В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Цискаридзе: Лучше быть одному, чем вместе с кем попало Назад
Николай Цискаридзе: Лучше быть одному, чем вместе с кем попало

Николай Цискаридзе: Лучше быть одному, чем вместе с кем попалоНесмотря на то, что он всегда был послушным сыном, в вопросе выбора профессии решил пойти наперекор воле матери. В три года, посмотрев `Жизель`, он заявил, что станет танцовщиком. Мама подумала, что сын шутит и еще сто раз передумает, ведь мудрая женщина знала, что балет - это в первую очередь страшный труд, а уж потом - красота и шквал аплодисментов. Николай всегда верил в свою счастливую звезду и в то, что страшно талантлив. Даже тогда, когда его три года подряд не принимали в хореографическое училище Большого театра, он, уезжая в родной Тбилиси, повторял: `Я снова вернусь, и тогда...`. Он стал первым иностранным танцовщиком после Нуриева, которого пригласили в Paris Opera.



Я - очень ленивый человек


Лучше быть одному, чем вместе с кем попало

- Николай, скажите, Вы никогда не жалеете о выбранной специальности, ведь балет - это колоссальный труд?

- Думаете, востребованный и успешный человек никогда не думает: `Эх, не ту я выбрал профессию!`? Как бы не так! Всем смертным в период депрессии, усталости кажется, что они идут куда-то не туда. Подобные мысли и мне регулярно приходят в голову. Мало кто верит, но я - очень ленивый человек, любые физические усилия мне неприятны. Поверите, даже телевизионный пульт иной раз лень взять, потому что за ним вставать надо! Я очень не люблю двигаться, не люблю репетиций, классов. Вот спектакль - это другое дело, на него я всегда отправляюсь в хорошем настроении. Когда-то мама пыталась меня переубедить, говорила, что не надо идти в балет, что шансов пробиться очень мало, что балет - это колоссальный труд. Я всегда ей отвечал: `Я же гениальный, у меня все получится!` Мама, правда, долго надеялась, что рано или поздно я выброшу из головы идею заняться балетом и прекращу это глупое занятие - задирание ног.



- Из зрительного зала кажется, что танцоры практически бестелесны, что им ничего не стоит под красивую музыку порхать по сцене...

- Балет волшебным образом выглядит только из зрительного зала. Когда я просматриваю записи своих выступлений, думаю: кто же, кроме меня, знает, каких трудов стоит после выступления красиво раскланяться, широко улыбнуться, тихо повернуться и уйти со сцены? Ведь в этот момент, когда я выгляжу таким умиротворенным и счастливым, у меня сердце выпрыгивает из груди, я еле перевожу дыхание и думаю об одном: дойти бы до кулис, иначе еще миг, и я рухну прямо посреди сцены. Как-то в Америке моим знакомым не хватило билетов на наш спектакль. Руководство театра разрешило их посадить в кулисе. После первого акта, насмотревшись на мокрых от пота, еле дышащих артистов, они встали и ушли, сильно разочаровавшись в балете. Никто не знает, какой это колоссальный труд.



На маму мои слезы не действовали


Я на себя денег не жалею

- Мама Вас, наверное, очень баловала?

- Моя мама умела говорить `нет`. Если она это слово сказала - всё, спорить было бесполезно! Хоть в окно выпрыгивай, своего мнения она не меняла. Наказывали меня очень строго. Предположим, говорили: месяц не выйдешь гулять. И я сидел дома, занимался чистописанием, читал, обливаясь слезами. Хотя потом и это делать перестал, потому что никто на мои слезы не реагировал. Иногда мама собиралась куда-нибудь уходить, я поднимал рёв, хотя и в присутствии мамы не особо нуждался, и плакать не очень хотел, просто решал повредничать. Но она не реагировала, и я тут же успокаивался. Мамин 35-летний опыт работы в школе давал блестящие результаты. И няня до меня воспитала тринадцать детей, удивить ее даже мне было сложно.



- Скажите, у вас есть хоть какие-то увлечения, кроме вашей работы?

- Я жаден до впечатлений. Когда прилетаю в какой-нибудь город на гастроли, непременно осматриваю все, на что хватает сил. Обычно в новый город я приезжаю с планом: куда пойти и что посмотреть. Читаю путеводители, слушаю советы друзей. Очень люблю классику, поэтому хожу туда, где она представлена: музеи костюма, живописи, скульптуры. Стиль модерн или авангард не для меня. Я вырос среди классики. Она близка мне по духу.



Я не понимаю, когда у людей неухоженные руки


Я - очень ленивый человек

- Николай, удивительно, но я Вас представлял совсем иным - в костюме и при галстуке.

- Мое детство было испорчено костюмами и галстуками. Меня не отпускали ни в театр, ни на концерты одетым так, как все, то есть в джинсы и джемпера. Только в шестнадцать лет я выбил себе право не носить этот ужасный костюм, потому что мне страшно надоело быть белой вороной. По этому случаю я даже изорвал в клочья один из них. К такому бунту меня подтолкнула реплика одной моей партнерши, с которой мы пришли в Большой театр. Она вдруг сказала: `Коля, ну почему ты такой старомодный? Ну что ты все время ходишь в костюме?`. Поверите, галстук я носил я даже со школьной формой! Костюм обязывает. В нем ты не можешь развалиться, свободно сесть. За мной с раннего детства следила мама: как я двигаюсь, как сижу, как ем, поэтому мне очень хотелось получить свободу. Получил, как только расстался с пиджаками-галстуками. Но не навсегда: `ненавистные` костюмы иногда все же ношу. Но надеваю их только туда, где они необходимы - в посольства, на премьеры Большого театра. У меня их довольно много - на разную погоду, на разные случаи жизни. Вот только галстуки я по-прежнему не люблю, уж лучше бабочки.



- Вы признавались, что Ваша мама была записной модницей, всегда ухоженной, красиво одетой. Это обстоятельство наложило на Вас отпечаток?

- Конечно. Маму я никогда не видел в халате и тапочках. Она даже в конце жизни, когда неважно себя чувствовала, очень красиво одевалась. Мама почти всю жизнь жила в Тбилиси, а там царила особая атмосфера праздника. Мама работала простой учительницей в школе, но она никогда не появлялась перед детьми без маникюра, без тщательно уложенной прически. Это культура, понимаете? Меня до сих пор смешит привычка некоторых людей приходить в гости со своими тапочками или разуваться в гостях. Когда ко мне приходят друзья, всегда предлагаю: проходите так! Я-то сам сниму туфли, мне это даже в кайф, потому что ноги у меня балетные, сильно устают, а вот заставлять других людей разуваться неловко. Наверное, у меня повышенные требования к внешнему виду. Я не понимаю, когда у людей неухоженные руки. Почему-то я всегда в первую очередь обращаю внимание на эту часть тела. Не понимаю, когда люди не используют парфюм, почему могут ходить в нечищеной обуви.



Я на себя денег не жалею


Сбудется все то, что должно
произойти

- Знаю, Вы не любите бриться. А если бы любили, носили бы трехдневную щетину?

- Я действительно каждый день не бреюсь. Небольшая щетина ведь в моде? Вроде это считается секси. Хотя не знаю, что тут сексуального?



- Когда-нибудь гармония тела помогла Вам в жизни?

- Однажды с труппой Большого театра мы были в Лондоне. Нас пригласили в Дом моды Вивьен Вествуд и позволили самостоятельно выбрать себе вещи для участия в приеме. Когда я мерил костюмы, собралась большая толпа, потому что это действительно было красиво. После примерки ко мне подошла сама Вествуд и сказала: `Вы - модель, Вам надо работать на подиуме. Конечно, хорошо, что Вы танцуете, но плохо, что Вашей внешностью, выправкой и походкой не может любоваться мир моды`. Она мне подарила все те вещи, которые я мерил. Конечно, было приятно, что меня выделили, и не среди обычных смертных, а среди профессионалов - моих коллег.



- Вы - модный человек?

- Я никогда не листаю журналы моды, не отслеживаю модные тенденции. Всегда полагаюсь на свой вкус и ношу лишь то, что мне нравится самому. Если есть свободное время, могу сходить на показ моды. Мне нравится, когда это действо граничит с искусством. За это я очень люблю Живанши. Все, что он делал сам, это искусство. Стиль Терри Мюглера мне также очень близок. Вещь должна быть красива и функциональна. Должен быть идеальный крой. Если я нахожу такую вещь, тут же покупаю. На себя денег не жалею. Моя мама говорила: `За тобой не понесут и в гроб не положат!`. Иногда у меня бывает день `покоса`: иду по магазинам и покупаю все то, что приглянулось. Это, правда, чаще всего бывает в Европе. С шестнадцати лет я выезжаю за рубеж, там и привык пополнять гардероб и себе, и маме. Я не стремлюсь обладать большим количеством вещей. Я минималист - и в одежде, и в предметах быта.



Лучше быть одному, чем вместе с кем попало


Мое детство было испорчено
костюмами и галстуками

- Николай, не хочется взяться за мемуары? Ведь Вы встречались с великими мира сего. Одна Уланова чего стоит!

- Я еще маленький. Сбудется все то, что должно произойти. С детства над моей кроватью висит изречение Омара Хайяма: `Коль небом не дано, чего хочу, свершить не суждено, чего хочу. Коль свято всё, чего желает небо, так значит, всё грешно, чего хочу!`. Еще мне нравятся такие строки: `Уж лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало!`.



- Это не путь к одиночеству?

- А что в нем плохого?



- Николай, Вы не мечтаете о семье?

- Семья - это прекрасно. Мама, папа, много детей, собирающихся у очага, - идеальное будущее. Сам я, правда, очень не люблю в него заглядывать - что должно быть, непременно будет.



- Сейчас Вы получаете второе высшее образование, причем экономическое. Соломку подстелили?

- По первому своему образованию я - педагог. Однажды подумал, что неплохо было бы разбираться в тонкостях договоров, которые нам, артистам, приходится подписывать, и поступил в Академию хореографии на отделение менеджмента.


`Км.ru`

Док. 239673
Опублик.: 21.10.05
Число обращений: 373

  • Цискаридзе Николай Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``