В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Латышев: Мы все более и более ориентируемся на реальные результаты Назад
Петр Латышев: Мы все более и более ориентируемся на реальные результаты
В Екатеринбурге накануне прошла традиционная видео-пресс-конференция Полномочного представителя Президента РФ в УрФО Петра Латышева, в ходе которой он ответил на вопросы журналистов со всего округа. Спектр задаваемых вопросов оказался очень широк, но, как и следовало ожидать, на первое место вышли вопросы, связанные с национальными проектами, общественной безопасностью и, конечно же, реализацией регионального мегапроекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".

Петр Латышев: Для начала, наверное, надо подвести некоторые итоги прошедших восьми месяцев 2006 года. В текущем году продолжается рост объемов промышленного производства в УрФО. Ускорение составляет 104,8%, это выше, чем в целом по России. В текущем году на 47% больше построено жилья. Этому во многом способствовала реализация приоритетного национального проекта "Доступное жилье". Продолжает нарастать тенденция роста объемов производства машиностроения. Рост составил 11%. Но надо сказать, что объемы производства в этой отрасли продолжают оставаться на уровне 74% в сравнении с дореформенным периодом. Практически во всех отраслях мы отмечаем сохраняющуюся, а в ряде случаев - нарастающую тенденцию к росту.

Кроме того, что очень важно, в течение восьми прошедших месяцев статистика отмечает рост заработной платы. В среднем по УрФО рост составил 22,5%, что значительно опережает инфляцию. Так же мы отмечаем как весьма важный момент некоторую стабилизацию цен на жилье. За 8 месяцев по округу цены на жилье выросли лишь на 11%. Мы помним темпы прироста цен на жилье в прошлом году, они были значительно выше. В этом году отмечается тенденция к стабилизации.

Что касается демографической ситуации, то здесь тоже 2006 год принес ряд изменений, которые, конечно же, не решают проблемы кардинально, но об улучшении можно говорить с уверенностью Сокращение населения составило 0,3%. Это самый позитивный результат за последние годы. Есть и увеличение рождаемости, отмечается снижение смертности. Это характерно практически для всех субъектов Федерации, входящих в УрФО. Улучшились и миграционные показатели. Естественно, здесь мы говорим об официальной миграционной статистике по зарегистрированной и учтенной миграции.

Тем не менее, остается ряд проблем. Прежде всего, это касается диспропорции в экономике, это проблемы машиностроительного комплекса в целом. Продолжается, хоть и снизился, рост преступности в УрФО. Очень много людей гибнет на дорогах, в результате несчастных случаев, в общем - от причин, на которые можно и нужно влиять. Вы знаете, что приоритетные национальные проекты актуализировались в связи с решением совета безопасности России по реализации комплекса мер для улучшения демографической ситуации в стране. И Совет при Президенте, и наш окружной совет, и советы в субъектах федерации трансформировались. Сейчас мы работаем над реализацией национальных проектов и разрабатываем первоочередные меры, направленные на улучшение демографической ситуации в УрФО, Мы стараемся строить свою работу по каждому направлению приоритетных национальных проектов исходя из того, что необходимо понимать, как это сказывается на жизни людей, на их самочувствии. Иногда можно услышать пространный доклад с большим количеством цифр о положении дел в той или иной сфере, но мы все более и более ориентируемся на реальные результаты. Стараемся увидеть и понять, насколько работа, которая проводится органами власти, сказывается на общественном самочувствии и сказывается на наших повседневных делах и как это ощущают люди.

Вопрос: Петр Михайлович, недавно Вы встречались с Президентом России Владимиром Путиным. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о встрече, и какие вопросы на ней обсуждались?

Петр Латышев: Действительно, я делал очередной доклад главе государства, и целый ряд вопросов Президент РФ сформулировал сам в самом начале нашей встречи, и это действительно актуальные вопросы. Первый из них - подготовка к зиме, насколько наша экономика и социальная сфера готовы к осеннее-зимнему периоду. Второй вопрос - это школы, готовность школ и вопросы обеспечения противопожарной безопасности и безопасности в школах в целом. Был вопрос о положении дел на дорогах, нашей оценке сложившегося положения дел и предпринимаемых мерах. Был вопрос о ситуации в топливно-энергетическом комплексе, действительно, там в течение последних двух лет идет программа по оздоровлению обстановки в целом, укреплению законности в этой сфере, укреплению экономической, налоговой дисциплины. Этот сектор очень важен, именно энергетическая безопасность стала основным предметом обсуждения на саммите "Восьмерки" в Санкт-Петербурге.

Был доклад о подготовке проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", был доклад о реализации приоритетных национальных проектов. Очень подробно и детально глава государства интересовался положением дел в УрФО. Мой доклад был ориентирован на решения совещания под руководством главы государства в мае 2005 года. Там рассматривались вопросы социально-экономического развития округа, и по результатам совещания многое было проделано.

Вопрос: Какие меры сейчас принимаются в округе по проблемам материнства и детства? Как решается проблема с нехваткой детских садов?

Петр Латышев: На Совете УрФО мы подробно рассмотрели весь перечень проблем и определили неотложные меры в этой сфере. Какие-то результаты уже есть.

Младенческая смертность сократилась в УрФО на 15%. Такого результата мы ранее не имели, и в первую очередь, конечно же, это связано с реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье". Начли работать родовые сертификаты. В целом укрепилась дисциплина, улучшилось оснащение медицинских учреждений, естественно, улучшили и условия работы медиков, возросла их заработная плата. В целом в здравоохранении работа сейчас ведется более скоординировано, чем раньше. Первые шаги, направленные на реализацию национального проекта, дали свои результаты.


В Курганской области, в частности, реализуются серьезные меры, направленные на снижение детской смертности, на повышение оперативности оказания квалифицированной медицинской помощи. Я был там не так давно, и посещал роддом и перинатальный центр. Подошли интересно, по-своему, к вопросу оказания качественной специализированной медицинской помощи. В Курганской области сейчас подготовлена модель организации квалифицированной специализированной помощи в этой сфере. Она будет строиться по зональному принципу, будет проведено дополнительное обучение. Аналогичные комплексы мер реализуются практически во всех других субъектах.

По детским садам у нас такие цифры на сегодня: в округе более 4,5 тыс. детских садов. Их посещают 440 тыс. детей - это 64,4% от общего количества детей в этом возрасте. Конечно, это несколько лучше, чем в среднем в РФ, но у нас все равно есть проблемы. С позитивной стороны можно выделить Челябинскую область - здесь 75% детей посещают детские сады и Тюменскую область - здесь тоже реализуется целевая программа и показатели несколько выше, чем в других субъектах УрФО. Практически повсеместно принимаются меры по восстановлению сети детских дошкольных учреждений. Есть примеры интересного решения проблемы.

В Челябинске, например, в ряде случаев к уже существующим в "зеркальном" виде пристраивают еще один детский сад. Это практически не требует дополнительных земельных участков. Свой вклад вносит комплексная застройка. Я думаю, здесь положение дел у нас серьезно поправится. Это важнейший элемент в национальных проектах "Здоровье" и "Образование". Везде выделены дополнительные финансовые средства на реализацию этой задачи. В целом мы оцениваем положительно то, как решается эта задача, и мы будем помогать в ее решении.


Вопрос: Не так давно Дмитрий Медведев проводил видеоконференцию по реализации национальных проектов в УрФО. Об этом же шла речь на видеоконференции с федеральными округами Владимира Путина и также тема обсуждалась на Совете безопасности России. Как обстоят дела в округе сейчас, чем мы можем гордиться?

Петр Латышев: Первый аспект, который детально отработан - это управление проектами. Здесь задача решена своевременно и во всех субъектах УрФО созданы механизмы, обеспечивающие реализацию национальных проектов - это Советы субъектов Федерации, которые возглавляют главы субъектов. Есть соответствующие контрольные органы, которые работают в субъектах под патронажем и управлением главных федеральных инспекторов, есть советы в муниципалитетах и есть комплексные программы по каждому из нацпроектов. На уровне округа этой проблематикой на регулярной основе занимается Совет округа, состоящий из глав субъектов Федерации и руководителей территориальных органов федеральной исполнительной власти, и рабочие группы по каждому из проектов. В общем, в управлении проектами все вопросы закрыты. Управление достаточно эффективно и в связи с обстановкой оно развивается.

Второй аспект - это практическая реализация. Здесь речь, конечно, идет и о финансировании. Оно осуществляется в полном объеме на федеральном уровне и очень серьезные инвестиции в проекты делают наши органы местного самоуправления. О соотношении мы уже говорили, это примерно четыре к одному. На одну часть федеральных средств, субъект Федерации выделяет четыре. В части финансирования мы удовлетворены положением дел. Установленные надбавки полностью обеспечиваются и в образовании, и в здравоохранении. Новое оборудование в поликлиники поступило уже на 85%. Мы значительно улучшили оснащенность. Кроме того, в этой сфере мы считаем позитивным то, что Тюменская область практически перешла на нормативное финансирование, Челябинская область приступила к переходу на новые методики, и в других субъектах Федерации ведется активная подготовка к переходу на нормативно-душевое финансирование. Сильно выросла заработная плата - на 34%. В ряде субъектов она приблизилась к среднему уровню промышленности, прирост составил 85%.

Активно приступили к диспансеризации населения. Картина, прямо скажем, вызывает озабоченность.

Здоровыми является лишь около 26% из числа тех, кто прошел диспансеризацию. Очень много выявляется сердечно-сосудистых заболеваний, очень много больных диабетом, и много других заболеваний, сказывающихся на общественном здоровье и демографии. Сейчас необходимо выработать комплекс мер с учетом полученных данных. Здравоохранение сейчас становится более адресным, медики работают с конкретным человеком с конкретными проблемами. В целом объемы инвестиций на переоборудование медицинских учреждений за счет федеральных средств выросли в два раза, за счет региональных - в четыре.


Продолжают оставаться проблемы психологического порядка. Не везде идет работа над повышением качества и оперативности медицинской помощи. Мы ожидаем в ближайшее время и здесь серьезные перемены. Должно измениться отношение медиков к проблемам. Должны произойти качественные изменения в структуре медучреждений. Местами остается диспропорция стационаров и поликлиник.

Продолжает расти объем строительства жилья. И, если цены, повторюсь, цены выросли на 11%, а зарплаты - на 22,5%, то мы видим, что приобретение жилья становится более реальным. Доходы растут быстрее цен на жилье. Конечно, в данном случае это средние цифры. У нас в округе 12,5 млн жителей и наша экономика, наша социальная сфера не однородная. Не везде все благополучно. Если в ТЭК зарплата высокая, то вот в машиностроении она низкая. Приведу несколько цифр. В машиностроительной отрасли и металлообработке работает около 470 тыс. человек - это почти половина всех работников промышленности. Доля машиностроении в общем объеме продукции при этом всего 8,8%. На общем рынке нашей металлургической продукции сейчас всего 1,7%. Здесь продолжается процесс стагнации.

Конечно, здесь нужно смотреть по конкретным предприятиям. Не везде есть 22,5% роста зарплаты. И

реализация проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" как раз направлена на то, чтобы обеспечить приток ресурсов в машиностроение и металлообработку. Достигнуть этого можно за счет нового горнорудного района, который пройдет по восточному склону Уральских гор. Здесь цена железнорудного концентрата, основного сырья черной металлургии, в четыре раза ниже, чем на мировом рынке. Здесь колоссальные запасы угля и руд цветных металлов. Базовые отрасли промышленности могут обеспечиваться доступным и дешевым сырьем. Поэтому, занимаясь приоритетными национальными проектами, занимаясь демографическими вопросами, мы должны помнить, что в основе всего лежит экономика. Если она будет эффективной, то социальная и бюджетная сферы будут чувствовать себя нормально. Но нужна техническая модернизация промышленности, внедрение эффективных технологий и производств.


Это все требует ресурсов.

Экономика Урала и Западной Сибири сегодня - это на 53% - топливно-энергетический комплекс. Около 30% - металлургия. Это мощный атомный комплекс. При этом ТЭК работает в рынке, металлургия - тоже. Это конкурентоспособные отрасли. И за счет внешнего рынка модернизировалась металлургия. 80% металла шло за рубеж. А наше машиностроение во многом было ориентировано на гособоронзаказ, во многом оно было ориентировано на создание машин для металлургии, для топливно-энергетического комплекса, но за последние годы в результате негативных процессов в промышленности, ТЭК во многом перешел на импортное оборудование, а вслед за этим - и сервис. Металлурги также во многом модернизировались за счет импортных машин.

Одна из главных задач сегодня - это создание условий для подъема машиностроительного комплекса, чтобы он стал конкурентоспособным.

Либо мы создадим условия, прежде всего за счет реализации в УрФО проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", либо нас в сфере машиностроения и металлообработке не ждет ничего хорошего. Я говорил об этом главе государства, и Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос о разработке комплексной федеральной целевой программы. В пятницу у меня была рабочая встреча с вице-премьером Жуковым, у него поручение на руках уже есть и сейчас начнется большая работа по этой проблеме. Должны быть созданы механизмы, обеспечивающие переток ресурсов из добывающих отраслей, в частности - из нового горнорудного района, в промышленность. Должны быть заказы на горное оборудование, на горные машины - а ведь это специализация уральской промышленности.


Есть колоссальной важности задача - это обеспечение баланса в экономике. Нам надо сбалансировать энергетику. Доля газа в выработке тепла - 76%. Надо развивать другие направления, надо развивать атомную энергетику - это расширение БАЭС, это решение вопроса по строительству Южно-Уральской АЭС. На месторождениях углей можно ставить генерационные мощности и вырабатывать энергию на угле. Самое главное - это решение экономических задач. А для Урала важнейшая задача - вдохнуть новую жизнь в индустриальное ядро. Везде есть машиностроение и металлообработка. Надо дать вторую жизнь промышленному Уралу. А это - и бюджет, и решение социальных проблем, это и повышение качества и уровня жизни.

Вопрос: Как Вы оцениваете ход работ по реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный"?

Петр Латышев: Задачи, поставленные Владимиром Путиным, выполняются. В этом огромная заслуга Ханты-Мансийского автономного округа и его руководителя Александра Филипенко. Сейчас внесены изменения в программу по развитию минерально-сырьевой базы Министерства природных ресурсов. На предстоящие три года дополнительно предусмотрено выделение дополнительных 11 млрд руб. на проведение геологических работ. Половину этой суммы составят частные инвестиции. Это само по себе говорит о важности и актуальности проекта - здесь можно вести эффективный бизнес.

Уже поставлены на баланс запасы железной руды в 13 млрд т. На этом количестве российская промышленность может работать 80 лет. Всего запасы оцениваются в 50 млрд т. - это запасы для 300 лет работы! Еще 17 млрд т. - энергетические угли. Идет процесс постановки на государственный учет запасов наших недр. С этими цифрами уже могут работать инвесторы.


Завершена работа по подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) автодороги. К ноябрю должно быть готово ТЭО по железнодорожной магистрали. Создана и зарегистрирована управляющая компания по проекту. Будет разработана федеральная целевая комплексная программа по этому проекту. Мне и главам субъектов предстоит очень активная работа вместе с федеральными министерствами - это и Министерство природных ресурсов, и Минэкономразвития, и Министерство транспорта.

Вопрос: Кто участвует в реализации этого проекта? Какие источники финансирования?

Петр Латышев: Управляющая компания создана тремя субъектами Федерации - это Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. Я не думаю, что она останется в таком составе, со временем войдут представители других регионов, по мере вовлечения регионов в реализацию проекта. Но, конечно, необходимо отметить заслуги Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области, которые усиленно разрабатывали и продвигали этот проект. Им он поможет диверсифицировать экономику. Сейчас многое уже наработано - это, например, разведка и оценка природных ресурсов.

В финансировании, естественно, будет принимать и федеральный бюджет, в том числе и инвестфонд не останется в стороне. Но основной источник инвестирований - это частные вложения.

Уже есть список потенциальных инвесторов - это как отечественные компании, так и зарубежные партнеры, как из Европы, так и восточные страны - Китай и Япония. У нас очень удачное географическое расположение, очень большие запасы. Тех запасов, что сейчас разведано, повторюсь, российской промышленности хватило бы на 300 лет работы. А ведь пока разведано всего лишь 10-15% недр Восточного Урала!


Вопрос: Как Вы оцениваете работу правоохранительных органов, работу на местах, в первичном звене - уровне участковых уполномоченных и опорных пунктов?

Петр Латышев: Мы 27 июня очень подробно обсуждали эти проблемы на межведомственном координационном совещании с участием глав федеральных министерств. Мы подробно анализировали и положение дел, и причины огромного количества обращений по вопросам защиты прав граждан. Одна из причин - это очень слабая, а местами - просто отсутствующая профилактика преступлений и правонарушений. Мы договорились, что профилактическая работа должна осуществляться в условиях взаимодействия и местных органов власти, и правоохранительных органов. И, конечно же, необходимо усиление именно первичного звена, работы участковых. Правоохранители должны в первую очередь сделать так, чтобы участковый на своем участке стал по настоящему хозяином. Чтобы он жил там, постоянно работал, знал свой участок.

Подвижки в этой сфере произошли. Только из бюджетов субъектов Федерации на реализацию мер по защите населения выделено более 3 млрд руб. в 2006 году. Эти ресурсы должны быть, прежде всего, направлены на работу по месту жительства. Чтобы на каждом участке был участковый, у которого есть помещение на территории участка, и чтобы он ежедневно вел прием граждан, занимаясь не только помощью после преступлений, но и профилактикой. Сейчас выделено более 600 помещений, созданы специальные комиссии по профилактике. Во всех субъектах вменено в перечень обязанностей заместителям глав и обязанности по организации и координации профилактической деятельности. А в ряде субъектов введены специальные должности заместителей губернатора по этим вопросам.

Вопрос: Как Вы оцениваете работу правоохранительных органов на Среднем Урале?

Петр Латышев: Видно, что есть недоработки, в ходе последних событий в центре Екатеринбурга милиция показала свою беззубость. Я думаю,

новому руководству ГУВД придется начать работу с проверок в своих рядах. Вопрос об отставке главы ГУВД Свердловской области уже решен. Владимир Воротников достаточно поработал, но возрастные рамки уже исчерпаны, и он уйдет на отдых. Это вопрос небольшого времени.


Для нового руководителя я бы хотел попросить подготовить пакет материалов, которые вышли в наших средствах массовой информации о работе правоохранительных органов, чтобы он мог ознакомиться с ними, понять что следует делать в первую очередь по мнению журналистов и общества. В целом мы собираемся ориентировать его на оперативную работу с журналистами, потому что информация будет появляться в любом случае, и важно, чтобы она исходила именно от правоохранителей, чтобы не было недопонимания и не приходилось потом оправдываться. Важно не только раскрыть или предотвратить преступление, но и проинформировать об этом население, чтобы они знали - милиция работает.

Вопрос: Через некоторое время в Свердловской области пройдут выборы в областную думу, весной следующего года тюменцам предстоит выбрать единый парламент. Как обстоят дела в этом направлении? Будут ли какие-то нововведения?

Петр Латышев: Новая система не так уж и нова, так что, я думаю, технических и организационных проблем не будет. Страсти сейчас кипят в Свердловской области, к этому идет в Тюменской области, но дестабилизирующих моментов нет и, скорее всего, не будет. Мы должны исходить из того, что главный - это избиратель. Ему нужно создать условия, чтобы он смог сделать выбор. Это и полное информирование обо всем, что связано с выборами, и это - исполнение закона всеми участниками выборной кампании.

Если есть какие-то разночтения законов, разногласия, то они должны устраняться установленным законом методом - через суд. Наша же задача - обеспечить верховенство закона и информированность населения. Мы должны сохранять стабильность.


Несмотря на противоречивость ситуаций, в УрФО в последние годы выборы проходили нормально.

Вопрос: Не так давно, на заседании Госсовета прозвучало заявление о необходимости разработки критериев оценки исполнительной власти. Какую функцию в этом будет исполнять полпредство?

Петр Латышев: Очень хороший и правильно сформулированный вопрос. В последнее время не раз говорилось, что оценивать будут губернаторов, полпреды получают еще один инструмент влияния. На самом деле мы знаем, что от качества работы госаппарата зависит и экономика, и социальная сфера. Сейчас разрабатывается методика оценки деятельности власти. Это очень сложно, регионы все очень разные. Но методика необходима.

Мы должны научиться оценивать власть по конечным результатам ее деятельности. Оцениваться будут власти и субъектов Федерации, и муниципалитетов. Проводится конкретная работа. На уровне полпредства же основная задача - это координация органов власти и контроль за исполнением законов. Координация важна. Если не будет фонарей на улице в жилом районе, за что отвечает муниципалитет, то будут расти преступления - а это уже сфера действия милиции.


Естественно, будем развивать и взаимодействие, и системы контроля.

Вопрос: Не так давно Вы вместе с Сергеем Кириенко посещали атомные объекты Челябинской области. Какие перспективы и прогнозы существуют по этому направлению?

Петр Латышев: Должен отметить, что сейчас нам очень легко работать с Росатомом. Не скрою, улучшение произошло благодаря смене руководства. Сейчас мы прорабатываем модернизацию плотины Теченского каскада, она должна будет получить высший уровень, соответственно, все проблемы будут сняты. Очистка и канализация сливных вод сейчас разрабатываются отдельно, они будут отводиться в сторону, таким образом мы не будем увеличивать загрязнение Теченского водохранилища.

Решена проблема по переселению села Муслюмово, которое оказалось в зоне так называемого радиоактивного следа, и где очень высокий уровень радиации, опасный для жизни. В этом селе 741 дом. Часть будет переселена в строящийся неподалеку послеок, в котором будет около 700 домов, часть - получит компенсацию в 700 млн руб., с которыми люди смогут сами выбрать новое место жительства. На ликвидацию последствий аварии сейчас от Челябинской области выделено 450 млн руб., еще 600 млн руб. выделяет Росатом, и какие-то средства поступят за счет ресурсов МЧС.


Сейчас главное в работе с атомщиками - это то, что они нашли общий язык с населением. Я участвовал в двух встречах Сергея Кириенко с представителями общественных организаций. Шел конкретный разговор. У людей появилось доверие. Многие увидели совершенно конкретные меры по улучшению ситуации.

19.09.2006 | Екатеринбург | Алексей Остапов

http://www.nakanune.ru/

Док. 261539
Перв. публик.: 19.09.06
Последн. ред.: 26.09.06
Число обращений: 1336

  • Латышев Петр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``