В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Г.С. Изотовой `О формировании бюджетов муниципальных образований и межбюджетных отношений в субъектах РФ, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа` Назад
Выступление Г.С. Изотовой `О формировании бюджетов муниципальных образований и межбюджетных отношений в субъектах РФ, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа`
Реализация реформы местного самоуправления зависит, прежде всего, от четкого определения финансовых основ местного самоуправления.

От того, насколько будут сбалансированы бюджеты, зависит исполнение возложенных на органы власти полномочий и в целом социальная стабильность территорий.

В текущем году в отдельных субъектах Северо-Запада начата реализация реформы местного самоуправления.

Справочно: В рамках реализации реформы местного самоуправления в субъектах Северо-Западного федерального округа созданы 1836 муниципальных образования, из них 1174 - имеют собственные бюджеты, остальные 662 - их не имеют и финансируются по сметам доходов и расходов на реализацию вопросов местного значения.

Большинством субъектов приняты региональные нормативные правовые акты, регулирующие межбюджетные отношения.

В 7 из 11 субъектов СЗФО реализованы полномочия в части установления местным бюджетам единых нормативов отчислений от налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты субъектов.

В 8 субъектах Северо-Запада дотации местным бюджетам заменены дифференцированными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов.

В 2006 году доходы субъектов Северо-Запада составят 352,7 млрд.руб., в том числе муниципальных образований - 119,6 млрд.руб. или 34%. При этом, отмечается низкий удельный вес доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете субъекта Псковской области (44%), наиболее высокий в Мурманской области (73%). В остальных субъектах СЗФО данный показатель составляет свыше 49%.

Местные налоги и сборы в доходах муниципальных образований по субъектам СЗФО составляют в среднем 6,5%.
Доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, закрепленные за местными бюджетами по единым и дифференцированным нормативам отчислений, составляют в местных бюджетах субъектов СЗФО в среднем 13,7%.

Расходы местных бюджетов субъектов Северо-Запада в 2006 году приняты в объеме 123,9 млрд.рублей.

При этом в объеме расходов местных бюджетов расходы на выполнение собственных полномочий составляют 71%, на выполнение переданных государственных полномочий 29%.

Несмотря на четкое разграничение расходных полномочий и распределение доходных источников между бюджетами всех уровней объем закрепленных за субъектами и органами местного самоуправления доходных источников недостаточен для выполнения возложенных на них полномочий.

В 2006 году потребность в средствах для выполнения возложенных на субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления расходных полномочий составляет 137,1 млрд.руб., учтено в бюджетах 107,1 млрд.рублей, то есть обеспеченность полномочий составляет 78%.

В связи с недостаточностью финансовых ресурсов местных бюджетов не выполняются или выполняются не в полном объеме отдельные вопросы местного значения, таких как содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями; создание условий для жилищного строительства; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения и т.д.

Обеспечение сбалансированности бюджетов и выполнение установленных законом полномочий возможно при решении следующих проблем:

1. Недостаточность доходных источников, закрепленных Бюджетным кодексом РФ, для реализации полномочий.
Реализация в полном объеме субъектами и органами местного самоуправления расходных полномочий возможна при внесении соответствующих поправок в налоговое и бюджетное законодательство, ориентированных на передачу субъектам дополнительных доходных источников.

2. Проблемы администрирования налогов и собираемости.

Несовершенство установленного законодательством механизма налогового администрирования не позволяет в полном объеме обеспечить сбор, как местных налогов, так и региональных налогов (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и др.).
Значительно ограничивают возможности субъектов и муниципальных образований установленные на федеральном уровне льготы по региональным и местным налогам.

3. Проблемы регулирования межбюджетных отношений.

Ввиду сложившихся различий экономического потенциала муниципальных образований не все субъекты Северо-Запада смогли применить норму, предусмотренную Бюджетным кодексом РФ в части установления единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов.

Предусмотренная на переходный период норма в части замены дотаций дополнительными дифференцированными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов утратит силу с 1 января 2009 года.

Не все передаваемые субъектам Российской Федерации полномочия с федерального уровня обеспечены достаточными финансовыми ресурсами (обеспеченность переданных полномочий составляет 86%).

4. Другие проблемы по обеспечению реформы местного самоуправления.

Проблемами реализации реформы являются отсутствие информационной базы, статистической и налоговой отчетности в разрезе поселений, недостаток квалифицированных финансовых кадров на уровне поселений.

Проблемы по передаче имущества с уровня района на уровень поселения, такие как отсутствие паспортов на объекты недвижимости, технической документации, реальной оценочной стоимости, высокая степень износа.

Усугубляет ситуацию по реализации реформы сложное финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального комплекса.

В целях обеспечения реализации в полном объеме реформы местного самоуправления необходимо:

- для укрепления доходной базы бюджетов субъектов и муниципальных образований Российской Федерации закрепить за консолидированными бюджетами дополнительные нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов;

- совершенствование законодательного регулирования взимания налога на имущество физических лиц в части включения в состав объектов налогообложения объектов незавершенного строительства, закрепления за физическими лицами обязанности по регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в установленные сроки и ответственности за их нарушение;

- внести в статью 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации норму, предоставляющую субъекту Российской Федерации право на долгосрочной основе устанавливать законом субъекта единые нормативы отчислений от отдельных федеральных и/или региональных налогов и сборов, налогов в зависимости от типа муниципального образования.


http://www.szfo.ru/

Док. 264374
Опублик.: 13.11.06
Число обращений: 698


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``