В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Сафонова: `У нас так мало в жизни красоты осталось` Назад
Елена Сафонова: `У нас так мало в жизни красоты осталось`
Когда Леня полюбил Лизу и понял, что никак не получается у него жениться на любимой, он очень загрустил. Загрустил до того, что почувствовал себя загнанным зайцем, которому только и остается, что прыгнуть в пропасть. Потому что Леня был Леонидом Ильичом Брежневым (Богдан Ступка), а Лиза - королевой Елизаветой (Елена Сафонова). И эта история сложилась в кинокартину Тиграна Кеосаяна "Заяц над бездной". О фильме, работе с Богданом Ступкой, о вечных страхах и искренних чувствах с Еленой Сафоновой беседовала обозреватель Страны.Ru Мария Свешникова.

Сценарный поворот фильма весьма необычен. Однажды Брежнев прибыл в Молдавию, одну из своих любимых республик. Вечером, после официального приема, Генсеку КПСС, как и все смертным, понадобилось выйти прогуляться. Однако вместо туалета он обнаружил - что бы вы думали? - воздушный шар, прокатившись на котором, "дорогой Леонид Ильич" оказался на хуторе цыганского барона. И тот пообещал Брежневу привезти из-за моря его любимую, чтобы они могли сыграть свадьбу.

По словам режиссера фильма Тиграна Кеосаяна, ему принесли "замечательный сценарий с абсолютно некоммерческим названием "Заяц над бездной": "Но это было наше единодушное решение - не менять название. Картина по настроению похожа на мои предыдущие, но форма другая, сюжет иной. Этой картины не получилось бы без двух человек - это Игорь Клебанов и второй режиссер Варвара Шуваева. Мы все подпишемся под каждым кадром этого фильма. Мы не ерничаем, мы совершенно серьезно рассказываем историю, которая абсолютно точно была. Она просто не могла не быть. С другой стороны неважно, была она или нет. Я верю в то, что самый несвободный человек должен почувствовать себя свободным. Мы снимали кино о свободе".

О своей работе в картине Кеосаяна Стране.Ru рассказала актриса Елена Сафонова: "Это моя самая короткая роль - съемки шли три дня. Когда я прочла сценарий, у меня потекли слезы, я поняла, что я хочу в этом поучаствовать. Мне показалось, это так трогательно, что отказаться просто не было сил. Может быть, ничего не получится с этой историей, может быть ничего не получится лично у меня, но я поучаствую. Я хочу попробовать это сделать. Два, три дня, но я не могу пропустить эту роль. Озвучиваю роль не я, а попросили кого-то из английского посольства. К моему стыду и к сожалению, я вообще по-английски не говорю, но на съемки вызубрила текст, который все время талдычила. Когда я вышла на площадку, у меня была только одна мысль - только бы не споткнуться, не может же английская королева этого сделать. Но самым страшным во время съемок была поездка верхом. Я мечтала, чтобы это сделал каскадер, но тогда от моей роли вообще ничего не осталось бы - голос не мой, на лошади не я, там где-то в траве на общем плане стою. Значит, пришлось сесть верхом. И это при том, что я дико боюсь лошадей, жутко просто, я к лошадям близко не подхожу, а тут - верхом. Ехали мы долго, потому что надо было показаться откуда-то издалека, как в "Неуловимых мстителях". Слава Богу, радом ехали каскадеры. Выезжаем на крупный план, и Тигран выдает реплику: "Ну, ты хоть лицо-то сделай, как будто тебе хорошо". Смеялись.

- А как вам работалось с Богданом Ступкой?

- Замечательно. С ним безумно весело, я вообще люблю артистов и режиссеров, с которыми смешно работать на площадке. Это очень важно. Потому что смех - это элемент игры. Как только на площадке появляется суровый серьезный человек, который начинает философствовать, становится очень страшно, желание играть пропадает. Мы с Богданом много шутили и смеялись. Еще и поэтому мне искренне захотелось появиться хоть на одну минуту экранного времени в этой истории. И с Богданом Ступкой я никогда в жизни не работала. Мы постоянно где-то сталкивались - здрасьте, здрасьте - и все, а мне очень хотелось с ним попробовать сыграть. И он оказался таким чувственным артистом! Его физически ощущает, когда с ним играешь, и таких артистов уже не очень много остается. Я очень переживаю за этот фильм. Я сейчас спрашивала продюсеров : "Ну, что? Фильм получился?" Они говорят: "Какая тебе разница? Неужели ты серьезно? Ты искренне?" Я искренне говорю: я хочу чтобы он получился, чтобы зритель, посмотрев, пришел домой и сказал близкому человеку: "Слушай, я сейчас посмотрел картину - обрыдался и обхохотался. Пойди, посмотри, тебе понравится".

- Что для вас значила работа в фильме Кеосаяна?

- Для меня было важно то, что "Заяц над бездной" - очень трогательная история. Как зритель я устала от сюжетов, которые ничего не говорят ни уму, ни сердцу. Если я что-то смотрю, мне очень хочется испытать какой-то интерес, потому что интерес возникает только тогда, когда возникает эмоция в зрителе. Если ее нет, значит, интереса не будет, человек будет скучать, и переключится на другой канал, где будет что-то более эмоциональное. И, когда я пришла к Тиграну на первую встречу, я говорю: "Скажи мне, ты чего хочешь от меня как от артистки?" И он мне сказал фразу, после которой я после не раздумывала, мне было абсолютно безразлично, как это все будет происходить. Он сказал: "Я хочу, чтобы ты мне за очень короткий период времени сыграла историю большой, настоящей любви". Я аж задохнулась от такой красивой фразы, потому что это очень важно. У нас так мало в жизни красоты осталось, мы почему-то так отвернулись от нее, так мало осталось настоящего, почему-то красота топчется, поэтому любая красиво произнесенная фраза и очень точно построенная для меня имеет огромное значение.

- В этом фильме все - условность, поскольку королева Елизавета, в общем-то, замужем, поскольку она вряд ли бы могла приехать в СССР на лошади в сопровождении "отряда" цыган и так далее, и так далее. Вы въезжаете в Молдавию без багажа, а на свадьбе вы появляетесь в белой шляпке и в белых туфлях. Как и в чем королева могла привезти эту белую шляпу?

- Я не знаю, в чем ее привезла, и на самом деле меня не интересует, в чем она ее привезла. Даже если бы вдруг она оказалась в наряде совершенно другой страны, ни молдавской, ни английской, меня бы это совершенно не удивило. Для меня как для артистки это не имеет никакого значения. Может быть, ее нарядили, когда наряжали к свадьбе и вместе с национальным костюмом ей одели шляпочку?

- Во время свадьбы вы исполняете какой-то неведомый танец. А он какой стране принадлежит?

- Это танец отвлеченный. Когда Тигран пригласил балетмейстера, чтобы он поставил его нам, возникло очень много сложностей. Такой элементарный и такой примитивный, но мы очень долго его меняли, долго репетировали, все эти ходки - туда, сюда, нет, по-другому, нет, не так, вот руками так не надо. И в итоге остановились на том, что будет просто топтание, потому что Тигран сказал: "Я не хочу, чтобы это был танец какой-то народности". Это некое состояние души, когда хочется чего-то, но с другой стороны есть некое остолбенение. Как мечта: вроде она реализуется, а на самом деле - нет, потому что это просто твоя мечта.

- А еще ваша героиня произносит несколько фраз по-английски, который никак не переводятся, даже титрами. Вы знаете, что королева Елизавета говорит Леониду Ильичу при встрече?

- Я знаю каждое слово. Хотя сейчас я уже, может быть, все точно не вспомню. Примерно так: "Страшные люди, они подлетели ко мне, посадили меня на коня и сказали, что-то про то, "когда тополь зацветет". Она говорит совсем не то, что она испытывает в данный момент. Тигран хотел, чтобы на экране визуально было это ощущение, которое испытывают люди, которых переполняют чувства, а вдруг оказывается, тыр-пыр, ни бе, ни ме, ничего сказать не могу. Начинаем говорить: "Ну, как дела? Как живешь?", а хочется сказать: "Люблю! Жить без тебя не могу! Ни сплю, ни ем, думаю только о тебе". Но как трудно сказать именно эти слова, и я в жизни редко видела людей, которые не стеснялись об этом говорить. И поэтому она как живой, нормальный человек говорит: "Ко мне подошли люди, сказали, что скоро зацветет тополь"...

- Долгие годы режиссеры, актеры, зрители говорят об одном - нет хорошей комедии. Как вы считаете, можно считать выход на экраны "Зайца над бездной" началом возрождения жанра лирической комедии в нашей стране?

- Я не думаю, что именно эта картина станет началом возрождения. Наверно есть еще какие-то фильмы, и другие режиссеры. У нас вообще очень долгий период времени не было хороших работ, но сейчас начались подвижки, и я с радостью вижу, как появляются наши фильмы, которые интересно смотреть, когда есть и действие, и эмоции, и великолепные режиссерские и операторские работы. Очень долго не было хороших историй. Не только комедийных, ни драматических, никаких историй не было. А эта история меня просто покорила, я, когда ее читала, то думала: какой талантливый человек написал ее. Такие легкие диалоги! Такая фантасмагория! Как он ее придумал: так просто и все понимаешь, что происходит. Очень талантливая история. Я не думаю, что это начало, скорее продолжение возрождения искусства сценаристов. И, слава Богу, проявился еще один талантливый сценарист, Дмитрий Иванов. И он не единственный, я надеюсь, что есть еще молодые ребята, которые в данный момент сидят и пишут талантливые и смешные истории.


01.02.06.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 245160
Опублик.: 02.02.06
Число обращений: 511

  • Кеосаян Тигран Эдмондович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``