В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Громов, губернатор Московской области рассказал в интервью Кремль.Орг о развитии Подмосковья, а также о проблемах, с которыми сталкиваются власти при их решении. Назад
Борис Громов, губернатор Московской области рассказал в интервью Кремль.Орг о развитии Подмосковья, а также о проблемах, с которыми сталкиваются власти при их решении.

- Московская область вплотную соприкасается с самым богатым субъектом Федерации - городом Москва. Как Вы оцениваете такое соседство: позитивно или негативно? Почему?

- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Позитивная сторона такого соседства - решение проблемы занятости жителей Московской области, причем не только районов и городов, расположенных вблизи столицы, но и отдаленных от нее. Эта возможность реализуется благодаря хорошо развитому транспортному сообщению между Москвой и областью. В настоящее время, по оценке, около одного миллиона жителей нашего региона работают в Москве. При этом размер их средней заработной платы выше, чем в Подмосковье. В целом это положительно отражается на качестве жизни жителей Московской области.

Другая сторона растущей год от года занятости трудовых ресурсов Подмосковья в экономике Москвы - потери областного и местных бюджетов. Эти потери происходят вследствие установленного законодательством порядка зачисления налога на доходы физических лиц по месту работы налогоплательщиков. Размер средств, недополученных по этой причине бюджетом Московской области в 2004 году, оценивается в размере около 9 млрд. рублей.

Существующее положение каким-то образом надо менять, выравнивать. Поэтому наша область инициировала проведение эксперимента по изменению существующей практики и зачислению налога на доходы по месту жительства налогоплательщиков. Дополнительные финансовые средства, которые предполагается получить в результате эксперимента, будут направлены на развитие социальной сферы муниципальных образований Московской области и создание благоприятных условий для проживания граждан.

К факторам, позитивно влияющим на экономику и социальную сферу области, в частности, можно отнести и тот факт, что Москва является крупнейшим в Российской Федерации транспортным узлом. Благодаря своему географическому расположению, обусловленному близостью к столице, Подмосковье также обладает развитой транспортной инфраструктурой.

В настоящее время на его территории функционирует развитая транспортная система. Она состоит из 11 главных железнодорожных направлений, 13 федеральных автомагистралей, 3 международных и 5 аэропортов местного значения; 2 речных портов и более 200 терминальных комплексов.

Через Московскую область проходят такие международные транспортные коридоры, как Берлин - Минск - Москва - Нижний Новгород и Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Новороссийск - Астрахань. Только за 2004 год транспортными организациями различных форм собственности, осуществляющими свою деятельность на территории области, перевезено свыше одного миллиарда пассажиров.

В 2004 году прямое автобусное сообщение с Москвой имел 71 город Московской области. Перевозки из области в столицу замыкались на 32 станциях метро по 350 маршрутам.

Аэропортами "Шереметьево" и "Домодедово", расположенными на территории Подмосковья, в минувшем году было перевезено 25,5 млн. человек.

Москва - научный и культурный центр Российской Федерации. Граждане, проживающие в Московской области, благодаря территориальной близости к столице, имеют возможность обучения в столичных вузах, посещения московских театров, концертных залов и т.д.

К числу факторов негативного характера, безусловно, относится неудовлетворительная экологическая обстановка в области, рост загрязнения окружающей среды. Это происходит вследствие вывоза мусора и бытовых отходов, а также вывода промышленных предприятий Москвы за пределы МКАД.

- Насколько разнится уровень жизни, экономики по внутреннюю и внешнюю сторону Московской кольцевой автодороги?

- Основные показатели уровня жизни, экономики Москвы и Московской области в целом сопоставимы. Так, по величине среднемесячной заработной платы наш регион стабильно занимает второе место после Москвы в Центральном Федеральном округе (ЦФО).

В 2004 году, как и в предыдущие годы, сохранялся определенный разрыв между Москвой и Московской областью по величине среднемесячной заработной платы. Это обусловлено внутриотраслевыми структурными различиями и в стоимости жизни двух регионов.

В 2004 году среднемесячная начисленная заработная плата работника в Москве составила 10637,6 рублей, в Московской области - 7580,3 рубля. Разница в заработке москвича и жителя Подмосковья остается значительной - 40%, но в последние годы она имеет отчетливо выраженную тенденцию к сокращению.

К примеру, средняя заработная плата в 2004 году в Московской области выросла на 27,8% по сравнению с 2003 годом, а по Москве - на 21,4%.

В указанный период в культуре и искусстве темпы роста заработной платы в области достигли 145,3% (в Москве - 111,2%), в народном образовании - 139,9% (в Москве - 129,0%). При этом реальная заработная плата в Подмосковье увеличилась на 15,5%, а в Москве - на 10,2%.

Немаловажно отметить, что в 2004 году в таких отраслях, как информационно-вычислительное обслуживание и непроизводственные виды бытового обслуживания, у подмосковных работников по сравнению с москвичами уровень среднемесячной заработной платы был выше.

Значительный рост показателей, характеризующих уровень жизни жителей Подмосковья, определяется мерами, принимаемыми областным Правительством по повышению заработной платы как в бюджетной, так и во внебюджетной сферах. В области установлены доплаты к заработной плате работников госучреждений, которые увеличивают заработок работников культуры на 195%, физической культуры и спорта - на 175%, образования - на 100%.

Экономика Московской области в последние годы развивается высокими темпами. А по основным показателям (темпам роста валового регионального продукта, инвестициям в основной капитал, иностранным инвестициям, промышленной продукции, товарообороту) они превышают среднероссийские и Москвы.

Удалось увеличить темпы роста валового регионального продукта, важнейшего показателя развития региона. За 2003 год он составил 112,4%, что в 1,7 раза выше средних российских показателей. Учитывая отсутствие в области сырьевых источников, мощных финансовых центров, сложившуюся структуру экономики с высокой до лей федеральной собственности, ориентированной преимущественно на решение российских задач, это достаточно высокий показатель как по меркам страны, так и по международным критериям.

В 2004 году промышленность Московской области росла опережающими темпами по сравнению с Российской Федерацией и городом Москвой.

По объему промышленного производства Подмосковье занимало 4 место в Российской Федерации, а по темпам роста производства продукции - 1 в ЦФО.

Особенно высокими темпами в области велось жилищное строительство. По объемам ввода жилья в 2004 году подмосковный регион впервые вышел на 1 место в Российской Федерации.

На протяжении последних лет по объему инвестиций в основной капитал, а с 2004 года и по иностранным инвестициям Московская область прочно входит в пятерку лидеров среди регионов России.

По обороту розничной торговли в прошлом году Московская область занимала 2 место в России, а по темпам роста - 1 место.

- Московская область - это "сельхозугодья" Москвы или у нее свой путь развития?

- Московская область, занимая уникальное географическое и геополитическое положение, располагает многоотраслевым промышленным, научно-техническим и сельскохозяйственным потенциалом. Она богата территориальными, рекреационными и трудовыми ресурсами. Это стабильно развивающийся регион.

Согласно оценке Минэкономразвития России, по уровню социально-экономического развития область отнесена к регионам с уровнем развития "выше среднего" - самой высокой интегральной оценке. По многим показателям - таким, как поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, обороту розничной торговли, объему платных услуг населению, вводу жилых домов область находится в числе лидеров среди субъектов России и ЦФО.

В Российской Федерации консолидированный бюджет Подмосковья по итогам 2004 года сохранил лидирующие позиции по объему доходов и занял 3-е место после Москвы и Ханты-Мансийского автономного округа, в Центральном Федеральном округе объем бюджета занимал 2-е место после Москвы.

Лидирующие позиции области в финансовой сфере обеспечены позитивной динамикой ее важнейших макроэкономических показателей. При этом темпы развития по основным параметрам значительно выше среднероссийских.

В этих условиях говорить о Московской области как "сельхозугодиях" Москвы некорректно. У Московской области, разумеется, есть свой путь развития. Разработан системный подход по обеспечению высоких устойчивых темпов роста, который основан на стратегическом выборе целей, реализации перспективных системообразующих целевых программ, создании благоприятного инвестиционного климата, применении экономических механизмов стимулирования развития.

В области, согласно параметрам прогноза на среднесрочную перспективу, ожидается позитивная динамика роста основных показателей социально-экономического развития.

В ближайшие два года (2006-2007 годы) прирост валового регионального продукта составит 10-11% ежегодно.

Прогноз развития промышленности - ведущей отрасли экономики области, предусматривает увеличение общего объема промышленного производства не менее чем на 13-14% в год.

При этом в промышленности Московской области с каждым годом все более мощный импульс развития получает инновационная политика.

На территории Подмосковья расположен целый ряд наукоградов Российской Федерации - города Дубна, Королев, Реутов и Фрязино, которые являются центрами инновационной активности.

Особое значение придается формированию и реализации блока системообразующих инновационных проектов. Среди них: создание Российского центра программирования в Дубне; Российского научно-производственного комплекса по выпуску наукоемкой биотехнологической продукции в Пущино; Информационно-аналитического центра мониторинга территории Московской области в Реутове; Московского областного сегмента Всероссийской объединенной электронной биржи интеллектуальной собственности.

В то же время Подмосковье - один из ведущих регионов в производстве сельскохозяйственной продукции Российской Федерации. По этому показателю область занимает первое место в ЦФО. Так, объем продукции сельского хозяйства за 2004 год в действовавших ценах составил 37,6 миллиарда рублей.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим сельским хозяйством и агропромышленным комплексом, является обеспечение населения столичного региона гарантированным минимумом продуктов питания.

В 2004 году эта задача была полностью выполнена. Сельскохозяйственные товаропроизводители Московской области в полном объёме выполнили договорные обязательства, в том числе и по поставкам картофеля, овощей, продукции животноводства и птицеводства потребителям столичного региона.

- Какие программы развития Московской области Вы считаете приоритетными и почему? Насколько планы развития области согласовываются с планами развития Москвы?

- Значительное место в реализации экономической и социальной политики областного правительства занимают целевые программы, направленные на подъем промышленности, развитие инфраструктуры и социальной сферы.

На основе Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы и областных целевых программ разрабатывается и принимается Закон "О комплексной программе социально-экономического развития Московской области" на очередной финансовый год.

Целевые программы, включенные в Комплексную программу социально-экономического развития Московской области, отражают основные цели и задачи Концепции и носят социально-ориентированный характер. Так, в 2004 году на реализацию мероприятий 30 областных программ из областного бюджета были выделены ассигнования в размере 11,5 млрд. рублей. Среди них программы: "Газификация Московской области на 2001-2004 годы"; "Транспортное обслуживание населения Московской области Государственным унитарным предприятием Московской области "Мострансавто" в 2001-2005 годах"; "Молодежь Подмосковья" на 2001-2005 годы"; "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы"; "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы"; "Содействие занятости населения Московской области на 2002-2005 годы" и другие.

Социальная политика, осуществляемая в области, направлена на решение проблем малообеспеченных слоев населения, повышение уровня жизни этих категорий населения.

В целях развития рынка доступного жилья утверждена программа "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Московской области в 2005-2010 годах". Достижение поставленной цели обеспечивается посредством выдачи ипотечных кредитов (займов) не менее чем для 29 тыс. семей (30% семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий). Ожидаемые результаты от реализации Программы: в жилищную сферу поступит 33 миллиарда совокупных инвестиций, будет приобретено жилья порядка одного миллиона 714 тысяч квадратных метров, включая первичный и вторичный рынок.

Программа "Развитие потребительского рынка и услуг на территории Московской области на период до 2008 года" предусматривает повышение качества жизни в регионе. Этому должно способствовать создание единой системы обеспечения населения качественными товарами и услугами по доступным ценам. Основной задачей Программы является стимулирование притока иностранных и российских частных инвестиций (по расчетам- 25,5 млрд. рублей). Кроме того, мы ставим цель привести технологии торговли и обслуживания населения в соответствие с европейским стандартом.

Отмечу, что планы развития Москвы и Подмосковья согласовываются и выполняются с учетом интересов этих двух субъектов России.

Для повышения эффективности взаимодействия и координации работы по вопросам перспективного комплексного и сбалансированного социально-экономического развития Московского региона действует объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области.

http://www.bgromov.ru/

Док. 265413
Опублик.: 21.11.06
Число обращений: 702

  • Громов Борис Всеволодович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``