работе.

- Это случилось, как я понимаю, на фильме `Неоконченная пьеса для механического пианино`?

- Все так думают. А на самом деле я снялся вместе с Александром Калягиным в одном из сюжетов `Фитиля`, который, представьте, ставил Никита. Речь там шла о каком-то транспортном предприятии, где люди пьют до собрания, во время собрания, после собрания... Этот сюжет и сегодня смотрится смешно и поучительно - время почему-то не властно над ним. Или, уж не знаю, над самим этим явлением. Давно ведь известно, что `веселие на Руси есть пити`.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

- Но звездный час Никиты Михалкова наступил все-таки попозже. Расскажите, как вам работалось вместе над фильмами `Неоконченная пьеса для механического пианино` и `Несколько дней из жизни И.И. Обломова`?

- Отвечу коротко: это было счастье - при всей моей нелюбви к возвышенным словам. Помню, снимали по утрам, и солнце золотило не верхушки елей, а их корни... Это было какое-то светопреставление. Как-то я чистил зубы в полпятого утра и, взглянув на себя в зеркало, вдруг застыл от удивления. Отчего это, думаю, у меня такое глуповато-счастливое выражение лица? И тут осенило: `Я буду сегодня сниматься!`.

Не стану рассказывать об атмосфере, которая царила у Никиты на съемочной площадке, о том, как все жили одной дружной коммуной, играли вместе в футбол - об этом много написано. Это, к слову, сугубо наше, российское открытие, наш путь. Это практиковали `художественники`, работая над толстовской `Властью тьмы`. Это делали в `Современнике`, работая над `Чудотворной` Владимира Тендрякова, в студии Додина и Кацмана, перенося на сцену роман `Братья и сестры` Федора Абрамова. Никита смог органично усвоить эту традицию и переплавить ее в явление настоящего кинематографического искусства. Фильм - это ведь мир глазами режиссера. А если режиссер смотрит на этот мир еще и диоптриями гениального оператора Павла Лебешева, если ему в его заботах и усердии помогает сценарист и художник Александр Адабашьян, если актеры Юрий Богатырев, Александр Калягин, Елена Соловей, Павел Кадочников, Антонина Шуранова играют не жалея себя, то получается шедевр, каковым `Пьеса для механического пианино` и является.

Я очень люблю эту картину, это ведь лучшая экранизация Чехова в мировом кино! Лучшая! И она до сих пор не заняла заслуженного ею места в российской табели о рангах. Это, полагаю, плохо для российской табели о рангах, но никак не для Никиты. Как можно не воздать должное этой уникальной работе, где главное сказано не словами, не текстом, а через едва уловимые, тонко вибрирующие взаимоотношения героев, прихотливую вязь их чувств? Я не видел этого ни в какой другой чеховской картине, а я их по миру немало насмотрелся...

- Расскажите, как вы вместе с Михалковым искали образ Обломова?

- Влюбленно. Мы часто с Никитой радовали друг друга находками, открытиями. Опять-таки не стану погружать вас в излишние подробности, расскажу только о последнем съемочном дне. Мы работали в квартире с длинной анфиладой комнат, и вот прозвучала последняя команда `Стоп, снято!`, погас свет... Этот момент застал нас с Никитой в последней комнате этой холодной анфилады. Мы на мгновение припали друг к другу - и заплакали. От благодарности друг к другу за совместную работу, от счастья, что это было в нашей судьбе.

Мне неудобно говорить об этой картине, меня ведь там много в кадре. Но на разных просторах и широтах - в Канаде, Англии, Аргентине, Франции, Японии - мне приходилось слышать искренние, не выглядящие лестью слова в адрес этого фильма, которого в российской табели о рангах опять-таки вроде бы и нет. Но назовите мне еще хоть одно кинопроизведение, где бы в кадре была растворена, разлита такая любовь и нежность к земле, откуда все мы с вами родом. Не будучи никаким монархистом, государственником, я всякий раз плачу, когда в финале `Обломова` маленький мальчик бежит по бескрайнему полю и кричит: `Ма-менька приехала!`. Меня нет в кадре, а я плачу. Потому что это кино про меня. Про мои гены, истоки, начала, про мою кровную связь с этой землей.

ОН РУССКИЙ. И ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ

- Что вам кажется в характере Никиты Сергеевича главным?

- Он русский. Сейчас модно быть русским, православным. А он такой от рождения. Он любит и, смею сказать, понимает свою страну, свой народ - не в ущерб другим странам и народам, не за их счет. Лично я люблю его еще и за то, что он как никто другой может откликнуться сердцем на эти вот пронзительно-глубокие строки Пушкина:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

И еще... У Никиты есть органическая, внутренняя потребность помогать людям. Я не буду приводить вам примеры, доказательства, это дело интимное, оно не на показ. Но без этого корневого свойства души какие-то вещи, уверяю вас, и в профессии не получатся. Сымитировать интеллигентность нельзя, а отзывчивость на чужую боль - это и есть признак интеллигентности души.

- В уже упоминавшемся фильме `Обломов` главный герой - мягкий, сердечный русский человек противопоставляется рациональному, прагматичному Штольцу. А сам Никита Сергеевич в этой системе координат кем вам видится?

- Я бы не стал так ставить вопрос. В любом человеке много чего намешано. Я и сам-то, когда мне выгодно, выдаю себя за Обломова, когда выгодно - за Штольца. Но коль уж вы спросили, отвечу так: Никита любит у себя на столе порядок. И в этом он вроде бы Штольц. Но способность, по пушкинской формуле, облиться слезами над вымыслом, - в этом Никита Сергеевич вполне разделяет душевные порывы Ильи Ильича. Так что порядок на столе и в делах - это одно. Тонкие душевные импульсы и движения - это другое.

- Вы хорошо знаете семью Никиты Сергеевича. Скажите, что он взял от отца, что от матери?

- От отца - общественный темперамент, желание быть и состояться. А от матери... Наталья Петровна была удивительной женщиной. Она обладала, скажу так, совершенно мужским интеллектом, при этом была душой дома, хранительницей семейных преданий, нравственных ценностей. И сумела это передать детям. От нее у Никиты - душевная нежность, ранимость. Кто еще, кроме Никиты, в нашем хилом киносообществе может с гордостью сказать, что у него четверо детей? А для него это очень важно, он продлевается в своих детях. Это тоже заложено в нем от мамы, от рода Кончаловских, Суриковых...

К слову сказать, Никита, как и Андрей Миронов, был любимым актером моего сына Антона. Дети, как известно, любят играть в разные игры, например, в Чапаева, а мой Антон и его друзья играли в героев фильма `Свой среди чужих, чужой среди своих`, играли `в Михалкова`. С другой стороны, дети Никиты - и Степан, и Артем, и Аня, и Надя - с доверием относятся ко мне. Видимо, в нас с Никитой есть что-то схожее, что-то по-настоящему родственное.

... И ВСЕ РАВНО ХОРОШИЙ

- Вы столько хороших слов сказали о Никите Сергеевиче... Пришло время вспомнить о том, что многие в Союзе кинематографистов его, сказать мягко, не очень-то жалуют...

- Так у меня к Союзу кинематографистов тоже, знаете ли, есть свои претензии. Эгоцентричнее, эксгибиционистичней него, на мой взгляд, - только Союз писателей. Коль мы говорим сегодня про Никиту, то мне кажется важным сказать о той поразительной несправедливости, которая царит по отношению к нему в этом самом киносообществе. Не нравится, видите ли, им Никита! Но не видеть при этом его таланта? Не замечать его фильмы, среди которых `Механическое пианино`, `Обломов`, `Пять вечеров`, `Урга`, `Утомленные солнцем`? `А он все равно нехороший`, - слышу я шепоток. Но это же, простите, пакость! Я, как, извините, человек одаренный и довольно рано встретившийся с таким явлением, как человеческая зависть, знаю, что почем. И всеми этими завистливыми шепотками я, как любила повторять моя бабушка, просто `брезговаю`.

Я намеренно не касаюсь сейчас дел в Союзе кинематографистов, который он возглавляет, не анализирую, `развалил` его Никита или `не развалил`. Не берусь судить о том, в чем я не разбирался всерьез. Но где был пресловутый Союз, когда травили, топтали великого Сергея Федоровича Бондарчука? И только один Никита Михалков выступил тогда в его защиту. У каждого из нас, конечно, свой путь. Советовать поздно, но, мне кажется, не надо было Никите браться за Союз кинематографистов. Неблагодарное это, как выяснилось и как можно было предвидеть, дело.

- У замечательного актера Валентина Гафта в посвященной вам блистательной эпиграмме есть такие строчки: `Чеканна поступь, речь тверда у Лелика, у Табакова. Горит, горит его звезда на пиджаке у Михалкова`. Как вы полагаете, кому из вас двоих Гафт хотел этими строчками польстить?

- Ну Гафт, во-первых, не льстец, он, скорее, поэт-сатирик, как раньше говорили. А во-вторых, даже в этой эпиграмме запечатлена некая сродненность наших судеб. Сказывается она, в частности, и в таком явлении. Когда мне в жизни сопутствовала удача, я часто слышал за спиной недоуменный вопрос: `А почему Лелик?`. Думаю, что и Никита нахлебался этого: `А почему он?`. Идиотичнее этих вопросов трудно что-нибудь придумать. Люди, которые их задают, вынуждены поедать собственную печенку и тем самым подрывать свое здоровье.

- Вы на десять лет старше Никиты Михалкова, недавно отметили свой собственный юбилей. У Никиты нет и не было трепета перед вашими сединами?

- Нет, это никогда не было проблемой в наших отношениях. Стоит ли создавать себе сложности из-за каких-то десяти лет разницы? Мы же не девицы. Мы оба, знаете ли, мужского пола со всеми вытекающими отсюда предпочтениями. Это весьма несовременно, конечно. День нынешний требует от нас толерантности в этом тонком вопросе. Но мы все-таки предпочитаем производить на свет детей старым казачьим способом...

- Поскольку этот материал выйдет в самый канун юбилея Никиты Сергеевича, вы можете передать ему свои поздравления через `Труд`.

- Я пожелал бы ему здоровья, терпения, покоя за своих близких. И, поскольку он снимает сейчас фильм `Утомленные солнцем-2`, я бы пожелал ему в обязательном порядке творческого куража, фарта.

Редакция газеты `Труд` присоединяется к этим сердечным, искренним пожеланиям.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

{Bull}Когда верстался этот номер, стало известно, что Никита Михалков преподнес себе к дню рождения роскошный подарок: он сложил с себя обязанности председателя Союза кинематографистов в связи с уходом в творческий отпуск. Обязанности главы СК будет пока исполнять актер, режиссер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. Вернется ли Никита Сергеевич к руководству творческим союзом после окончания съемок фильма `Утомленные солнцем-2` - этот вопрос остается открытым.

Павлючик Леонид.

Труд-7 No196 за 20.10.2005

Док. 239604
Опублик.: 20.10.05
Число обращений: 384

  • Табаков Олег Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``