В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Добромелов: `Ситуация может разрешиться к февралю` Назад
Григорий Добромелов: `Ситуация может разрешиться к февралю`
В среду `Газпром` объявил о том, что с 1 января 2006 года новая рыночная цена на газ для Украины составит порядка $216-230. В свою очередь, Киев заявил о готовности рассчитываться за российский газ по рыночным ценам, если переход к таким отношениям будет постепенным. Корреспондент Страны.Ru Михаил Первушин попросил прокомментировать эту все более усложняющуюся ситуацию руководителя Центра социальной и экономической экспертизы `Общественное мнение` Григория Добромелова.

- Как вы оцениваете решение `Газпрома` перейти к рыночным, европейским ценам в отношениях с Украиной?

- Ситуация между Россией и Украиной по `газовому` вопросу крайне запутанная. На самом деле, Россия пытается использовать главный рычаг влияния на Украину. С одной стороны, позиция и России, и Украины по данному вопросу вполне понятна и объяснима. Украина за год после `померанцевых` событий могла бы подготовиться к адекватным со стороны России мерам по увеличению стоимости газа в ответ на изменение внешнеполитического курса. Со своей стороны, Москва могла бы раньше предъявить Киеву подобные требования.

Россия поставляет по более низким ценам, чем первоначально затребованные с Украины 160 долларов, газ и для Турции, и для многих других стран, но при этом не требует от них некой внешнеполитической лояльности и, тем более, повышения оплаты. Однако для самой Украины крайне выгодно как можно скорее перейти на рыночные цены на газ. Может быть, цена 160 долларов - это завышенная цена, но платить Украине, как прежде, 30 или 50 долларов за газ, конечно, недопустимо. А Украина, перейдя на рыночные цены на газ, тем самым избавится от последнего рычага влияния со стороны России на свою внешнюю и внутреннюю политику и сможет, хотя бы на некоторое время, вести разговор с Москвой на равных основаниях. Для России это тоже удачный шаг, поскольку, с одной стороны, государственная компания `Газпром` получает дополнительные прибыли, с другой стороны, Россия будет вынуждена, наконец, искать серьезные дипломатические и реальные политические рычаги взаимодействия с Киевом и оставить в прошлом старые и непродуктивные способы влияния.

- Какова должна быть позиция Евросоюза в этой ситуации?

- С одной стороны, позиция Евросоюза должна быть позицией невмешательства, это внутренние отношения России и Украины. Безусловно, точка зрения Украины о том, что в ответ на одностороннее повышение цен со стороны России они перекроют поставки газа в Европу, это деструктивная позиция. По сути, Россия ввязалась в очень опасную для себя игру, что может снизить ее репутацию как надежного партнера, как надежного поставщика нефти и газа в Европу. С другой стороны, и позиция Украины не может в Европе вызывать поддержки, поскольку Европа во многом зависит от поставок российского газа. Кстати, подобная позиция Украины - это очередное подтверждение правильности выбранной линии в отношениях России и Германии по строительству Североевропейского газопровода и дополнительное обоснование того, почему не надо его вести по суше через территорию Польши или Прибалтики, которые, в свою очередь, могут начать шантажировать Россию отключением транзита газа в Европу.

- Как вы думаете, чем закончится эта конфликтная ситуация? Ваши прогнозы?

- Безусловно, что, уже когда `Газпром` выдвигал требования о повышении цены до 160 долларов, абсолютно понятно было, что изначально он рассчитывал на подобную реакцию Киева. То, что Киев не согласится с подобной ценой, это было понятно и объяснимо. Если стороны изначально идут на конфликт, значит, видимо, в дальнейшем нас ждет долгий период переговоров, и со стороны России это будут попытки предложить снижение цены на газ в обмен на некоторые внешнеполитические договоренности, или даже, может быть, это более тонкая игра с попыткой повлиять на украинские выборы.

Со стороны Украины уже сейчас звучат заявления о реальности и необходимости перехода на рыночные цены, только Киев настаивает на переходном периоде. При этом понятно, что переходный период в три года не будет принят Россией, но некоторый переходный период, например, в год, мне кажется, вполне адекватным и объяснимым. Скорее всего, ситуация разрешится мирным путем ближе к февралю. Безусловно, никакого отключения со стороны Украины транзита российского газа не произойдет, поскольку это серьезно повлияет на отношения Украины с европейскими государствами.


14.12.05.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2005

Док. 241308
Опублик.: 15.12.05
Число обращений: 751

  • Добромелов Григорий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``