В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пианист Николай Петров: `Пианистов, к сожалению, не отстреливают` Назад
Пианист Николай Петров: `Пианистов, к сожалению, не отстреливают`
Встреча корреспондента `Новых Известий` с музыкантом Николаем ПЕТРОВЫМ состоялась в его загородном доме накануне сольного концерта в Большом зале консерватории. В доме практически все построено руками Петрова. Ему приходилось быть и плотником, и электриком, и столяром. Хозяин попивает любимый квасок собственного производства из гжельского чайничка, а в перерывах репетирует Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Вебера, Мусоргского и Рахманинова.

- Николай Арнольдович, ваше детище, вновь созданная академия, президентом которой вы являетесь, носит название не Российская академия искусств, а Академия Российского искусства. Это означает, что вы отказались от государственной поддержки?

- Вы знаете, мы не хотим быть зависимыми. Наши академики - это личности, творцы. Люди высокой нравственной силы Их имена не должны быть навязаны сверху. А для субсидирования такой академии, я надеюсь, Бог даст, и меценаты, любящие искусство, найдутся.

- Вы согласны с мнением, распространившимся среди ценителей музыки, что последние конкурсы Чайковского показывают: люди умеют быстро и громко играть, но музыка, в высоком смысле слова, в их игре отсутствует?

- Это действительно так, к сожалению. Если сюда прибавить еще жульничество и коррупцию, которые царят на этом конкурсе фактически с самого начала... Уже на первом конкурсе была установка - дать первую премию только российскому лауреату!

Да простит меня мой добрый покойный друг Лева Власенко, горячо любимый и уважаемый мною, но говорят, что были заранее напечатаны афиши - `Лауреат первой премии Лев Власенко`. И когда Клиберн сыграл так, что нельзя было не дать ему, то это решалось на уровне ЦК и Политбюро! Конечно, сейчас просто чудовищная коррупция на конкурсах.

- Как везде.

- Ну, давайте говорить - да, как везде.

- Каковы ваши приоритеты в музыке?

- Мне сложно назвать любимого композитора, ибо я - профессиональный музыкант. Я мог бы назвать стили. Я очень люблю музыку барокко, люблю французскую музыку, но это совершенно не значит, что не люблю романтиков - Шумана или Брамса. Я играю то, что люблю, а люблю то, что играю.

- В чем главная движущая мысль вашего исполнения, что для него характерно?

- Дело в том, что над замечательными сочинениями сейчас нависла колоссальная опасность, это опасность потери свежести восприятия. Как нужно сейчас играть Первый фортепьянный концерт Чайковского? Для профессионалов - не для широкой публики. Публика слышит в основном красивую музыку, не больше. К примеру, я познакомился с этим концертом Чайковского, когда мне было 10 лет, сейчас мне 62. Значит, я 52 года слушаю разные его исполнения, прошло уже 13 конкурсов Чайковского, все финалисты этот концерт играют, а их 10, значит, уже 130 интерпретаций его. От каждого такого исполнения оседает какая-то гадость на сочинении, на его трактовке, как, скажем, на иконе оседает пыль, слои краски или паутина времени. Этот нанос происходит от сотен, даже тысяч исполнений произведения. Поэтому когда я беру сочинение типа Первого концерта Чайковского, или Пятого концерта Бетховена, или Второго концерта Рахманинова, или `Картинок с Выставки` Мусоргского, первое, что делаю, использую полный набор уборщика - пылесос, швабру, порошок. Конечно, говоря фигурально.

- А когда-то Вэн Клиберн играл Первый концерт Чайковского на Первом Международном конкурсе имени Чайковского...

- Вот как раз тогда еще не было этого чудовищного количества пианистов, которое сейчас можно сравнить только с количеством волков, коих в белорусских лесах отстреливают, когда их становится слишком много. На пианистов, к сожалению, никто отстрела не объявлял, и все хотят теперь играть на публике! В 1958 году не было астрономического количества никому не нужных конкурсов, астрономического количества жаждущих деятельности безработных лауреатов. И вот тогда, когда Вэн Клиберн сыграл Концерт Чайковского, мы услышали нечто необычайное. Образно говоря, в этом музыкальном `пироге` мы увидели всю начинку! Оказывается, помимо мелодии, есть все то, что находится `между` - все эти связующие темы, подголоски. Мы услышали свежий, как родник, материал, словно в душной комнате отворили окно, и в нее ворвался озон...

- Один молодой профессор из Карлова университета в Праге рассказывал мне, что исполнительская манера Рихтера вызывает у его студентов улыбки. Слишком много `пафоса`, как теперь говорят. Вы как считаете?

- Понимаете, можно все обложить, потому что искусство вообще субъективно, а музыкальное - особенно! Все зависит от эмоционального восприятия. Но единственное, что является мерилом оценки творчества, - это, как ни печально, кончина исполнителя. Как и писателя, как и художника... Сразу становится все ясно, время расставляет все по своим местам. И если творчество художника в широком смысле слова продолжает жить после его кончины, то он велик. Если же умирает вместе с ним, то, видимо, это был делец от искусства. Я далеко не уверен, например, что что-нибудь останется от художника Шилова, когда его призовет Господь.

- А от Андрея Вознесенского?

- Дело в том, что Андрей - человек чрезвычайно талантливый, но, скажем, то, что он пишет сейчас, мне непонятно. Это не означает негативной оценки. Однако я не могу добраться до квинтэссенции этих стихов. Это словотворчество, аллюзии в совершенно непонятном мне направлении. И я не поверю, что на его вечерах теперь стоят в проходах люди и кричат `браво!`, понимая эти стихи. Так и в музыке. Если я современную музыку не могу понять с первого исполнения, то что может понять слушатель?

- Вы скептически относитесь к современникам, но ведь кто-то из современных композиторов близок вам, Николай Арнольдович?

- Вы знаете, я даже не пытаюсь искать. Мне очень хорошо среди Баха, Рамо, Куперена, среди Бетховена, Шуберта, Равеля, Дебюсси, среди Рахманинова и Прокофьева. Пожалуй, так же спокойно, как и среди моей любимой сине-белой гжели, которую, как вы заметили, я собираю, и которая дает душе такое же отдохновение.


СПРАВКА

Николай Петров родился 14 апреля 1943 года в Москве. С 1962 по 1968 год учился в Московской консерватории. Уже в 1962 году Петров получил мировое признание в качестве пианиста-виртуоза: он завоевал серебряную медаль на I Международном конкурсе им. Вэна Клиберна в США. В 1964 году стал обладателем серебряной медали на Международном конкурсе пианистов им. Королевы Елизаветы в Брюсселе. Выступал с Нью-Йоркским симфоническим, Вашингтонским национальным симфоническим, Лос-анджелесским, Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, Королевским филармоническим и многими другими оркестрами. 10-15 концертов в год он дает в Большом зале Московской консерватории. Народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии России, президент Академии российского искусства, член Совета по культуре при президенте РФ, член комитета по Государственным премиям России.

25 октября 2005 г.

ЕЛЕНА КВАСКОВА, `Новые Известия`

Док. 239798
Опублик.: 25.10.05
Число обращений: 359

  • Петров Николай Арнольдович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``