В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Примаков: `Национальная идея в том, чтобы Россия выжила` Назад
Евгений Примаков: `Национальная идея в том, чтобы Россия выжила`
Мы постоянно говорим, что нам нужна национальная идея, мы находимся в ее поиске. Национальная идея России может заключаться в том, чтобы Россия выжила. А это как раз связано с демографической проблемой. И дело, конечно, не только в том, что следует планировать на какие-то годы повышение деторождаемости, на какие-то годы - понижение смертности... Это проблема комплексная, и для ее решения необходим комплекс мер.

Мировой банк дает пессимистический прогноз: уже в 2030 году в России будет около ста миллионов населения. И нужно задуматься над тем, что такая территория с таким населением не может существовать самостоятельно. Вот в чем проблема.

Для решения демографического кризиса приняты многие программы. Программы важные. Но потому, как они решаются, уже сейчас возникает очень много вопросов. Например, программа по здравоохранению. Казалось бы, эта программа имеет прямое отношение к обсуждаемому сегодня демографическому вопросу. Тем не менее хотел бы привести некоторые моменты, которые вызывают сомнения в продуманности программ. Одна десятая часть выделяемых средств идет на оснащение всех лечебных заведений России: больниц, поликлиник, амбулаторий, клиник. Мы все знаем, в каком состоянии находятся больницы. Мы знаем, что не только на периферии, но и в Москве больные зачастую приносят белье в больничную палату, потому что белья в больнице нет, как нет и лекарств. Львиная доля бюджетных средств идет на строительство каких-то гигантских медицинских объектов, которые неизвестно когда будут пущены в строй. Министр здравоохранения сказал недавно, что шесть из них пустят в конце этого года. Позвольте не поверить! Построить, оснастить, подготовить персонал к концу года, когда осталось всего 8 месяцев? Это будет срыв абсолютный. Или выделяются огромные средства, чтобы купить машины скорой помощи. Это нужно, конечно. Но ведь не в этих машинах лечат людей, а лечат их в больницах, куда везут кареты "скорой помощи". По этому вопросу я разговаривал с губернатором Московской области. Он говорит, а мне машины не нужны в городе, у меня полное оснащение. Мне вездеходы нужны, чтобы до сельских местностей за больными добираться...

Как можно вообще говорить о здравоохранении по-настоящему, не связывая этот вопрос с проблемой созданием отечественной промышленности? У нас за 12 лет не выпущено ни одного отечественного лекарства, идут только закупки из-за границы. Почему так происходит? Потому что какие-то откаты на это дело идут.

Теперь следующая проблема - общая социальная ситуация в стране. Мы не можем говорить о демографии по-настоящему, если не задумаемся над улучшением социального положения в стране в общем. Делается много для этого, ничего не скажешь. Но у нас разница в доходах 10 процентов наиболее оплачиваемых и 10 процентам к наименее оплачиваемых составляет по официальной статистике 15 раз. Вот я сейчас приехал из Финляндии, там эта разница в 4 раза. Конечно, такое социальное состояние страны не может выглядеть положительно, если бедная часть населения так отличается от верхушки.

Другое. В той же Финляндии все игорные дома находятся... Игровые дома, надо сказать, это эксплуатация негативных черт характера человека и очень прибыльное дело. Так вот все игорные дома в Финляндии находятся в собственности профсоюзов и государства. И вся прибыль от их деятельности отчисляется в социальный фонд. Нужно очень серьезно задумываться над такими вопросами, потому что невозможно решить все те демографические задачи, о которых правильно говорили, без того, чтобы коренным образом изменить социальное состояние населения.

Миграционная политика. Мы исчерпали то, что имели от стран-республик бывшего СССР. Я говорю об официальных мигрантах. Все они застревают в европейской части России, мало, кто едет в азиатскую часть. Как мы можем не продумывать целую систему мер, чтобы поднять азиатскую часть России? Нужно поднимать Дальний Восток и Восточную Сибирь, не только потому, что там огромные богатства, но и потому что вакуум населения грозит в конечном итоге тем, что без войны отойдут эти территории от нас. Что там нужно делать? Конечно же, создавать социально-экономическую инфраструктуру, которая сопоставима c той, что находится в европейской части России, иначе туда не пойдет население. А как создавать эту инфраструктуру? За счет миграции. Сейчас у нас по официальной статистике 250 тысяч мигрантов из Китая. Чем они занимаются, главным образом? Торговлей, спекуляцией, контрабандой, потому что нет продуманной системы, дотируемой и контролируемой миграции в стране. Почему это есть в других странах? К примеру, в США. Они абсорбируют из Латинской Америки миллион граждан ежегодно, а также из Мексики и других стран. Специалиста они берут сразу же. И дают право на жительство. Если берут рабочего на сельхозработы или тому подобное, то этому гражданину каждый год дают характеристику. Если он негоден по каким-то соображениям, ему не продлевают возможность находится в стране. А у нас нет такой системы, а это очень важно.

Теперь генофонд. Необходимо мощная поддержка детских дошкольных и школьных учреждений. У нас в ТПП действует фонд помощи беспризорным детям, детским домам. Мы не коммерческая организация, мы получаем благотворительные средства, в вещевой форме отдаем их детям. Нам не разрешается направлять в детские дома только продукты питания. Ими детские дома обеспечиваются только местными органами власти. У нас есть детские дома, где выделяется 7-10 рублей в день на питание ребенка. Что он может на них кушать, если из этих 10 рублей до него доходит не все. Вот, на что надо обращать сейчас самое пристальное внимание нам всем, особенно депутатам.

А разве не проблема, когда женщины-алкоголички как на фабрике рожают детей и сдают из в детские дома только лишь для того, чтобы получить пособие на ребенка. Вот предлагается это пособие увеличить, что очень хорошо. Но ведь эта проблема будет еще острее. Горе-матери сдают младенцев в детдом, а потом дальше рожают от другого уже. И эти дети часто больные, умственно-отсталые, потому что родители их алкоголики. Это же генофонд создается таким образом.

Теперь, если говорить о социальной инфраструктуре в восточных областях, необходимо затронуть тему налогообложения. Налоги поступают в бюджет, у нас нет дифференцированных налогов. Разве не правильно было бы сейчас, когда мы хотим поднять районы Дальнего Востока и Восточной Сибири, пересмотреть налоговую политику, ввести льготы в инфраструктуре.

Мне кажется, что у нас очень неправильный, узкий подход к решению проблем. Оперируем только статистикой: где мы отстаем, где опережаем. Все это важно, но в то же время давайте думать о комплексности решений.

Часто власти ссылаются на то, что программа одна принята, программа другая принята. Где инвентаризация этих программ? Где контроль за их выполнением? Откуда мы знаем, какое положение дел в программе? Говорят, принята программа по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний еще 1999 году. И как же она действует, если по сосудистым заболеваниям на первом месте по числу больных, уходящих раньше времени, причем в трудоспособном возрасте.

Наше заседание должно внести вклад какой-то в копилку общую. Необходимо рассматривать положение дел в демографии в целом, иначе не будет России уже в середине XXI века.

Выступление записано на заседании
круглого стола "Законодательное обеспечение решения
демографической проблемы в России: реальность и перспективы",

22 марта 2006г.
http://www.glazev.ru/

Док. 263403
Опублик.: 27.10.06
Число обращений: 632

  • Примаков Евгений Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``