В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Калашников: Россия на пороге новой плановой экономики Назад
Максим Калашников: Россия на пороге новой плановой экономики
Сама жизнь заставляет РФ рвать с неолиберальными принципами и спасаться от надвигающегося краха. Слишком большой оказалась цена господства в 1990-е годы российских неолибералов с криминальными наклонностями. Слишком изношенной - инфрастрктура РФ. Проблемы и угрозы обступают страну со всех сторон. Поэтому государство просто вынуждено будет инвестировать свои средства в экономику на плановой основе.

Вопрос лишь в том, насколько удачным получится такая "неоплановая экономика".

Грозящая катастрофа

За 2006 год выяснилось, что положение страны - аховое. Что из строя грозят выйти важнейшие элементы системы жизнеобеспечения и функциоирования городской цивилизации как таковой.

Сначала речь зашла об электроэнергетике, где выработка киловатт-часов в 2008 году грозит сравняться с потреблением. И вот теперь государство вынуждено забыть о планах либеральной реформы РАО "Единая энергосистема" и о надеждах на частных инвесторов, обязуясь вложить в отрасль 78 миллиардов долларов.

Но теперь уже и железные дороги (акционерное общество "Российские железные дороги") бьет тревогу: не хватает подвижного состава. Как недавно признал глава "РЖД" Владимир Якунин, инвентарный парк пассажирских вагонов составил на 1 января 2006 года 25 тысяч 600 единиц. При сроке службы в четверть века средний возраст вагонов в РФ - более 18 лет, процент износа парка достиг более 74 процентов. В течение 2006-2007 годах РЖД потребуется списать почти 10% всего парка. Чтобы не парализовать перевозки в стране, необходимо ежегодно до 2010 года закупать более тысячи секций локомотивов, около 30 тыс. грузовых и 1200 пассажирских вагонов. При этом инвестиционные возможности компании позволяют приобретать только половину (!) требуемого подвижного состава, причем годовые закупки пассажирских вагонов в количестве 1200 единиц позволят сохранить парк только в нынешнем объеме. А если экономика продолжит свой рост? Он просто захлебнется из-за транспортного кризиса.

Проблемы отраслей не только нарастают - они теперь еще и накладываются одна на другую, усиливая кризисные явления. Так, инвестиционные планы "Единой энергосистемы" и нацпроект "Доступное жилье" оказались под серьезным ударом из-за того, что "Евроцемент Груп", монополист цементной отрасли в РФ, за этот год взвинтила цены на 60 процентов. И у нее тоже есть оправдание: заводы нуждаются в срочной реконструкции. Нужно наращивать объемы производства.

Уже очевидно, что Росфедерации необходимы особые программы, касающиеся атомной отрасли и газовой промышленности. В особую сатью выделяется энергосбережение в национальном масштабе: без него РФ рискует остаться без дополнительтных объемов газа и нефти на экспорт - не говоря о громадных затратах на строительство новых мощностей в электроэнергетике. А там уже подступают проблемы невероятно запущенного жилищно-коммунального хозяйства и ветхого жилья. Достаточно сказать, что в 1999 г. в РФ было 90 миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья. До 2010 года эта цифра возрастет еще на четверть миллиарда квадратных метров. А через двадцать лет придется сносить до одной пятой всей городской застройки! Если сегодня страна не выйдет на ежегодный ввод в строй 80 миллионов квадратных метров жилья, то скоро превратится в край трущоб. В подобие американского Гарлема или Южного Бронкса. А нарастить объемы строительства - очень сложная задача. Как свидетельствует бывший глава Госстроя СССР Юрий Баталин, в советской РСФСР (нынешней Росфедерации) строилось около 75 миллионов метров квартир в год. А нынче имеющиеся мощности позволяют строить не более 65 миллионов квадратных метров.

Приплюсуем сюда проблемы изношенной гражданской авиации, устаревания вооружения в армии и на флоте. Добавляется необходимость вкладывать значительные деньги в преодоление отставания РФ от остального мира в области нанотехнологий, в космонавтику.

Список остается открытым. Судьба страны повисает на волоске. Тут хочешь-не хочешь, а придется вводить плановую экономику.

Вопрос воплощения

Но главная проблема заключается в другом: в кадрах для выполнения планов развития страны. За время, прошедшее с момента гибели Советского Союза, страна утртила корпус управленцев, обладающих опытом масштабных плановых проектов. С конца 1980-х годов государственный аппарат пополнялся во многом случайными людьми, отбираемым не по профессиональным качествам государственных менеджеров, а по принципу личной преданности вышестоящим и умению присваивать государственное имущество и бюджетные деньги. Исполнительная дисциплина и эффективность госаппарата постсоветской РФ крайне низки, что дает повод некоторым аналитикам говорить о необходимости масштабных чисток бюрократической системы страны. Более того, сам президент Владимир Путин стал в большой степени заложником неэффективной, пораженной коррупцией государственной машины.

Доселе россиянские чиновники пребывали в уверенности, что все их дело - дать деньги. И все само собой устроится. И от них не потребуется никаких усилий. Теперь же одними бабками не обойтись. Нужно заниматься серьезной организационно-технической работой. Но...

Даже немногие выбранные властью национальные проекты сейчас натыкаются на пороки чиновничьей системы. Всем памятно то, как весной 2006 года вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев, наазначенный президентом курировать национальные проекты, жаловался публично на плохое качество государственного и недееспособность аппарата чиновников РФ. (А Медведев считается одним из возможных преемников В.Путина). Минуло почти полгода - и вот 26 октября 2006-го глава российского правительства Михаил Фрадков после встречи с президентом назвал свой кабинет министров беспомощным, безответственным и недисциплинированным.

Сегодня очевидно: у российской центральной власти нет кадрового резерва. Почти полтора десятка лет никто не заботился отбором, подготовкой и выдвижением на руководящие посты людей, способных проводить в жизнь адекватную государственную политику. И теперь судьба огромных государственных средств определяется зачастую случайными людьми, выдвинувшимися в обстановке тотального хаоса и коррупции 90-х годов.

За примерами далеко ходить не надо. Распоряжаться вложениями 78 миллиардов долларов инвестиций государства в РАО "Единая энергосистема" назначен Михаил Абызов, молодой человек 1972 года рождения. Его делают главой инвестиционной комиссии энергохолдинга, хотя он уже год, как в нем не работает. (До того Абызов был заместителем председаеля правления компании А.Чубайса и курировал сбыт энергии, вопросы приобретения топлива и подготовки энергетике к зимнему периоду).

Некоторые аналитики даже назвали М.Абызова олним из самых опытных членов команды Чубайса. Но опытным в чем? Ведь ему предстоит организовать масштабное строительство новых электростанций, сравнимое по масштабу с советскими временами. Но у М.Абызова, коему в момент гибели СССР было 19 лет, такого опыта просто нет. (Со времен СССР купных энергосроек просто не велось). Само его назначение заместителем главы крупнейшей в мире электроэнергетической компани в 1998-м стало шоком для многих.

На чем же выдвинулся г-н Абызов?

Формально он закончил 1993 году механико-математический факультет Московского государственного университета по специальности "математик-программист". Однако, как сообщили в деканате мехмата его отчислили еще со второго курса в 1991-м из-за академической неуспеваемости. Ибо в то время он уже работал енеральным директором торговой фирмы "Интер Шопс", а в 91-м - коммерческим директором товарищества с ограниченной ответственностью "ЭМИКА".

Затем Абызов взялся за электроэнергетику. Стал во главе фирмы-посредника "ОРТЭК". В 1996-1998 годах администрация Новосибирской области без всяких тендеров заключила с фирмами "ОРТЭК" и "Агропромконтракт" пакет договоров о поставках удобрений, сельхозтехники и горюче-смазочных материалов по ценам, завышенным на 60-80%. Под залог поставок фирме "ОРТЭК" незаконно передали 20% госпакета акций АО "Новосибирскэнерго" - их рыночная стоимость оценивалась тогда в 40 млн. долларов, которые так и остались у нее. После чего гендиректор "ОРТЭК" Абызов 1998 году оказался в кресле заместителя председателя совета директоров новосибирской энергокомпании. Это дело до сих пор толком не расследовано.

Став в 1998-м заместителем Анатолия Чубайса в правлении уже национальной "Единой энергосистемы". И тут его деятельность вызывает много вопросов. Например, операции с вексельными схемами расчетов между "Красноярскэнерго" и частной фирмой "НОРЭМ". И были сии расчеты так непонятны, что против руководства "Красноярскэнерго" в 1999-м возбудили уголовное дело. Впрочем, деятельность Абызова на посту дирижера финансовыми потоками РАО "ЕЭС" - отдельная песня.

И вот этот молодой человек назначается командовать де-факто национальным проектом по спасению электрооэнергетики и строительству новых силовым станций. Помилуйте: он, несомненно, опытен - но его опыт своеобразен и не имеет никакого отношения к организации крупного строительства сложнейших объектов - электростанций! А ему вверяют судьбу важнейшей для выживания РФ программы...

Нанотехнологии как лакмусовая бумажка российской разрухи

Другой интересный случай произошел весной-летом 2006 года. Когда готовилось послание президента РФ парламенту страны, на имя В.Путина аппарат Совета безопасности подготовил записку о кртическом положении в области нанотехнологий. О том, что страна должна срочно нагонять США и Западную Европу. В итоге президент распорядился ассигновать на соответствующую программу 28 миллиардов рублей (1,1 млрд. долларов). Но тут же эти деньги подмял под себя ядерный институт имени Курчатова, имеющий к нанотехнологиям весьма отдаленное отношение. Неведомым образом от оказался координаторов по сути нового национального нанотех-проекта. А когда некоторые институты, занимавшиеся нанотехнологиями с 1980-х годов, попробовали выяснить, нельзя поучаствовать в программе, то им сказали, что деньги уже распределены. Но кем и как? В ходе каких обсуждений и экспертных оценок? Под какие направления в исследованиях и проекты? Неизвестно.

По словам нашего источника, работавшего научным аналитиком российских спецслужб, на конец 2003 г. наблюдалась такая картина: получая сведения о том, что делают американцы в области нанотеха, наши хватались за голову. США в данном случае ведут работы с использований 456 тем и научных направлений, из коих в Эрэфии худо-бедно есть 56. Остальные либо погибли в 90-е годы (ученые разбежались, финансирования не было), либо просто не возникли. Нужны исследования в области микродинамики газовых сред, скажемп - а их нет. Исследования в области физики твердого тела еле теплятся...

Отсюда вывод: если власть просто даст деньги "под нанотех", то они элементарно пропадут. Нужны громадные организационные усилия, чтобы поднять науку и наладить настоящие проекты в это области. Сравнимые с усилиями Берии в ядерном проекте СССР. Но справятся ли с таким делом россиянские чиновники? Сомнительно. А ведь проиграть нанотех-гонку для нас - это все равно, что остаться с кремневыми ружьями против реактивных истребителей и пулеметов. Причем и в военной, и в гражданской сферах.

"Булавой" по "Синеве"

Еще один пример - из военно-промышленной сферы. Сегодня флоту нужны баллистические ракеты для субмарин. Испокон веку их делал ГРЦ имени Макеева, что в челябинском Миассе. Там разрабатывалась отличная машина типа "Синева".

Но уже после Ельцина денежки решил перехватить Московский институт теплотехники (мастер по части твердотопливных наземных ракет). Ему и отдали разработку новой "птиччки" - "Булавы". В Миассе от нехватки денег стали разбегаться специалисты. А "Булава" вышла корявой, на испытаниях она летает не туда. Понимая, что москвичи провалятся, в ГРЦ стали делать "Синеву" в новом варианте, под габариты "Булавы". За свой счет. Но нет! Московские чиновники обо всем прознали и заставили работу прекратить.

В итоге флот может остаться без БРПЛ, а единственный в РФ центр по созданию морских "баллист" - погибнуть.

Заложники коррупционной экономики

Говорим начистоту: сегодня развитие РФ невозможно. Оно заблокировано. Чем? Коррупционным, грабительским характером ее экономики. Когда практически вся элита живет "распилом" госудаственных денег и ничего не хочет делать. Когда правящая верхушка "сидит на трубе" - и ей больше ничего не нужно.

Вот пример: мои друзья разработали системиу для обработки топлива кавитационными и ультразвуковыми методами. Пришли к директору тепловой электростанции, жгущей 14 составов угля в сутки (в виде пыли - его размалывают). Сказали: "Мы при небольших затратах сделаем так, что у вас будет выходить тольуо 8 составов в день". На это директор ответил: я, мол, получил от РАО "ЕЭС" право самостоятельно подписывать договоры с угольщиками. И мне каждый день приносят конверт - по доллару с каждой закупленной тонны угля. Я получаю по тысяче долларов в день - и на фиг мне ваша установка? К тому же, мол, буду экономить - мне государство тарифы срежет, станция меньше получит.

Вот вам красноречивый пример: как встречают столь необходимые для развития, прорывные технологии в стране с криминально-чиновничьим рынком и совершенно неадекватным, недееспособным госаппаратом. Думаете, другие технологии не натыкаются на что-то подобное? То же самое - с технологиями быстрого строительства, когда цена квадратного метра снижается в несколько раз. Разве это нужно могущественным строительным воротилам и местным чиновникам?

Иллюстрация с этими конкретными случаями показывает, насколько велик кадровый голод у нынешней центральной власти РФ. И заложником каких кадров становится сам президент страны.

И потому переход к масштабным планам выживания и развития РФ требует как минимум еще одного проекта - "Национальные управленческие кадры". И решительной чистки нынешнего госаппарата.

Как бы то ни было, Россия сегодня вынуждена переходить к нелибеальной плановой экономике больших национальных проектов. Но для того, чтобы дело не завершилось оглушительным провалом (и распадом страны), русским придется совершить антикоррупционную революцию. А по сути - строить новый аппарат государственной власти.

Вне всякого сомнения, сама власть с этим не справится. И потому необходима попытка снизу - попытка стягивания в сообщество развития всех творческих и компетентных людей, могущих стать кадровым резервом для новой государственности. (Такая попытка предпринимается, но это - тема отдельной статьи). Есть мнение, что Путин просто не знает, где взять толковых управленцев. Не занимался он кадровой политикой. А ставка на подбор бывших работников спецслужб и питерской мэрии оказалась битой.

Теперь нужно собрать кадровую когорту, чтобы предъявить власти свои требования. Эта работа пригодится при любом раскладе. Ибо, увы, и оппозиция пока не может похвастать кадровым резервом. Обычно за требованиями расстрелять реформаторов (как вариант - изгнать всех евреев и нерусских из госаппарата) больше ничего не стоит. Нет никаких трезвых, пошаговых программ. Пора менять положение!

Калашников Максим 2006.11.23
http://forum.msk.ru/

Док. 265795
Опублик.: 24.11.06
Число обращений: 788

  • Кучеренко Владимир Александрович (Максим Калашников)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``