В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Богомолов: Сирены с архипелага ГЛАМУР Назад
Юрий Богомолов: Сирены с архипелага ГЛАМУР
Их несколько. Это популярные телеперсоны Анастасия Заворотнюк, Тина Канделаки, Оксана Пушкина, Яна Чурикова, Рената Литвинова, Ксения Собчак. Что же касается пространства их обитания и порхания, то это не один остров, как было некогда, в пору, когда по Средиземноморью путешествовал древний грек Одиссей со товарищи, а целая гряда островков, можно сказать, архипелаг, которому следует присвоить имя "Гламур".

Его подмандатные территории - телеканал СТС со всеми его программами и ситкомами, "Фабрика звезд" ("Первый канал"), "Танцы со звездами" ("Россия"), "Женский взгляд" (НТВ). В него входят еще острова вулканического происхождения - всякого рода церемонии награждения. Церемония "ТЭФИ", например. Или: "Золотой граммофон". Или: "Серебренная калоша".

В общем, как легко представить, это тридевятое царство, тридесятое государство - не маленькое. Что вполне естественно при темпах и ритмах обуржуазивания нашей действительности, а также внедрения в нее масскультуры. Да и надо заметить: в том море чернухи, экстремального криминала, бытового экстрима, что затопило отечественный эфир, этот сияющий, бликующий и пузырящийся архипелаг райской жизни не мог не возникнуть в силу известного боровского принципа дополнительности.

Это как в пору разрухи и нищеты возводились сталинские высотки. Как в пору голодухи снимались "Кубанские казаки". Как в страду созидания архипелага Гулага, страна с большим чувством распевала: "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек".

Попробуем разобраться в неписанной конституции этого царства, в его национальной идее и в индивидуальных свойствах его сирен, которые, как мы знаем из мифологических источников, представляют собой полуптиц-полуженщин. Древнегреческие сирены являлись дочерьми речного бога Ахелоя и Стеропы. Есть, правда, другие версии касательно их генеалогии. Но это уже не суть важно, это в нашей проекции несущественный факультатив. Существенно другое. То, что эти полуптицы-полудевушки завлекали проплывающих мимо моряков своим сладостным пением ("на матросов, знающих, что эти золотые острова песни расставляют, словно сети"), а затем безжалостно губили их.

Мифология умалчивает про то, какой смертью умирали пленники - блаженной или мучительной. Но очевидно те "золотые острова" стали братской могилой для довольно значительного числа путешественников. От Гомера мы знаем, что Одиссей, чтобы избежать сей трагической участи должен был залепить своим товарищам уши воском, и попросил их связать его по рукам и ногам, крепко приковав к мачте. И не зря. Только так он и спасся. Но муки пережил немыслимые.

"Летела песнь сирен... Но времена прошли
Счастливой гибели в волнах чужого края,
Когда в руках сирен, блаженно умирая,
Сплетенные с мечтой тонули корабли".
Это уже поздняя интерпретация тех событий.

Сейчас другие времена, другие песни поют сирены, никто никого не привязывает, никто никому не залепляет воском уши. Но охота быть "сплетенным с мечтой", обманутым, прельщенным, завороженным, по прежнему, пуще неволи. И дело здесь не только в сладкоголосом пении - будь то Баскова или Лолиты. Более всего, прельщает, магнитом тянет собственно золотой архипелаг Успеха и Славы, где обитают только успешные люди, купающиеся в признании, в достатке, в любовных утехах и во внимании папарацци.

То, что сей желанный для миллионов идолопоклонников мир является миражом никого не может остановить. Наверное, потому, что потребность в иллюзиях и утопиях реальнее самой непреложной реальности.

С чего весь этот соблазн в отечественном эфире пошел? Пожалуй, что с программы "Госпожа Удача". Она еще началась в советское время, и делала ее юная ленинградская тележурналистка Оксана Пушкина, бодро знакомившая телезрителей с молодыми людьми, коих настигли успех, признание, почет... О деньгах тогда еще не было принято распространяться. Наверное, потому что деньги еще не считались эквивалентом признания.

Оксана Пушкина была в то время не столько сладкоголосой, сколько звонкоголосой сиреной. Потом у нее начались какие-то проблемы в личной жизни, со здоровьем. Она уезжала в Штаты, вернулась через некоторое время и объявилась в столичном эфире с программой "Женский взгляд".

Оксана уже не так задорна, но по прежнему мила, приятна и бесконечно сентиментальна. Свою сверхзадачу она видит в том, чтобы убедить простую публику: звездные випы "как все, как все". Она теперь лучшая подруга и конфидентка тех знаковых людей гламурно-глянцевого мира, которому, в сущности, и посвящены все ее программы. Рассказывает она о его героях и героинях вкрадчиво и проникновенно. История каждый раз одна и та же с небольшими вариациями о том, как, например, знатный композитор и музыкальный продюсер Игорь Крутой никак не мог пробиться на телеэкран, а потом ему это удалось. И удалась ему личная жизнь. Все.

Собственно, оглядываясь назад, и охватывая взором эту "женскую пушкиниану", можно сказать, что перед нами нечто эпохальное. Как сказания Шахразады. А, может, как "Одиссея", но с той особенностью, что герой (или героиня) не стали залеплять уши воском и привязывать себя к мачте корабля. Они позволили сиренам себя соблазнить и стали сам сиренами.

"Женский взгляд" Оксаны Пушкиной - это торжественный, очень серьезный сказ о тернистом Пути в мир Гламура. А "Фабрика звезд" - сильно сокращенная в него дорога. Такой марш-бросок. Три месяца жизни за стеклом и общения с профессионалами, и вы готовы на подвиги. Здесь сиреной служит Яна Чурикова, девушка синтетическая.

Синтетическая она в том смысле, что работает сразу в нескольких амплуа: конферансье, шоумена, диктора, комментатора, модератора, жрицы, сестры-хозяйки, старшей пионервожатой и рекламного агента косметической фирмы "Миа". Со всеми обязанностями она справляется непринужденно, быстро освоив технику соединения разговорного комнатного трепа с выкриками площадного зазывалы.

Поначалу эти интонационные прыжки, ее бравурная задушевность забавляли; теперь, когда они приобрели признаки механистичности, автоматизма, стали заметно раздражать.

Рената Литвинова не зазывает в этот прекрасный из миров; она просто позирует на его фоне. Она хотела бы казаться его эмблемой и, надо признать, таковою и стала. Сама про себя говорит: "Я считаю, что я очень специальная в каком-то смысле девушка, женщина". И всеми возможными способами поддерживает у широкой публики это впечатление. В том числе и посредством ТВ. Одно время она вела в ночной передаче НТВ рубрику про украшения. "Вела", - громко сказано. Она примеряла на себя косынки, шляпки, какие-то тряпочки, пристраивала на себя бижутерию. Теперь Рената ведет программу "Ночной сеанс", в рамках которой показываются в той или иной степени примечательные фильмы. Но и здесь она занимается тем же: примеряет на себя характеры и коллизии демонстрируемых картин.

В конце концов, сама собой соткалась сказка о Ренате Литвиновой. Не как о Золушке или о Гадком утенке - предания особенно расхожие в гламурной мифологии. А как о Снегурочке, которая прекрасна и жива, пока не полюбит. А как полюбит, так и растает. И испарится. Потому должна себя все время подмораживать манерной пластикой, манерными интонациями...

Кажется, что ей надо быть все время при рефрижераторе, а то мы ее ненароком потеряем.

Самая, однако, живая сладкоголосая и звонкоголосая сирена амбициозного архипелага - это Тина Канделаки. Она его жрица и представительница. И олицетворение - в глазах миллионов. Ее стихия общение, точнее словоговорение. В скорости грамматически правильной речи ей нет равных в отечественном эфире. Произнесение слов и издавание звуков для нее такая же всепоглощающая страсть как для других - занятия вокалом, спортом, писание стихов, секс, серфинг, дайвинг, драйвинг и, возможно, лизинг. А что касается предмета общения с гостями в ее самой известной программе "Детали", то это и в первую и в последнюю очередь - успех. О нем и более всего о нем сладострастно и самозабвенно разговаривает Тина. "А с какими чувствами вы, Петя, Шметя, Дуся, Пумпуся , ехали покорять Москву?". "А вот, мне очень интересно, что вы сейчас чувствуете, когда видите себя крупным планом на рекламных щитах?".

Пока это страсть, можно терпеть. Но если она механизируется и формализуется, то пиши - пропало. Говори - пропало. Кричи - пропало. Недаром сирена Канделаки (в отличие о прочих сирен) подумывает о смене репертуара своих песен. И она уже кое-что делает в этом направлении. Она уже выступает с серенадами на политические темы. Не далее, как в минувший понедельник, она пригласила в "Детали" Ирину Хакамаду с мужем. А в эфире "Эха Москвы" уже не первый месяц упражняется в парном конферансе с Сергеем Доренко.

Мир шоу-бизнеса (или шоу-политики), одетый в глянец, это, в сущности, лестница вверх, ведущая вниз.

...Вон Ксения Собчак едва вступила на нее, как тут же и скатилась на самое дно. Еще в начале года у этой сирены было две программы в эфире. Сейчас - ноль. И дело дошло до того, что на одной из тусовок ее в глаза оскорбили матерной частушкой. Самое неожиданное: она обиделась. Может, для нее тогда не все потеряно.

И тогда жертва сирен с архипелага ГЛАМУР, станет еще одной его сиреной.


17/05/2006
http://www.rian.ru/

Док. 257525
Опублик.: 17.05.06
Число обращений: 771

  • Богомолов Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``