В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Томчин: Нужны механизмы реализации нацпроектов, а не раздачи денег Кудрина Назад
Григорий Томчин: Нужны механизмы реализации нацпроектов, а не раздачи денег Кудрина
Из выступления Григоря Томчина, президента Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей), члена комиссии Общественной палаты РФ по вопросам конкурентоспособности, экономического развития и предпринимательства на круглом столе "Год национальных проектов: кто и что тормозит нацпроекты в регионах России?", 5 сентября 2006 г.:



В январе 1917 года царь Николай II утвердил проект строительства метро в Санкт-Петербурге. Авторы проекта написали, что на первую очередь необходимо восемь лет, из которых четыре года уйдет на согласование. А у нас и журналистское сообщество, и чиновничье сообщество привыкло, что если сегодня утвержден национальный проект, то завтра надо побежать и спросить, как он реализуется, прямо на следующий день. И если ответа нет, то значит, все плохо.

Если национальные проекты мы успешно завершаем выборами 2006 года, тогда все в порядке, они завершены. Но выборов в 2006 году нет, да и идея национальных проектов долговременна. А вот второй части - механизмов и проектной части, нет. Почему не могут произнести слово "проект"? Потому что проект - это проектирование, а не просто раздача лишних денег. И вот вторая часть у нас начинает хромать, причем хромать она начинает из Центра, а не из регионов. Недавно был семинар в Екатеринбурге, там были представители городов Сибири, которые решили писать программы целевого развития городов. И они ставили вопрос, как приспособить программу развития города, которая у них сложилась, к национальным проектам, как это совместить. Дальше выясняется, что та часть национального проекта, которую они знают - это взять деньги из бюджета. Тогда вызывают "экспертов Советского Союза", они это решают гораздо проще, чем рыночные эксперты, как выторговать деньги из бюджета, они это умеют лучше. Но второй части не существует.

Возьмем, к примеру, национальный проект "Образование". Да, очень хорошо набросать в школу компьютеры, изменить ставки, бросить по миллиону рублей лучшей школе или худшей школе, кто как умеет, я-то считал бы, что надо худшей бросать, а не лучшей. Все давно знают, уже с 95-го года понятно, что в условиях рынка необходимо в нашей стране пускать деньги в школу напрямую через ученика, когда учитывается приход ученика именно в эту школу, налажен контроль со стороны родителей ученика, на что тратятся деньги, из всего выводится определенная формула, и тогда вся страна будет знать, сколько средств расходуется на одного ученика в год, с учетом изменяющихся тарифов на электроэнергию, на все что угодно. С этим все согласились. И дальше начинаются в течение четырех лет бесконечные обсуждения и согласования.

Если мы и дальше будем четыре года ждать, пока будет согласовываться простой финансовый путь, чтобы в школе не было грязно, то нужно исключить РОНО из распределения денег и пустить деньги директору лично за каждого ученика по формуле, утвержденной бюджетом Государственной Думы. Что касается проекта "Здравоохранение": все прекрасно знают, что сколько не бросай томографов и не дели врачей на специалистов и неспециалистов, пока нет страхового пакета, никакого здравоохранения у нас в стране не будет, не сможет государство всех лечить, нигде в мире никаких нефтяных денег на это не хватит. Теперь по программе "Жилье", здесь национальные проекты реализуются уже в каком-то виде. У нас реализуется, уже ставший национальным, проект Москвы, который можно назвать национальным проектом удорожания жилья. Для незнающих могу сказать: чтобы в Москве построить жилье, необходимо 20% этого жилья, в лучшем случае, отдать городу. Если мы говорим о земле, то мы удорожаем землю намеренно, даже на будущее есть проект о том, что в Москве земля будет стоить 20% кадастра, а всюду 2,5% кадастра, это 18% удорожания жилья сразу.

Если вы вывозите из центра завод, то за то, что вы его вывезли и построили на его месте жилье, должны будете доплатить еще 80%. Если на каждого, кто покупает жилье или входит в ипотеку, наложить этот проект удорожания, то Чубайсы и Миллеры здесь просто дети со своим удорожанием, их просто не видно в замочную скважину. Вот поэтому я считаю, что сегодня главная часть - создать вместе с экспертами механизмы реализации именно целей национальных проектов, а не механизмы раздачи денег Кудрина. Механизмы раздачи денег Кудрина созданы, мы это умеем делать, это все у нас сегодня существует. И не нужно делать таких национальных проектов, как национальный алкогольный проект, который на сегодняшний день одним росчерком уничтожает всю сельскую торговлю малых городов, не алкоголем, а всеми продуктами.


Григорий Томчин, Член Общественной палаты, Президент ФПЗИ
8 сентября 2006
"Кремль.ORG".

Док. 268992
Перв. публик.: 08.08.06
Последн. ред.: 19.12.06
Число обращений: 1088

  • Томчин Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``