В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НИКОЛАЙ ЧИНДЯЙКИН, АКТЕР: КТО СКАЗАЛ, ЧТО ЖИЗНЬ СПРАВЕДЛИВА? Назад
НИКОЛАЙ ЧИНДЯЙКИН, АКТЕР: КТО СКАЗАЛ, ЧТО ЖИЗНЬ СПРАВЕДЛИВА?
В ТЕАТРЕ ДУМАЛИ, ЧТО Я СПИЛСЯ

- Мне всегда везло. Жизнь предлагала гораздо больше того, что я имел. Хотя, может, кто-то спросит: "О каком везении ты говоришь, если долгие годы потратил на роли в ростовском ТЮЗе?" А для меня работа в театре была огромным счастьем. Я же родился в деревне и не имел никаких городских амбиций. В город я попал только в 12 лет. И во время выбора жизненного пути руководствовался всего одним желанием: не вставать, как мой папа автомеханик, на рассвете и не есть на завтрак борщ. Я представлял, что когда стану артистом, то буду иметь свою комнату с форточкой, которую смогу открывать и закрывать, когда захочу.



Ясное дело, когда моя мечта сбылась, я почувствовал себя счастливым человеком. Я получил сразу несколько больших ролей и хорошую зарплату. В то время начинающий артист получал 80 рублей в месяц, а мне дали 85. Разве это не повод для счастья?



Повезло мне и с родителями, хотя сами они прожили страшную жизнь. Папа был в плену у немцев, а потом в плену у своих. В зоне он работал на лесоповале и хорошо знал, что такое голод, непосильный труд и колючая проволока. И то, что он остался жив, имел жену, детей и маленький домик, было настоящим счастьем. У нас в семье все обожали друг друга. Слава Богу, я еще в детстве понял, какие замечательные у меня родители. Правда, думал, что и в остальных семьях так же. Даже не догадывался, что где-то бьют кулаком по столу и орут: "Пошел вон, щенок!"



Мне бы не хотелось, чтобы у вас создалось ложное впечатление, что я как сыр в масле катался по своей жизни. Все было. И обманывали, и не платили. Мне пришлось трудиться гораздо больше и тяжелей, чем моему отцу. Много лет я работал в театре у великого режиссера и философа Анатолия Александровича Васильева - и те, кто знает этого сложного человека с непростым характером, меня поймут. Быть "у Васильева" в те годы означало круглосуточную бесплатную работу на износ, подвальное помещение, отсутствие возможности подзаработать на жизнь на стороне... Но именно о такой работе я мечтал. И никто меня цепью к театру Васильева не приковывал. Я мог все бросить и пойти заниматься своими делами. Но для меня такая "несвобода" была важней всего, в том числе и денег.



Однажды меня решили выжить из театра. Перекрыли кислород, не давали ролей. И тогда я решил, что пришло время заняться моей любимой поэзией, на которую у меня всегда не хватало времени, и я сделал сольную программу - под гитару читал стихи Гарсиа Лорки, Пабло Неруды, других испанских и латиноамериканских поэтов. В театре думали, что я спился или умер, а я ездил с гастролями в Челябинск, Владивосток и собирал полные залы. Я не пил горькую, не рыдал, не разглагольствовал о несправедливости мира - у меня все было в порядке.




ОДНА ПОЛОВИНА СТРАНЫ РАЗВЛЕКАЕТ ДРУГУЮ



- Сегодня половина работоспособных мужчин охраняет деньги, иномарки, входы в магазины и банки, а другая половина развлекает страну.



Естественно, на всех ролей не хватает. И вот сидит артист дома, пьет водку и ноет, что ему, такому талантливому, дорвавшиеся до власти бездарности не дают ролей, и поэтому он сидит и пьет. Я же на собственном опыте убедился, что если человек хочет сыграть роль, то он... ее сыграет.



Каждый студент театрального вуза прекрасно понимает, что из 100 в артисты выбьется один, но все равно идет на сцену. Хотя его решение зачастую продиктовано гордыней. 17-летний человек воображает, что он будет стоять в свете прожекторов, а тысяча других людей будут им восхищаться. Что ж, если ты берешь на себя такие мечты, то терпи, когда грохнешься ниже этой ямы.




СКОЛЬКО СТОИТ СВОБОДА?



- Я считаю, что глубоко неправославно требовать от жизни справедливости. А кто сказал, что мы должны жить легко и весело? Время всегда несправедливо и жестоко. В советскую эпоху все тоже только и говорили: "Нам мало платят!" И сегодня кто-то получает мало, а кто-то много. Ну так не работай за эти деньги, ищи что-то другое... Но если хочешь больших денег - иди и зарабатывай. А если хочешь делать "настоящее искусство" да еще оставаться свободным, заниматься тем, чем хочется, то чего тогда так печешься о деньгах?



Даже в самые застойные годы мне встречались абсолютно свободные люди. Но они знали, сколько заплатят за свою свободу и вообще сколько она стоит. А сегодня все говорят: "Как же так, теперь свободы хоть отбавляй, а денег на свободную жизнь не хватает". Так вот, милый мой, денежки нужно заработать. Я, к примеру, сижу ночью и сочиняю стишок, за который мне, естественно, никто ничего не заплатит. И что же я теперь выпью водки и заплачу, что мое гениальное произведение не сделало меня богатым?




А РОДИНЕ ПОСЛУЖИТЬ СЛАБО?



- Одна из тем фильма "Александровский сад" - взаимоотношения партийных "господ" и их многочисленных слуг - как тогда говорили, обслуживающего персонала эпохи строительства социализма. Хотя со словом "служить" не все так просто. Мне не раз приходилось слышать фразу о том, что "слуг у нас еще в семнадцатом году отменили". Причем произносили ее почему-то с гордостью. На мой взгляд, с водой выплеснули ребенка. Служение... Что может быть выше? В служении кому-то или чему-то и состоит смысл жизни человека. В погонах - Родине, без погон - матери, жене, близким. Раньше говорили не "я работаю в театре", а "я служу в театре". А если служение тебя унижает, если ты предпочитаешь жить только ради себя, любимого, и рассматриваешь службу как что-то вроде рабской повинности, значит, ты и есть раб, холуй, каких немало среди персонажей "Александровского сада".




ВСЕ МЫ ОТ КОГО-ТО ЗАВИСИМ



- Когда я слышу, что нет профессии более зависимой, чем актер, то хочу спросить: "А назовите мне профессию "более независимую"? Может, президент России независим? Не уверен... Думаю, он бы хотел дать каждому по квартире, по достойной зарплате, по мужу или жене. Увы, не может, потому что тоже не свободен в своих решениях.




ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ



- Недавно спустя 33 года я побывал в родной деревне. От нее осталось ноль и три десятые. А ведь у нас было две школы, где мы учились в две смены! Сегодня не осталось ни одной - учить некого. Только старики и горстка алкоголиков. Даже речка высохла. И когда я своей жене показал - вот с этого моста мы прыгали в воду, она удивилась - здесь же по колено? Видя такие картины, я еще больше люблю свою родину, еще сильнее верю и надеюсь, потому что безверие приносит страшные плоды.



На днях первый канал закончил показ нового многосерийного фильма "Александровский сад" - о людях, которые жили в Кремле,



об их непростых взаимоотношениях, любви, дружбе, предательствах. Картина частично основана на документальном материале.



Ее автор и режиссер - ведущий программы "Человек и закон" Алексей Пиманов. Премьера фильма и стала причиной нашей встречи с исполнителем одной из главных ролей Николаем Чиндяйкиным

Заслуженный артист России Николай Чиндяйкин родился 1 января 1947 года. Окончил театральное училище в Ростове-на-Дону и актерско-режиссерский курс Анатолия Васильева в ГИТИСе. Сыграл более 60 ролей в театре и кино. Среди наиболее значимых фильмов с его участием - "Бандитский Петербург", "Мама, не горюй", "Дети Арбата", "Каменская", "Парни из стали", "Дальнобойщики", "Дневник камикадзе", "Мужская работа", "Московские окна", "Нежный возраст" и др.


Молостнова Дарья


Trud.ru No 97 за 01.06.2006


Док. 257979
Опублик.: 01.06.06
Число обращений: 42

  • Чиндяйкин Николай Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``