В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Топоров: Нацболь Назад
Виктор Топоров: Нацболь
Несколько лет назад директор российского ПЕН-клуба Александр Ткаченко опубликовал художественно-документальную книгу под названием "Футболь". Обсуждая эту дурость в печати, я, помнится, предложил переименовать заодно и возглавляемую г-ном Ткаченко организацию в ПЕНЬ-клуб. Ан вот пригодилось.

Потому что нацболь - это и боль за нацию, и национальное большинство, и межнациональные трения, и, разумеется, нацболы. Цвет нации (в самооценке) или, если угодно, дурной цвет нации, но ни в коем случае не пустоцвет.


Про нацболов пишут сейчас все, кто пишет прозу. Ну, через одного, а упоминает или подразумевает их все равно каждый. Причем со знанием дела - каждый пятый. С завистью или с восхищением - каждый третий. С недоумением, перерастающим в интерес, с интересом, упирающимся в недоумение, изредка и со злобой. Но пишут, но сочиняют художественную прозу и сами нацболы, действующие и бывшие, - пишут сквозь боль и кровь и невидимые миру слезы. И сопли не жуют, а знай наматывают на невидимый миру кулак.


У ПЕН-клуба с нацболами как раз не заладилось. За эпизодически пописывающую стишки драгдилершу заступились, безосновательно провозгласив ее великолепной поэтессой, а от без пяти минут великого писателя демонстративно отвернулись, сочтя его схваченным с поличным торговцем оружием - то есть заранее согласившись с не нашедшими подтверждения в приговоре суда выводами следствия. Но это так, к слову.


Первыми о нацболах (с плохо сдерживаемым отвращением и явно понаслышке) написал Гаррос-Евдокимов в романе "(голово)ломка". С тем, чтобы уже в "Серой слизи" выйти практически на те же антибуржуазные позиции, - только без присущего лимоновцам пафоса агрессивного делания. Того самого делания, которое неизбежно оборачивается уголовно наказуемым действием, а на взгляд самих делателей - деянием и жертвенным подвигом.

Рижские соавторы, подобно персонажу "Современной идиллии" Салтыкова-Щедрина, резонно рассудили, что по-нонешнему лучше будет годить. И только в третьем романе - "Фактор фуры" - догадались: если народ на дух не переносит своих бунтарей, то его рано или поздно подчиняют своей воле чужие.


Есть своя литература и у скинхедов - "Скины. Русь пробуждается" Нестерова и "Солдаты армии трэш" Лялина. А вот функционер молодежной "Родины" Шаргунов дышит под Рогозина, а пишет под Лимонова.


Екатеринбуржец Диа Диникин ("Бесы-2"), нижегородец Захар Прилепин ("Санькя"), москвичка Наталья Ключарева ("Россия: общий вагон"), петербуржки Ксения Венглинская и Наталья Курчатова ("Лето по Даниил Андреевичу") и многие-многие другие пишут, напротив, не под Лимонова, а про него. Он в нацбольской прозе важный, но далеко не главный герой.

Если политическое движение "Нацболы без Лимонова" заведомо маргинально (маргинально вдвойне!) и откровенно фашизоидно, то в литературе вымечтанный безлимоновцами внутрипартийный переворот уже произошел: движение нарастает и развивается само по себе. В ключевом для этой прозе произведении - прилепинском "Саньке", которого критик Данилкин уже успел сравнить с горьковской "Матерью", - вождь поднявшей безнадежное всероссийское восстание партии сидит за решеткой и не принимает ни практического, ни идейного участия в кровавой вселенской смуте.


Если политическое движение "Нацболы без Лимонова" заведомо маргинально (маргинально вдвойне!) и откровенно фашизоидно

Нацболы исповедуют и реализуют на практике "бархатный" или "цветочный" террор. Певцы во стане русских воинов, слагая своего коллективно-эпического "Хорста Веселя", идут дальше: на страницах прозы революция выплескивает на улицы буйно, пьяно и смрадно; слезинки невинных младенцев заведомо не принимаются в расчет; власть, отвратительная, как руки брадобрея (одна, с бритвой, - к горлу, другая - тремя пальцами - за щеку), мстит по-библейски - семьдесят семь раз и в столь же превосходящем размере, - но инициирует насилие не она.

Инициируют его сами эти ребята - умные, начитанные, неплохо, а то и талантливо рассуждающие и - глядите-ка - пишущие. А еще - резкие, дерзкие, то раскованные, то закомплексованные, но неизменно крутые. Над истинно нацбольской прозой веет дух культового фильма чуть ли не полувековой давности - "Пепел и алмаз".


За что и против чего боролся Мачек в исполнении Збигнева Цыбульского, как раз понятно. За подлинную независимость Польши против сначала немецких, а потом советских оккупантов и их местных пособников. На стороне последних (фильм, не будем забывать, вышел в прокат в социалистической Польше, а затем и в СССР) тоже была своя правда.

Правда большинства - по природе своей не столько агрессивно-послушного, сколько традиционно оппортунистического.


Против кого и чего борются нацболы, как раз неясно. Ну, если отвлечься от предполагаемого притеснения русских в Латвии, - эта овчинка явно не стоит кровавой выделки.

Против "прогнившего режима"?

Ну-ну.

В романе Сергея Доренко "2008" ставший в результате вооруженного восстания президентом Лимонов назначает премьер-министром Ходорковского - и Россию тут же оккупируют американцы.

Но Доренко не нацбол, а нацболы, на свой помидорно-яичный, на свой "бархатный" лад, борются и против США. Читая нацбольскую прозу, осознаешь, что борются они против самой жизни, после каждого исторического катаклизма воровато и вместе с тем бесстыдно принимающей привычно оппортунистическую, хотя порой и объективно непривычную позу. Борются не столько за революцию (цели которой видят как в тумане, а неизбежные эксцессы и жертвы осознают весьма остро), сколько против перманентного термидора. Борются, по сути дела, за право умереть насильственной смертью!


Мне как-то не хочется анализировать исторические прецеденты, да и статью вы читаете не политическую, а литературно-критическую. Мощный творческий импульс - коллективная воля к смерти - пронизывает современную русскую прозу, исходя из раскаленного нацбольского ядра.

Одни играют (и, бывает, заигрываются), другие подстраиваются или подделываются под модное веяние, третьи гибнут всерьез.

И пишут об этом тоже всерьез.

И они-то, естественно, и задают тон.

http://www.vz.ru/
13.5.2006

Док. 257386
Опублик.: 15.05.06
Число обращений: 558

  • Топоров Виктор Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``