В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андраник Мигранян: `Результаты были предсказуемы` Назад
Андраник Мигранян: `Результаты были предсказуемы`
Согласно известному высказыванию, факты, выстроенные в определенном порядке, высвечивают тенденцию. Работать с фактами выборов, прошедших на Украине и в Белоруссии, и анализировать ситуацию в этих республиках будет не только сессия Европарламента в Страсбурге. Эту тему ведущий программы "Панорама" радиостанции "Маяк" Николай Сванидзе обсуждает с политологом, первым вице-президентом Международного фонда экономических и социальных реформ "Реформа" Андраником Миграняном.

- Итак, Украина. Ваш комментарий к выборам на Украине.

- Думаю, все, что произошло на выборах на Украине - было предсказуемо. Украина - государство, которое очень серьезно расколото внутри себя, почти напополам. Это запад и центр Украины, это восток и юг. И этот раскол носит очень глубокий, культурно-цивилизационный характер.

Накануне выборов я был в Киеве, в Запорожье. Действительно, для запада и центра, которые уже давно захватили выходцы из Львова и Ивано-Франковска, главным является то, что украинская государственность должна быть построена на основе изживания и искоренения русского языка, русского влияния, России в целом. По их мнению, у Украины и России не должно быть никаких интеграционных связей ни в экономике, ни в политике, ни в военной области. Для них основным вектором является Евросоюз и НАТО.

На мой взгляд - это действительно очень серьезное испытание для молодого государства, которое, в принципе, никогда и не существовало в подобных границах и в таком сложном виде. Вот почему мне кажется, что парламентские выборы еще раз зафиксировали данный раскол.

Достаточно посмотреть на то, что говорит Тарасюк, министр иностранных дел, руководитель народного Руха, один из русофобов, как говорят некоторые мои коллеги (я не использую такие сильные выражения). Человек, который ведет украинскую внешнюю политику в НАТО, ЕС и имеет исключительно антироссийскую направленность в своей деятельности.

- Я бы не путал: русофоб - имеется в виду этническая ненависть. И вы абсолютно правы, что не употребляете это слово. Потому как у человека при любом отношении к нашей стране, может быть, просто желание направить Украину как государство не на Восток, а на Запад. К отношению к русскому народу это может не иметь никакого отношения.

- Это правильно. Некоторые говорят, что он по происхождению с Урала или из Сибири. Но это не имеет абсолютно никакого значения. Он просто ведет определенную политику.

- Мы с вами знаем, что очень многие политики из стран бывшего Советского Союза или бывшие советские сателлиты, из стран бывшего соцблока ориентированы на Запад, и это не значит, что их надо обвинять в русофобии.

- Он сказал так же. Если мы заключим какое-то соглашение с Януковичем, то сине-белые или бело-голубые должны отказаться от некоторых вещей, например, от принципа федерализма Украины.

- А Янукович представляет Восток и Партию регионов, ориентированную на Россию.

- По крайней мере, в его избирательной платформе были такие краеугольные вещи. Единое экономическое пространство с Россией, второй государственный язык - русский и федерализация Украины. В данном случае Тарасюк сказал: если Янукович и Партия регионов откажутся от трех этих краеугольных вещей и заявит, что магистральный вектор развития Украины это Евросоюз и НАТО, то тогда на этой основе мы сможем заключить определенное соглашение. Правда, мне кажется, что это некая попытка бросить пробный шар. Потому как Украина не в том положении, чтобы диктовать подобные вещи.

Мы прекрасно осознаем, что для них гораздо более неудобным союзником является Юлия Тимошенко, потому что приход Юлии Тимошенко в эту коалицию в качестве старшего партнера (а она выиграла больше, чем пропрезидентский блок "Наша Украина" и социалисты), будет означать для очень многих в окружении Ющенко политическую и экономическую смерть. Конечно, он старается этому воспрепятствовать.

- Какие возможны сейчас коалиционные игры? Там и Ющенко, и Янукович против Тимошенко? Или Тимошенко с Ющенко против? Каков расклад внутри этого треугольника?

- Я бы сказал, что было бы выгодно для России и для нас.

- И что реально?

-: Сразу же напрашивается "оранжевая" коалиция, потому как, если все "оранжевые" объединятся, то смогут сформировать новое правительство.

- То есть, иначе говоря, это союз Ющенко и Тимошенко?

- Это Ющенко, Тимошенко, Мороз, это майдан. Это фактически те "оранжевые", которые победили на президентских выборах. Но здесь настолько обострены отношения между Ющенко и Тимошенко...

- Он же боится Тимошенко?

- Да, это правда. Мало того, она уже продемонстрировала всем, что она и есть символ майдана, она и есть победитель "оранжевой" революции. У нее 22 процента голосов избирателей, а у президента всего 14. Совершенно очевидно, что она претендует на лидерство в коалиции. Поэтому ни Ющенко, ни его окружение не хотел бы ее видеть в роли премьер-министра. С другой стороны они не могут игнорировать население, свой электорат, это же "оранжевый" электорат. Если сейчас ее грубо вытолкнут, то значительная часть "оранжевых", которые поддержали Ющенко, перейдут на сторону Тимошенко. Мало того, Юлия может организовать очень серьезное оппозиционное выступление против действующей власти, потому что возникает ситуация, когда она может оказаться маргенализированной, при том, что у нее второй результат. А если с ней не заключают такой договор, и вдруг заключают договор с Януковичем и с Партией регионов...

- А такое возможно договор Ющенко и Януковича? Против Тимошенко?

- Возможно против Тимошенко. Но как это будет подаваться общественности? Я думаю, что, скорее всего нежелание иметь дело с Тимошенко будет подано, как капризы "оранжевой леди", слишком большие претензии, и слишком неуступчивый характер. А в результате скажут: мы хотели сделать все, чтобы была "оранжевая" коалиция, но из-за непомерных амбиций пани Юлии мы не смогли договориться.

У нас расколота страна, нам надо преодолевать раскол. Если бы даже мы сохранили целостность "оранжевой" коалиции, это закрепило бы раскол, нас бы обвинили, что мы не можем удержать Украину в своей целостности. Тогда сине-голубые и пророссийскоориентированные силы Ветренко, а также коммунисты еще больше будут консолидироваться, и раскол страны и размежевание будут продолжаться.

Для того, чтобы спасти страну, для того, чтобы вывести страну из кризиса, чтобы создать левые, правые коалиции, во имя преодоления национального размежевания, мы вынужденно идем на этот шаг. Я думаю, что это один из самых возможных вариантов, когда в последнюю минуту скажут: если бы мы не сделали союз с Януковичем, это, значит, мы работали бы на разрушение Украины, мы не смогли бы между собой договориться, никто не смог бы формировать правительство, значит, в этой кризисной ситуации президент снова распустил бы парламент, назначил бы новые выборы. Это ввергло бы в еще более длительный кризис Украину.

- А вы считаете, что избиратель Ющенко простит ему союз с Януковичем?

- Я думаю, что Янукович в любом случае потеряет, потеряют оба. Это очень интересный вопрос. При оранжево-синем союзе потеряют обе стороны.

- При антитимошенковском союзе двух мужиков против Юлии Тимошенко.

- Они оба потеряют в электорате. Но если договорятся и возьмут власть, то смогут на какое-то время не думать о электорате, потому что, как правило, у нашего электората нет серьезно организованных механизмов воздействия на своих политических лидеров и вождей. Конечно, на следующих выборах электорат может напомнить им об этом предательстве. Но они думают, что получат власть, получат контроль над ресурсами, они поставят своих людей, будут проводить свою линию...

Конечно, многие "оранжевые" не простят Ющенко за предательство майдана. Тимошенко будет организовывать митинги и говорить, что Ющенко предал майдан. А с другой стороны, конечно, многие на востоке и на юге будут говорить, что Янукович предал идеалы востока и юга, и это будет делать Ветренко и другие.

- А если в случае союза Ющенко с Януковичем, кто будет премьер-министром?

- Предполагается, что Янукович.

- Вы думаете, Ющенко на это пойдет? Он испугается премьера Юлию Тимошенко и не испугается премьера Януковича?

- Хотя недавно я видел информацию о том, что в принципе Янукович может согласиться и не на премьера. В таком случае, конечно, второй по значимости пост это председатель парламента, то есть председатель Рады. Тем более, Литвин со своим блоком пролетел, они не набрали необходимое количество голосов. Но все равно это было бы со стороны Януковича возможно, тактическим союзом. И в любом случае любая коалиция на Украине будет очень хрупкая, нестабильная, и политики друг другу не доверяют, и между ними есть серьезные политические, идеологические и личные расхождения.

- Поговорим об Александре Григорьевиче Лукашенко, президенте независимой суверенной республике Беларусь. Ваш комментарий к выборам.

- Я ничего нового не ожидал, и выборы меня ничем не удивили.

- А 93 % явки вас не удивили? А 30 % участников предварительных выборов вас не удивили?

- Я был перед этим на президентских выборах в Казахстане. За Назарбаева проголосовал 91 % избирателей. Наблюдатели Евросоюза, из совета Европы имели определенные претензии.

Возможно, что избирательные комиссии в Белоруссии где-то переусердствовали. Но то, что Александр Григорьевич имеет там подавляющее преимущество над всеми своими оппонентами, не вызывает никакого сомнения. Это я всегда пытаюсь объяснить и моим партнерам, друзьям, знакомым, из дипломатического корпуса, из госдепартамента, специалистам, которые занимаются Белоруссией. Я, например, должен сказать, что даже оппозиция не смогла создать приличную картинку для СNN, BBC и так далее.

- А у них была возможность создавать?

- Я думаю, что могла бы.

- При той ситуации, при разгоне всего и вся? При монополизации эфира одним главным человеком и так далее?

- Никто не мешал людям собраться на центральную площадь выражать какое-то свое отношение к выборам, несколько дней никто не мешал. Но в течение этих нескольких дней там было несколько сот человек.

- Может быть страх, боязнь?

- Может быть и страх. Но, с другой стороны, может быть, действительно, нет такого массового недовольства действующим президентом.

- Замечательно, нет недовольства, все довольны, все смеются. В чем проблема?

- Я думаю, что в Белоруссии есть серьезная проблема. У Белоруссии другой путь, у нее свой процесс модернизации.

- Вы верите в объединение России и Белоруссии в обозримое время?

- Раньше я был большим энтузиастом по этому вопросу. Энтузиазм уменьшается, и скептицизм возрастает, к сожалению.

04.04.06.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 254018
Опублик.: 05.04.06
Число обращений: 520

  • Мигранян Андраник Мовсесович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``