В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Ларионов: Куда качнется чаша весов? Назад
Игорь Ларионов: Куда качнется чаша весов?
Одни считают, что положение России сегодня очень катастрофично, что выхода из него уже нет. Другие убеждены в том, что выход существует. Автор относит себя к числу последних и намерен высказать свои соображения на этот счет.

Перспектива России, с моей точки зрения, во многом зависит от того, какого типа люди начнут доминировать в ее дальнейшей социальной истории. Если абстрагироваться от переходных, смешанных типов, отдельных индивидуальностей, то следует констатировать наличие в российской действительности пяти основополагающих типов личности.



Первый тип назовем условно держимордой. Этот тип хорошо знаком всем россиянам. Однако не все понимают его маятниковую природу. В экстремальных условиях, когда стоит вопрос о выживании страны, люди с таким типом личности часто облагораживаются, они самозабвенно служат державе, требуют от других самоотдачи, подавая при этом личный пример. И они же приобретают отвратительные черты нетерпимого свойства в период длительного мирного развития: сочетание подобострастия к начальству, уживающегося порою с интригами, направленными на занятие его места, с полным произволом, бездушием и безразличием к подчиненным. И это при том, что, действуя в соответствии с инстинктом сохранения власти, помноженным на наркотическое опьянение ею, держиморды пытаются распространить принцип "держать и не пущать" на все сферы человеческой деятельности без исключения -- от науки, культуры и техники до экономики.

Реакция общества на засилье и произвол держиморд -- нарастание настроя в пользу всемерной либерализации страны. На такой почве быстро идет в рост другой тип личности в российской социальной истории -- либерал. Первые шаги либерализма на почве тотального гнета держиморд не только выглядят привлекательными и разумными, но и являются просто необходимыми. Между прочим, здесь наблюдается трансформация вполне здравой и плодотворной идеи, к каковой относится и либерализм с его гражданскими правами и свободами, в губительное для страны обольщение, а именно в бездумное копирование западного образа жизни.

Наши доморощенные деморыночники-радикалы пытались внедрить в России экономическую систему США. Однако последняя базируется на бумажном американском долларе -- системообразующей мировой валюте, не обеспеченной ничем, кроме военно-политического могущества США и страха Запада перед катастрофическим кризисом мировой экономики, который неизбежно разразится, если доллар сорвется со своего пьедестала. Если бы Россия действительно хотела подражать США, она должна была бы стремиться вытеснить доллар как основу мировой валютной системы рублем, что в обозримой перспективе утопично. Подчинив же рубль доллару, Россия добровольно приняла на себя роль колониального придатка к экономике США.

Заметим, в США в течение последних десятилетий импорт ежегодно превышает экспорт на сумму от 100 до 250 млрд долларов. Это значит, что США ввозят на такую сумму каждый год больше реальных ценностей, чем вывозят сами, расплачиваясь за это работой станка, печатающего доллары. Концентрируя таким путем огромные богатства, соответственно изымаемые из других стран, США скупают у всего мира лучшие "мозги", подпитывая свои сферы науки, образования, информатизации и наукоемких производств. Опираясь на эти сферы, США усиливают свое не только экономическое, но и военно-политическое господство.

В противоположность этому в Россию посредством прозападных деморыночников была внедрена экономическая модель с точностью до наоборот. Вместо выпуска денег, обеспеченных реальными факторами производства, в стране создан искусственный дефицит рублевой массы (10% к ВВП относительно 80% к ВВП в странах Запада). В результате остро не хватает рублей для финансирования производства и для обеспечения спроса на внутреннем рынке. Это явилось главной причиной падения объемов производства до уровня 40% от 1990 года. Напомним, что за годы Великой Отечественной войны производство упало на порядок меньше -- на 27%. При этом в России свертываются в первую очередь наукоемкие, то есть наиболее прогрессивные, отрасли. В большей степени сохраняются, но тоже продолжают падать топливно-энергетические и сырьевые отрасли. Их продукция во все большей мере оседает на Западе. Большая часть вырученных за нее денег оседает там же. Чем больше Россия экспортирует энергоносителей и сырья, тем ниже на них мировые цены, тем меньше валюты выплачивает за их потребление Запад.

По оценкам западных экспертов, одна только "утечка мозгов" из России приносит ей ежегодно потери порядка 50-70 млрд долларов. МВФ давал России ежегодно кредит в пределах 3-4 млрд долларов, что на душу населения составляет всего от 20 до 26 долларов. Взамен МВФ диктует России такую модель хозяйствования (такие правила экономической игры), в результате которой из страны на Запад ежегодно перекачивается различных ценностей на несколько сот миллиардов долларов. Кроме того, созданы условия для продажи по бросовым ценам иностранцам львиной доли достояния страны. В частности, с 1992 по 1995 год было приватизировано около 2/3 основных фондов народного хозяйства. За них государство получило всего около 8 млрд долларов. При этом многие наиболее лакомые куски собственности оказались у иностранцев. Если рублевую стоимость приватизированного имущества пересчитать в долларах по паритету покупательной способности двух валют, то получится сумма порядка 1,5 трлн долларов.

Перечисление фактов вопиющего ограбления России под видом радикальных монетаристских реформ можно было бы продолжать и продолжать, но и сказанного достаточно для вывода о том, что отечественный либерал в случае его трансформации в крайний тип прозападного реформатора становится предателем своей собственной страны.



По ходу наших рассуждений прочертим вертикальную линию. На ее верх поставим тип держиморды. Внизу изобразим прозападного либерала-реформатора. Проведем в середине вертикальной линии горизонтальную, образовав крест. По мере приближения к его центру тип держиморды преобразуется, словно в сказке о гадком утенке, в тип просвещенного патриота. Аналогичным образом при движении в направлении центра креста тип ультразападника преобразуется в тип конструктивного реформатора, служащего уже не заокеанским интересам, а своей родине.

На левом конце горизонтальной линии изобразим фанатичных революционеров, которые считают, что человек своим разумом способен сконструировать наилучший и единственный тип личности и самый совершенный вариант устройства общества, после чего методом насилия возможно претворение сконструированной схемы в жизнь. Так случилось в 1917 году.

По мере продвижения к центру креста тип фанатичного революционера преобразуется в разумного реформатора, осознающего возможности и границы сферы человеческой активности, различающего ситуации, в которых человеку нужно положиться на себя и в которых следует уповать на провидение.

Правый конец горизонтальной линии отдадим социальному типу обывателя -- самого обычного человека, который в крайней точке своего падения практически полностью атомизируется, стремится в одних ситуациях просто выжить, а в других -- комфортабельно обустроить жизнь своей семьи. Когда подавляющее большинство населения страны сконцентрировано на правом конце горизонтальной линии, народ превращается в толпу и уже почти не оказывает влияния на определение курса развития страны. Тогда этот курс формируют люди, занимающие место на трех других концах социального креста. Однако по мере продвижения большинства населения страны от конца горизонтальной линии креста к его центру социальный тип обывателя преобразуется в социальный тип гражданина; соответственно, население преображается в народ, становясь уже не только объектом истории, но и ее субъектом.

Общество распято и страдает на социальном кресте в той мере, в какой в нем доминируют люди, принадлежащие к полюсам этого креста. Общество возрождается, освобождаясь от распятия на кресте, в той мере, в какой в нем начинает преобладать тип людей, символизируемый серединой креста. Соответственно такому преобладанию, каждый из четырех крайних социальных типов преобразуется в направлении своего духовного возрождения.

Если люди, находящиеся на всех четырех концах социального креста, пребывают во вражде друг к другу, то люди, приближающиеся к середине этого креста, не только находятся в социальном мире, но и взаимно дополняют, усиливают друг друга.

Социальный тип человека, символизируемый серединой креста, характеризуется объединением в себе всех тех четырех положительных начал общества, которые, откалываясь в свое "самостийное" крайнее существование, превращаются в начала отрицательные и разрушительные, в начала, оторванные от других начал, призванных взаимодополнять друг друга.

Центральный социальный тип, как это ни парадоксально на первый взгляд, укрепился в личностях весьма значительного числа россиян. Однако до сих пор роль этого типа в определении политико-экономического курса страны и в СМИ крайне незначительна. Причина в том, что люди этого типа, сравнительно быстро сформировавшегося в России в последнее время, практически начисто лишены оргструктур, финансовой поддержки, материальной базы, доступа к СМИ. В результате люди этого типа на внешнем плане изолированы друг от друга, не являя собою (пока!) особого социального слоя. Они атомизированы, а потому растворены среди людей, пребывающих на правом полюсе социального креста. Однако в случае объединения людей центрального типа они не только займут принадлежащую им по праву середину креста, но и "перемагнитят" большую часть населения страны, пребывающую на правом конце, что обеспечит его пробуждение и значительное перемещение к центру.

Образование сообществ людей центрального социального типа может и должно начаться в виде цепной реакции. В одном случае начало такой реакции может положить возникновение "критической массы" таких людей, объединившихся в достаточно влиятельную группу, имеющую доступ к материальным и финансовым ресурсам, а также к СМИ. В другом случае дальнейшая деградация общества вызовет столь мощный пресс страдания, что под его тяжестью люди центрального социального типа станут быстро находить друг друга, объединять свои усилия и тем самым сверхбыстрыми темпами сколачивать организационный капитал, который, будучи наиважнейшим, потянет за собой капитал материальный и денежный, а также силовой. Вполне вероятно сочетание обоих охарактеризованных выше вариантов.



Что дает нам основание сделать столь оптимистический прогноз социального возрождения России? Вера? Интуиция? Здравый смысл и трезвый анализ?

Ответим: все, вместе взятое. Не касаясь таких деликатных моментов, как вера и интуиция, очертим лишь результаты трезвого анализа.

Когда на жизнь отдельного человека или целого народа оказывается мощное давление, угрожающее самому его существованию, возникает колоссальный всплеск жизненной активности, направленной сначала на выживание, а потом и на достойную жизнь.

Не будет преувеличением сказать, что радикальные реформаторы поставили население России на грань выживания. Ошибочно думать, что люди не сопротивляются нависшей над ними угрозе, что они потеряли волю к жизни и безропотно сходят с лица планеты. Сопротивляются, борются! И еще как! Чего только стоит сопротивление в сфере производства, науки, образования, культуры. Если бы методы российской шокотерапии были внедрены в экономику любой западной страны, включая и США, то полный экономический крах наступил бы в течение всего нескольких месяцев, производство бы полностью остановилось. Там никто не стал бы работать за зарплату, сниженную в 5-10 раз! В России же производство хоть и резко упало, но все еще живет целых семь лет. Реальное финансирование сферы образования сократилось в 8 раз, науки -- в 20 раз по отношению к 1990 году. И тем не менее российские наука и образование до сих пор превосходят своих конкурентов в любой стране Запада, кроме США, продолжая конкурировать с ними по ключевым направлениям научных исследований.

Россияне до сих пор, будучи социально атомизированы в своей массе, пытаются выжить в одиночку. Из-за этого в обществе пока еще не было достаточно серьезных и соответствующих масштабам страны протестов против прозападного курса реформ, что и создает иллюзию смирения россиян с гибелью своей страны.



Недалеко то время, когда в России тем или иным путем образуется достаточная критическая масса личностей, осознавших необходимость объединения усилий для выживания. Первыми такую необходимость осознали люди, стоящие за гранью закона, с чем и связано разрастание организованной преступности в последние годы. Однако и люди доброй воли неизбежно станут объединяться. Стоит лишь однажды возникнуть достаточно мощному объединению такого рода, как оно породит цепную реакцию, которая и будет означать начало возрождения российского общества.

Лакмусовой бумажкой этого возрождения станет жесткое требование народа к власти, заключающееся в безусловном служении его интересам. В такой ситуации люди, вошедшие во власть, либо должны будут служить народу, либо они будут практически немедленно сброшены с властного олимпа. Само осознание этой ситуации явится весьма сильнодействующим средством, ограничивающим произвол властей. В известной мере подобная трансформация уже стала происходить с действующей властью, постепенно меняющей курс развития страны.

Изживание иллюзий -- это условие, предпосылка обнаружения подлинного пути. И Россия такой предпосылкой уже обладает!



Говоря о собственном пути России, попытаемся очертить его особые вехи, которые при желании могут быть структурированы в цельную систему.

Прежде всего начнем с проблемы духовного возрождения народа. В последнее время стало модно конструировать идею, которая могла бы вдохновить и объединить российское общество. Подобные конструкторские притязания заведомо бесплодны. Идея духовного предназначения России живет в глубине народной души, она изначально присутствует в духовной сфере. Поэтому ее бессмысленно конструировать. Общество может ее лишь осознать в меру своего развития и осуществить в меру сил и возможностей, с учетом времени, места и обстоятельств. Одна и та же идея, извечная для Руси, может представляться в самых разных видах и формах на протяжении истории. Можно определить те или иные виды и формы ее проявления, можно даже заниматься социальным конструированием по поводу осуществления данной идеи на том или ином этапе истории, но определить саму идею нельзя, поскольку она выходит за рамки логических конструкций и конкретных форм проявления. Идею духовного предназначения России можно воспринимать только духовно, сердцем, ибо духовное воспринимается только духовным. И лишь поэт, поднимаясь до уровня духовной экзальтации, способен духовно созерцать идею России, помогая другим людям подняться на соответствующий уровень духовного сопереживания.

Если невозможно говорить о самой идее России, то не только можно, но и необходимо анализировать российское общественное сознание, его свойства, тенденции и динамику развития, искать пути, методы и форму его преобразования. В таком ключе обратим внимание на необходимость учета нижеследующих моментов.

1, В России необходимо формировать двухуровневую идеологию. На одном уровне все россияне объединяются одной общей целью -- духовного и материального процветания народа и страны с учетом различных уровней, форм и видов такого процветания. На другом уровне создаются условия для развития различных мировоззрений, духовных течений, в особенности таких традиционных для России, как православие, ислам, буддизм. Православию исторически принадлежит ведущая роль в становлении российского государства. Однако сделать всех россиян православными нельзя, мусульмане останутся мусульманами, буддисты -- буддистами, ученые, самостоятельно ищущие ключи к мирозданию, -- духовными искателями.

В принципе можно представить обязательное насаждение одной-единственной идеологии для всей страны, например православия, как это уже пытались делать с коммунизмом. При этом принудительное насаждение даже самой лучшей идеологии уничтожает в корне прежде всего ее саму, выхолащивая из нее ее живую душу. Духовное возрождение должно идти от сердца человека, а оно всегда индивидуально неповторимо. Всякий тоталитаризм губителен для духовной среды и творчески-созидательного начала человека -- этой главной движущей силы развития личности, общества и государства. Внутренняя свобода является необходимым условием духовного развития. Что касается внешних условий для проявления различных мировоззрений, то здесь полную свободу следует предоставить индивидуальным поискам личности. Что же касается публичного высказывания взглядов, распространение которых может подорвать безопасность общества и государства, разрушительно воздействует на личность, то соответствующая деятельность должна быть запрещена. В особенности это относится к антигуманным сектам, которые порабощают и зомбируют личность, присваивают на этой почве накопленные ею ценности, а уже опираясь на собранное таким путем богатство, пытаются максимально широко распространить свою деятельность.

2. Духовную сферу, культуру, воспитание личности нельзя оставлять на рыночный самотек, особенно в условиях современной России, когда население доведено до крайнего обнищания и не способно оплачивать потребление благ культуры, получение информации и т. п. Государству необходимо на достаточном уровне финансировать культуру, образование, воспитание, в том числе выделяя финансовые ресурсы общественным организациям и инициативным объединениям граждан.

3. Нужно всемерно обеспечивать духовную связь поколений, способствуя наведению живого моста между прошлым и будущим. Великое прошлое России будет возрождено лишь тогда, когда перед ним будет открыто пространство для развития в третьем тысячелетии. Нередко в России пытаются возродить культурные формы прошлого, оставляя в спящем состоянии животворящий дух. Тогда и восстановленная форма остается лишенной души. И только духовный импульс может привнести в нее жизнь. Духовный же импульс, коренясь в вечности, всегда направлен в будущее и связан с нахождением новых путей, форм, способов поведения.



Сказанное поможет уяснить излагаемая ниже концепция власти, соединяющая традиции прошлого с необходимостью решения задач, стоящих перед страной в настоящем и будущем.

Без мощной централизованной власти такая богатая, обширная и разнообразная страна, каковой является Россия, оказывается легко подверженной агрессии, завоеванию, распаду. Однако такая власть, будучи не просто наиболее эффективной, но даже жизненно необходимой в экстремальной ситуации, связанной с мобилизацией духа и сил народа, оказывается крайне неэффективной, легко коррумпируемой, подверженной инфильтрации всевозможными агентами влияния на протяжении относительно длительных периодов мирного, внешне спокойного развития страны. Если благодаря мощной централизованной власти Россия победила в Великой Отечественной войне, быстро восстановила народное хозяйство, создала ядерное оружие, авиакосмическую технику, вышла на прорывные рубежи науки и техники, то в этом прежде всего заслуга не власти, а народа -- но соответствующая власть была необходимым условием всех этих достижений. И та же самая централизованная власть за последние десятилетия мирного времени все более и более деградировала, коррумпировалась, вплоть до распродажи по бросовым ценам национально-государственных интересов и национального богатства страны, в результате чего великая держава, строившаяся долгие столетия, была расколота и отдана на разграбление авантюристам с беспредельной алчностью и отсутствием нравственных тормозов.

Получается некое противоречие: с одной стороны, без сильной централизованной власти России не выжить, а с другой -- при ее наличии страна в конечном итоге впадает в деградацию. Что же делать?



Выход видится в формировании в России двух сфер власти.

Первая сфера власти должна охватывать внешнюю и внутреннюю безопасность страны, правопорядок. Соответственно, в нее входят армия, другие силовые структуры, органы прокурорского надзора, судебная система, другие звенья правопорядка. Эта сфера отличается консерватизмом, особой приверженностью традициям. Люди, вошедшие в эту систему власти, будучи заняты только обеспечением внутренней и внешней безопасности государства, общества и личности, обязаны подчиняться только высшему закону государства. Они должны не подлежать выборности, а сами формировать свой кадровый состав и обновлять его. Людей, принадлежащих к этой сфере власти, необходимо хорошо обеспечивать материально, причем легальным образом, а высших руководителей -- пожизненно, с передачей по наследству права пользования благами, доступными особо богатым людям в рыночном обществе. Это нужно и для того, чтобы не было экономической почвы для подкупа и коррупции. В то же время взяточничество и коррупция в этой сфере власти должны быть приравнены к государственной измене со всеми вытекающими отсюда последствиями. Государствообразующая сфера власти, основанная на идее служения Отчизне, подкрепленная мощным материальным стимулом, сочетаемым с дамокловым мечом возмездия за отступление от долга, -- вот что сейчас необходимо России в первую очередь.

Насколько сильно действует сочетание стимулов и санкций, свидетельствует опыт Польши. Все знают, как трудно искоренить взяточничество в среде автоинспекторов. В Польше решили эту проблему, установив им очень высокую зарплату, но при этом введя жесткий контроль и санкции за взяточничество. И поборы на дорогах прекратились. Подобным путем можно было бы устранить коррумпированность в России.

Государствообразующая сфера власти, которую по конституции нужно наделить долей от национального дохода страны, не должна вмешиваться в духовную сферу, культуру, образование, социальную сферу, экономику. Но при этом в случае экстремальных условий у нее должно быть право ввести чрезвычайное управление экономикой.

Как видно, предлагаемая нами государствообразующая сфера власти аналогична монархии, хотя с личностью императора в его обычном понимании может не иметь ничего общего. Форма меняется, а сущность остается. Изменение форм неизбежно во времени. Сохранение сущности необходимо для обеспечения духовной самоидентификации.

Вторая сфера власти, охватывающая экономику и другие функции жизнедеятельности общества, должна строиться на демократических началах, согласии, частной инициативе. Безусловную честность, соблюдение законности в рамках этой сферы власти обеспечит первая сфера. Что касается подбора во властные структуры инициативных и талантливых людей, то и здесь необходимо внедрить соответствующие материальные стимулы.

Из того ставшего притчей во языцех факта, что чиновники отличаются бюрократизмом, неразборчивостью и продажностью, многие делают вывод об изначальной неэффективности и даже ущербности государственного планирования, финансирования и программирования экономики. Однако воздействие государства на экономику, в особенности в ее взаимопереплетении с наукой, образованием, культурой, социальной сферой, по ряду параметров имеет кардинальные преимущества по сравнению с хозяйствованием, основанным на частной собственности. Государственное хозяйствование способно на необозримо бульшую концентрацию ресурсов на прорывных направлениях развития. Без государственного хозяйствования ни в СССР, ни в США не могли бы быть созданы ни космическая техника, ни ядерные технологии.

Россия могла бы вырваться вперед за счет совмещения преимуществ государственного и частного хозяйствования. Этого можно достичь путем передачи управления государственными программами (на полностью государственном или смешанном финансировании) частным инициативным группам специалистов, отбираемых по конкурсу. Помимо твердой зарплаты, они должны вознаграждаться долей от того экономического эффекта, который реально достигнут в ходе осуществления программ. Одновременно чиновники, занятые управлением народным хозяйством, помимо зарплаты, должны вознаграждаться долей от реального экономического роста (в денежной оценке), достигнутого на том участке, за который они отвечают. Премьера и вице-премьеров целесообразно вознаграждать в прямой доле от прироста национального дохода страны.

Преобразование власти является предпосылкой экономического оздоровления страны. Пути, методы и способы оздоровления российской экономики, вопреки утверждениям многих СМИ о том, что в России отсутствуют программы, альтернативные "курсу реформ", разработаны, в частности, и автором данной статьи. Однако имеющиеся разработки могут быть реализованы лишь после того, как высшая власть в стране будет ориентирована не на первоначальное накопление капитала узким слоем лиц ценою разграбления и разбазаривания богатств страны (стержень радикальных деморыночных реформ, проводимых с 1992 по 1998 год), а на национально-государственные интересы России.

Не останавливаясь на программе экономического возрождения России (это предмет отдельной публикации), обратим особое внимание на необходимость социальной направленности экономических преобразований, способствующих возрождению генофонда России.

Во-первых, в России следовало бы развернуть массовое интенсивное строительство в городе и на селе, с возведением как комфортабельного жилья, так и объектов социально-культурной и бытовой инфраструктуры и с прокладкой дорог. Каждый молодой человек или семья, при условии работы на стройках, должны гарантированно в течение двух лет получать высококачественную квартиру по норме 25-50 м2 на человека .

Что мешает России всего за несколько лет полностью решить жилищную проблему? Территория, сырье для производства стройматериалов, масса рабочих рук, квалифицированные специалисты, преподаватели, способные быстро и качественно обучать рабочих строительным специальностям, огромное количество строительной техники (используется сейчас лишь на 20%), простаивающие машиностроительные предприятия, готовые производить стройматериалы и оборудование для их производства. Чего еще не хватает? Не хватает денег. Но что мешает государству эмитировать деньги и использовать их строго целевым образом для финансирования массового жилищного строительства? И не нужно пугать народ обесцениванием денег в результате их эмиссии. Наоборот, ценность рубля будет возрастать. Ведь он будет обеспечен самой большой материальной ценностью для человека, живущего на зарплату, -- комфортабельным жильем.

Во-вторых, в России следовало бы всем желающим женщинам предоставить зарплату за воспитание детей, включая семейный труд в стаж, учитываемый при начислении пенсии. Зарплата должна быть установлена по истечении двух лет восстановления народного хозяйства страны до уровня 1990 года, примерно 9000 рублей в ценах января 1999 года. Кому-то сейчас такая сумма кажется нереально высокой. Но вспомним, что к 1990 году средняя зарплата по России достигла 300 рублей. С тех пор цены возросли в 30 000 раз. Перемножаем 300 на 30 000 и деноминируем в 1000 раз. Получаем именно 9000 рублей.

Заметим, что в советский период, уже к концу 80-х годов, государство имело возможность платить неработающим матерям такую зарплату. Все дело в том, что на одном рабочем месте держали от трех до пяти работников, деля соответственно одну большую, вполне приличную даже по западным стандартам зарплату на несколько человек. Об этом, в частности, свидетельствует Всесоюзный эксперимент по сокращению рабочей силы на Щекинском химкомбинате в 1965-1970 гг. За пять лет численность персонала была сокращена с 6000 до 5000 человек, при этом были улучшены абсолютно все качественные и количественные показатели. Однако и после этого сокращения в одном из цехов, полностью укомплектованном голландским оборудованием, было занято около 860 работников, в то время как в Голландии точно такой же цех обслуживали 280 человек.



России, с ее территорией и природными богатствами, в отличие от многих других стран мира, необходимо не сокращение, а повышение рождаемости. При этом России нужен не вообще прирост населения, а прибавление людей образованных, воспитанных, целеустремленных, здоровых нравственно и физически. Условием выплаты зарплаты неработающим матерям должно стать регулярное посещение ими по выбору вместе с детьми одного из культурно-воспитательных центров, сеть которых следовало бы сформировать по всей стране, с привлечением в них за достойное вознаграждение наиболее талантливых воспитателей и педагогов, в том числе и самих матерей.

Ни в одной стране мира люди до сих пор не расставлены по рабочим местам, в особенности ключевым, на основе своих способностей. Между прочим, подлинное счастье человеку способно принести лишь его самовыражение в любимом деле. Это внутренне переживаемое счастье находит внешнее выражение в наивысшей результативности труда.

Приведем пример. Однажды было протестировано на способность к математике несколько десятков людей, не нашедших себя в жизни (чистильщики сапог, разносчики газет и т. п.). Из них были выбраны двое наиболее способных к математике, которой их и стали обучать с интенсивностью много большей, чем в вузах. Один достиг уровня профессора математики за шесть месяцев, другой -- за полтора года.



Наиболее ценное свойство русской души -- это способность прорываться к новым горизонтам качества, особенно в сфере культуры, науки и техники. Природные богатства России -- на одной чаше весов. На другой чаше -- антибогатство: наш суровый климат, протяженность территории и т. п.

Куда качнется чаша весов? Что перевесит: богатство или антибогатство? Если страна будет ориентироваться на экспорт энергоносителей и сырья, идти в фарватере Запада в качестве "догоняющей цивилизации", то победит антибогатство. Но если Россия во главу угла поставит прорыв к новому качеству человеческого бытия, используя свой духовный, культурный, научный и образовательный потенциал в качестве главного богатства, то тогда будущее нашей страны превзойдет самые смелые фантазии.


Игорь Константинович ЛАРИОНОВ -- доктор экономических наук, профессор, академик Российской Академии социальных наук.

В журнале "Москва" публикуется впервые.

Док. 249109
Опублик.: 20.02.06
Число обращений: 249

  • Ларионов Игорь Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``