В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр НЕСМЫСЛЕНОВ: Национальному проекту в АПК эффективное управление Назад
Александр НЕСМЫСЛЕНОВ: Национальному проекту в АПК эффективное управление
Процесс реализации национального проекта в АПК показал, что система управления агропромышленным комплексом требует постоянного и планомерного совершенствования на всех уровнях - от федерального до районного и муниципального. В статье подробно рассказывается о том, как осуществляется оптимизация алгоритмов работы Министерства сельского хозяйства Саратовской области, а также поставлены проблемные вопросы, требующие незамедлительного решения.


Текущий год стал знаковым для сельского хозяйства области - развитие АПК объявлено приоритетным в масштабах страны, что не замедлило сказаться и на результатах в регионе. Отмечается положительная динамика развития отрасли в текущем году, особенно в животноводстве. За 8 месяцев прирост производства мяса скота и птицы во всех категориях хозяйств составил 1,6%, молока - 5,2%. По итогам полугодия область по объему производства молока среди регионов Российской Федерации имела седьмой результат, по темпам роста - восьмой, а среди регионов Приволжского федерального округа замыкает тройку лидеров по этим показателям.
На сегодня заключены договора по 20 животноводческим объектам, вошедшим в перечень участников национального проекта, на сумму более 401 млн рублей.
Строительство и модернизация животноводческих комплексов, покупка высокопродуктивного скота, применение современных технологий позволят обеспечить рост валового производства молока на 4,5%, мяса - на 14,5%. Наращивание объемов производства животноводческой продукции обеспечит дополнительную занятость сельскохозяйственным производством более 2 тыс. человек.
По направлению "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" на сегодня выдано 2427 кредитов на сумму более 822 млн рублей. Удельный вес личных подсобных хозяйств в общем объеме выданных субсидируемых кредитов составляет 35%. Такой финансовый инструмент для данной категории работает в области впервые.
Значительная роль в кредитовании крестьян отведена кооперативам. Кредитные кооперативы сегодня - это идеальные микрофинансовые институты для предоставления денежных средств малому предпринимательству на селе. В текущем году кредитными кооперативами в области выдано 1305 займов на сумму более 92 млн рублей. Здесь получателями также являются личные подсобные, крестьянско-фермерские хозяйства и потребительские сельскохозяйственные кооперативы.
Вместе с тем, ход реализации национальных проектов показал необходимость совершенствования и организационной структуры, и методологии работы системы органов управления всех уровней, в том числе и в сфере управления АПК. В процессе работы по нацпроекту осуществлялась оптимизация структуры министерства сельского хозяйства области; на данный период оно в целом успешно справляется со своими функциями. Однако остались вопросы, требующие дополнительной проработки:
- отсутствие прямого управления отделами (управлениями) сельского хозяйства муниципальных районов;
- ограничено число функций по оказанию государственной поддержки сельхозтоваропроизводителю; часть из них законодательно возможно передать органам местного самоуправления (субсидии ЛПХ, КФХ и так далее);
- недостаточное материальное и информационное обеспечение.
В регионах упраздняются управления сельского хозяйства, теряются квалифицированные кадры управленцев. Ликвидация райсельхозуправлений приведет сельскохозяйственное производство к тупиковой ситуации, а в дальнейшем и к полному развалу агропромышленного комплекса.
Не менее важной проблемой, требующей решения на федеральном уровне, считаем применение мер таможенно-тарифного регулирования к импортной молочной продукции: дифференцированное повышение ввозных таможенных пошлин на сыры твердые; принятие мер по ограничению импорта сыров твердых, сухого молока и сливочного масла, в том числе поставляемых из Украины и Белоруссии.
В августе текущего года Правительством Саратовской области была утверждена целевая программа по проведению в регионе административной реформы в 2007-2008 годах. Она предусматривает регулярное проведение системного анализа функционирования органов управления и подготовку предложений по оптимизации структуры органов исполнительной власти области, а также модернизацию административных процессов, направленную на устранение дублирующих, избыточных административных процедур и действий. Результатом этой работы станет формирование в 2007 году реестров государственных функций и услуг, планируемых к регламентации.
Проект министерства сельского хозяйства области "Внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в министерстве сельского хозяйства области" стал победителем конкурсного отбора программ и планов мероприятий по проведению административной реформы, проводимого Минэкономразвития России. Реализация данного проекта также будет способствовать достижению целей областной целевой программы "Проведение административной реформы в Саратовской области в 2007-2008 годах", в том числе:
- повышению эффективности аграрного производства путем формирования системы образовательной, консультационной и информационной поддержки сельскохозяйственных предприятий;
- передаче на договорной основе части непрофильных функций по оказанию информационных и консультационных услуг сельхозтоваропроизводителям от министерства сельского хозяйства области другим организациям, которые специализируются по данному направлению и обладают соответствующим опытом, знаниями, квалифицированными кадрами и техническими средствами.
Одним из направлений совершенствования организационной структуры системы управления реализацией национального проекта в сфере АПК является взаимодействие с Саратовским государственным аграрным университетом им. Н.И. Вавилова. Через систему информационно-консультационной службы (ИКС) в восьми пилотных районах нашей области, охватывающих по "кустовому" принципу все 38 муниципальных образований, предоставляются консультации и ведется разъяснительной работы среди населения.
Мониторинг мероприятий приоритетного национального проекта, реализуемых на территории области, позволяет контролировать и координировать деятельность министерства и органов местного самоуправления, своевременно устранять выявленные недоработки. Результаты деятельности руководителей органов областной исполнительной власти оцениваются ежеквартально на заседаниях Правительства области. Министерством сельского хозяйства области, в свою очередь, проработан механизм рейтинговой оценки участия муниципальных районов в реализации национального проекта в АПК.
Кроме того, эффективность системы администрирования на региональном и муниципальном уровнях будет оценена Министерством сельского хозяйства Саратовской области совместно с ГНУ "Поволжский НИИ экономики и организации АПК" по всем направлениям приоритетного национального проекта. Так, для лизингополучателей основными оценочными показателями являются:
- виды сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, приобретенных на условиях лизинга;
- варианты использования полученных в лизинг техники и оборудования, племенного скота и т.д.
По малым формам хозяйствования (ЛПХ и КФХ), получающим краткосрочные кредиты, к главным оценочным критериям отнесены:
- объем полученного кредита и его процентная ставка;
- цели, на которые израсходован взятый кредит;
- созданы ли в результате освоения кредита новые рабочие места;
- возвратность взятого кредита и т.д.
В отношении сельскохозяйственных потребительских (некредитных) кооперативов и кредитных потребительских кооперативов эффективность использованных кредитов оценивается по двум направлениям, исходя из целевого назначения кредита:
1-е - создание материально-технической базы и предоставление целевых займов членам СКПК на пополнение оборотных средств;
2-е - предоставление средств целевых займов членам СКПК: покупка сельскохозяйственной техники, оборудования и т.д., а также создание в процессе освоения кредита новых рабочих мест.
Бюджетная политика в агро-промышленном комплексе области строилась в 2006 году по принципу программно-целевого финансирования, сохраняется он и в 2007 году. По сравнению с 2005 годом на 34% обеспечен прирост выделяемых бюджетных ассигнований на сельское хозяйство. В областном бюджете предусмотрены расходные обязательства по всем направлениям приоритетного национального проекта. Финансирование целевых программ предусматривает достижение конкретных параметров целевых показателей, что позволит оценивать эффективность расходования вложенных средств. При этом государство пошло на увеличение финансирования как из федерального бюджета, так и с регионального уровня. Это, в общем-то, неплохие деньги, хотя есть трудности, с которыми нам приходится сталкиваться в ходе реализации проекта.
В первую очередь - это вопрос доступности кредитов. Следует отметить, что на сегодняшний день сохраняется проблема залогового обеспечения кредитных ресурсов как для крупных сельхозпредприятий, так и малых форм хозяйствования. Одним из решений данной проблемы могло бы стать земельно-ипотечное кредитование. (В области есть такой пример - заключен кредитный договор с крестьянским (фермерским) хозяйством под залог земли в ОАО "Россельхозбанк").
Но в то же время возникла другая проблема, связанная с оценкой стоимости земельных участков. ОАО "Россельхозбанк" принимает при оформлении залога рыночную стоимость 1 Га, которая на порядок ниже кадастровой стоимости. Причина в одном - отсутствует спрос на участки, нет сложившегося рынка земель сельхозназначения. А когда отсутствует спрос, как определить залоговую цену?
Ограничением распространения залога является отсутствие конкретного объекта залога: заложить можно не землю вообще, а участок, прошедший кадастровый учет. Оформление земельного участка растягивается на длительное время в связи с высокой стоимостью работ по межеванию земельных участков, длительностью процедур постановки их на кадастровый учет и регистрацией прав собственности в территориальных службах Роснедвижимости и Росрегистрации. В связи с этим необходимо принять меры по доработке требований как к документам по постановке на кадастровый учет, так и по упрощению самой процедуры регистрации прав на участки. Необходимо законодательно разрешить возможность залога части участка без его отделения и формирования нового участка. Достаточно при согласии залогодержателя нанести на карте границу закладываемой части и учесть при формировании залоговой цены затраты по ее отделению. Это позволит сократить транзакционные издержки. При этом нам все-таки надо помнить, что земля оформляется в залог не для того, чтобы быть проданной.
Еще одной преградой для нормального залогового обеспечения служит давний срок построек - зданий, сооружений на селе, отсутствие на них разрешительной документации, актов ввода. Наше предложение - рассмотреть (в качестве временной) для предприятий - участников проекта возможность использования при оформлении залога под кредитные ресурсы выписок о стоимости основных средств из бухгалтерского баланса и технического паспорта.
Ограничивает доступность кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования и недостаточно развитая филиальная сеть ОАО "Россельхозбанк". Но эту проблему мы постепенно решаем.
Считаем также необходимым рассмотреть вопрос передачи ряда полномочий с федерального на областной уровень. Например, актуальным является для нас вопрос доведения лимита на возмещение процентных ставок по привлеченным кредитам до субъектов Российской Федерации. Мы предлагаем доводить лимит федерального финансирования одной суммой без обозначения конкретных объектов, предоставив право пообъектного распределения непосредственно региону.
Практика текущего года показала, что по весьма объективным причинам мы вынуждены были в течение первого полугодия раз десять менять реестр предприятий, участвующих в инвестиционных восьмилетних проектах: то предприятию не хватило залога, то условия изменились.
Одной из важных задач, поставленных перед отраслью, является обеспечение стабильности рынков сельскохозяйственной продукции через создание сельскохозяйственных кооперативов. И мы над этим работаем: в области в текущем году создано 12 сельскохозяйственных кооперативов, из них 8 - кредитных и 4 - снабженческо-сбытовых. Но с другой стороны, проведенный мониторинг сложившейся ситуации с реализацией животноводческой продукции на территории региона позволяет сделать вывод, что в тех районах, где переработчики активно работают с сельхозтоваропроизводителями, нет и проблем с ее реализацией. Поэтому ставить задачу создания снабженческо-сбытовых кооперативов в этих районах нецелесообразно - нет такой необходимости.
В тех районах, где нет перерабатывающих предприятий, вопрос по сбыту животноводческой продукции стоит остро. Считаем перерабатывающую отрасль неоправданно забытой, поскольку в национальном проекте прямой поддержки ее развития нет. А ведь отрасль тоже испытывает трудности, и есть проблемы, связанные с техническим перевооружением. Поэтому мы с администрациями муниципальных районов объединяем усилия на создание снабженческо-сбытовых кооперативов, так как многое зависит от активизации работы по реализации проекта на муниципальном, поселковом уровне.
Сельское хозяйство - это важная для экономики области отрасль. И решать стоящие перед отраслью задачи без привлечения в сельскохозяйственное производство молодых грамотных специалистов и высококвалифицированных рабочих довольно сложно. Поэтому большое внимание мы также уделяем закреплению молодых специалистов на селе. На субсидирование части затрат на строительство и приобретение жилья для молодых специалистов в областном бюджете в текущем году предусматривается 62,8 млн рублей. В целях мотивации из областного бюджета выплачивается адресная финансовая помощь выпускникам ВУЗов, выезжающим работать на село, в размере 50 тыс. рублей каждому. В целом, более 600 человек смогут улучшить свои жилищные условия.
В процессе реализации национального проекта и областное звено, и муниципалитеты должны взаимодействовать как единый механизм, поскольку работают на общий результат. Хотелось бы, чтобы общественность и профессиональные сообщества также не оставались в стороне и могли со своей стороны способствовать улучшению ситуации в АПК.


НЕСМЫСЛЕНОВ Александр Павлович

- Исполняющий обязанности Министра сельского хозяйства Саратовской области

http://rus-reform.ru/




Док. 263952
Опублик.: 07.11.06
Число обращений: 1359


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``