В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Федоров: ДЕФИЦИТ КАДРОВ -- ЭТО МИФ Назад
Валерий Федоров: ДЕФИЦИТ КАДРОВ -- ЭТО МИФ
Досье "ВТ". Федоров Валерий Петрович, русский, родился в Вышнем Волочке в 1960 году. Закончил Ленинградский государственный университет. Гвардии старший лейтенант запаса, командир взвода наземной артиллерии, доктор экономических наук. Работал в ТвГУ на кафедре экономической теории, проректором университета, заместителем главы администрации Тверской области, председателем областного комитета по управлению имуществом, являлся депутатом Законодательного Собрания Тверской области, председателем контрольно-счетной палаты области, руководителем Тверского отделения МАП РФ, директором дирекции по связям с общественностью ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат". Сегодня -- первый заместитель главы администрации города Липецка. Хобби -- история, любимая тема -- Византийская империя. Женат, имеет двоих дочерей -- Марию и Ксению. В силу ряда обстоятельств был вынужден Тверь покинуть. В тверском политическом и научном мире имеет безупречную репутацию.

-- Валерий Петрович, как вы оказались в Липецке, чем там занимаетесь?

-- Как вы, вероятно, помните, в конце 90-х я работал председателем контрольно-счетной палаты Тверской области. Это был второй срок администрации губернатора Платова. Не знаю кто как, а я жил с ощущением безвременья. Несколько лет критики платовского режима -- и публицистической, и в рамках контрольной работы КСП -- практически закрыли для меня возможность служебного роста в Тверской области. Как говорится, нет пророка в своем отечестве. А хотелось не созерцательной, контрольной работы, а практической деятельности. И тут поступило интересное предложение от В.С. Лисина поработать на Новолипецком металлургическом комбинате. Я это предложение принял. Круг моих обязанностей в качестве заместителя директора комбината наиболее точно описывается понятием GR -- взаимоотношения с органами власти". В это же время (в сентябре 2002 года) я защитил в Петербурге докторскую диссертацию по экономике. Одним из проектов, в котором я участвовал, были выборы главы администрации города Липецка в 2002 году. Мы выиграли. И я стал первым заместителем главы.

-- Что входит в круг ваших должностных обязанностей в администрации Липецка сегодня?

-- Совсем недавно в Липецке состоялись очередные выборы. Глава города Михаил Гулевский был переизбран на своем посту, получив поддержку 70% избирателей. Я продолжаю работать в качестве первого заместителя главы города. В структуре администрации мои функции состоят в координации деятельности всех департаментов. Если проводить армейскую аналогию, то это близко к функции начальника штаба. Так что все городские проблемы мне знакомы.

-- Давайте об этом и поговорим. В смысле, сравним Липецк и Тверь. Что общего и в чем разница между этими областными центрами?

-- Типовая советская застройка сильно стандартизировала российские города, но все-таки сохранились и различия. Начнем с того, что Тверь -- это древний русский город, центр которого спроектирован в архитектурных традициях Екатерининских времен. Липецк был районным центром до 1954 года, и лишь полвека развивается и застраивается как областная столица. Экономика Липецка, по сути, монокультурна. В городе доминирует черная металлургия, и прежде всего лучшая металлургическая компания страны -- НЛМК. Тверская экономика более разнопланова. В Липецке налоговые выплаты комбината предопределили и самое принципиальное различие между городами -- бюджетный потенциал. Выйдя в 2004 году на уровень расходов городского бюджета в 5,5 миллиарда рублей, мы уже четвертый год удерживаемся на этом уровне. Насколько мне известно, бюджет Твери только в 2007 году достигнет уровня 4 миллиардов рублей. Бурное развитие Липецка последних лет замешано на этих финансовых дрожжах. Возможности Твери выглядят значительно скромнее.

-- Сегодня все говорят о реализации нацпроектов. Один из ключевых -- жилье. С какими трудностями сталкиваетесь, какие достижения имеете? Что позволило Липецку увеличить строительные объемы за год почти в два раза? Ваше отношение в целом к нацпроектам как экономиста, что думаете о перспективах их реализации?
-- В текущем году мы собираемся сдать 300 тысяч квадратных метров жилья. До нас в городе строили около 100 тысяч квадратных метров. Секрет нашего роста прост: значительные бюджетные вложения в коммунальную инфраструктуру города. Как в модернизацию действующих объектов, так и в подготовку новых площадок под жилищное строительство. Сегодня мы подготовили площадки еще под 2 миллиона квадратных метров жилья. Это не только новые микрорайоны, но и реконструкция районов старой застройки. В целом нацпроект "Доступное жилье" представляется весьма своевременным. Но думаю, что для его отладки во всероссийском масштабе потребуется время: необходимо устранить структурные перекосы. Они произошли как в самом строительстве, так и в промышленности строительных материалов. И конечно, в сфере финансового обеспечения муниципалитетов. Повторюсь: рецепт предельно прост -- следует вкладывать достаточные деньги в коммунальную энергетику и сетевое хозяйство. Через год-два обязательно будет рост жилищного строительства.

-- Липецк победил в конкурсе на самый благоустроенный город РФ. Каким образом этого удалось достичь? Где нашлись деньги и где их в этом деле следует областным центрам искать? Не обременяете ли малый бизнес? Как вообще в Липецке складываются взаимоотношения власти и малого бизнеса?

-- В 2005 году федеральное правительство признало Липецк самым благоустроенным городом России. Это решение стало своеобразной итоговой оценкой работы нашей администрации. Победить было невероятно сложно. Здесь наряду с реальными объективными результатами требуется проявить и незаурядные лоббистские способности. Но главное, конечно, реальные успехи городского хозяйства. Назову основные наши достижения. Трехкратный рост масштабов жилищного строительства. Полный капитальный ремонт всех основных транспортных магистралей города. Строительство новых школ, детских садов и лечебных учреждений. Капитальный ремонт жилья и благоустройство дворовых территорий. Замена 50% подвижного состава муниципального транспорта. Строительство набережной и реконструкция всех городских парков. Ну и на "десерт" -- прекрасный цветомузыкальный фонтан. Такой же, как в Барселоне.

-- Точно, как в Барселоне?

-- Можете посмотреть и сравнить (улыбается. -- В.Б.). Ну, может быть, чуть меньше. Деньги на развитие городского хозяйства имеют один принципиальный источник -- карман налогоплательщика. Работают предприятия -- есть средства в бюджете. И соответственно, наоборот. Если проблему детализировать, то важнейшее значение приобретают так называемые межбюджетные отношения. То есть принципы, на которых делятся деньги между областным бюджетом и муниципальными и между самими муниципалитетами. Здесь накоплено много проблем. По-крупному, губернские столицы пока остаются Золушками при дележе бюджетного пирога. Та степень произвола, которая сохраняется при дележке, препятствует, в свою очередь, масштабной оптимизации бюджетной сети. Сеть бюджетных учреждений остается "заповедником" социализма. Здесь, кстати, и зарыт еще один значительный источник средств на развитие городского хозяйства.
Малый бизнес потихоньку (по крайней мере, в Липецке) увеличивает свое участие в формировании городского бюджета. Но это требует постоянной и кропотливой работы городской администрации. Причем как в режиме кнута, так и пряника. Надо бороться с "серыми" зарплатами, надо отстраивать специальные налоговые режимы -- "упрощенку" и "вмененку". Но надо иметь и разумную, значительную по объемам финансирования программу поддержки малого бизнеса. В этом случае работа городских властей обязательно принесет свои плоды.

-- Еще одна больная российская тема -- "коммуналка". Следует ли, на ваш взгляд, допускать в эту службу частника, как произошло в Твери с ТКС и "Водоканалом"? Или коммуналку пока следует оставить в муниципальной собственности? Что в Липецке в этой сфере происходит сегодня и что предполагает ваша администрация сделать в будущем? Какова ныне в Липецке квартплата и ее уровень по сравнению с другими областями ЦФО?

-- Жилищно-коммунальное хозяйство даже в таком благополучном городе, как Липецк, сталкивается с нарастающим валом проблем. Мы пока боимся произнести вслух то, что российские реформы в значительной степени были реализованы за счет деградации жилищного фонда и коммунального хозяйства страны. Только в Липецке сумма недоремонта жилищного фонда составляет 4 миллиарда рублей. Для устойчивого функционирования сетевого хозяйства надо ежегодно менять 30 километров труб. Мы, выбиваясь из сил, меняем до 18 километров труб и каждое лето устраняем до двух тысяч порывов в режиме плановой профилактики. Что происходит в менее благополучном городе -- боюсь даже представить.
Принципиально вопрос о допуске частного бизнеса в сферу жилищно-коммунального хозяйства стоять не должен. Здесь действует общая закономерность. Если речь не идет о каких-то особых случаях, то частное предприятие окажется более эффективным. Но ЖКХ -- это не торговля. Одного призыва здесь недостаточно. Нужны эффективные стимулы и эффективный контроль. Нынешнее тарифное регулирование, к сожалению, не обеспечивает достаточных стимулов. Не создан и достаточный режим контроля. По крайней мере, типовой договор концессионного соглашения в сфере ЖКХ до сих пор правительством не утвержден. В результате частный бизнес, приходя в эту отрасль, сегодня, как правило, не приносит частных инвестиций. Он просто выступает оператором по инвестиционной составляющей тарифа и по бюджетным средствам. В лучшем случае на предприятиях внедряются современные стандарты менеджмента, в худшем -- "приватизируются" финансовые потоки.
Мы в Липецке для работы в этой отрасли создали на паях с ОАО "НЛМК" городскую энергетическую компанию, передав ей в аренду имущество муниципальных коммунальных предприятий. Эта компания отработала уже два года. Изменения к лучшему очевидны. У нас появилась осмысленная стратегия, принятая в виде городской программы развития и модернизации коммунальной инфраструктуры. Управленческие стандарты НЛМК пришли в коммунальную отрасль города. Предприятие работает устойчиво и прибыльно. Сейчас мы постепенно сокращаем участие бюджета в финансировании отрасли. Но при этом комбинатом, нашим партнером в этом бизнесе, проект оценивается как социальный. Сами понимаете, что не в каждом городе России найдется такой партнер.
Сложно развиваются процессы в сфере управления собственно жилищным хозяйством. Мы год назад трансформировали монопольную городскую управляющую компанию в сеть частных управляющих компаний с участием города. Сохранили ситуацию под контролем. К сожалению, Государственная Дума в очередной раз, отложив на год процедуру обязательного выбора управляющей компании, продемонстрировала боязнь последствий реализации собственных законов. Ситуация перманентного переходного периода не идет на благо отрасли. На наш взгляд, порочна сама конструкция. Ее порочность и рождает страхи населения. Идеология реформы умалчивает ответы на ряд принципиальных вопросов. Как быть с капитальным ремонтом изношенного жилья? Как перейти от принципа солидарности в капитальном ремонте жилья? Как и где формируются фонды на капитальный ремонт и какую ответственность несет управляющая компания? Для справки: в Финляндии ТСЖ нанимают управдома -- конкретное физическое лицо, -- который несет полную имущественную ответственность за качество управления домом. Это является хорошей прививкой против желания "поматросить" дом и бросить.
Что касается уровня квартирной платы в Липецке, то он следующий: в период отопительного сезона семья из двух человек платит за стандартную однокомнатную квартиру 1430 рублей в месяц, семья из трех человек за двухкомнатную квартиру -- 2075 рублей, и, наконец, семья из четырех человек за трехкомнатную -- 2533 рубля. При этом надо иметь в виду, что стандарты субсидирования малоимущих в Липецке выше федеральных. Особенно это касается одиноких людей, проживающих в относительно больших квартирах.

-- А как у вас в Липецке складываются взаимоотношения городских властей с региональными? Есть ли традиционный для многих регионов России конфликт? Что думаете по поводу не прошедшего в Госдуме законопроекта о назначении и снятии с должностей градоначальников губернаторами?

-- Если охарактеризовать эти взаимоотношения одним словом, то я бы назвал их конструктивными. Это не значит, что мы всегда и везде демонстрируем трогательное единодушие. Мы доказываем, что город нуждается в большем финансировании. Область, в свою очередь, демонстрирует нам реальные потребности сельской глубинки. При этом диалог между областью и муниципалитетами взаимно обогащает. Цивилизованной форме наших взаимоотношений с областью способствует и то обстоятельство, что по уровню бюджетной обеспеченности на душу населения Липецкая область занимает третью позицию в общероссийском рейтинге. Конструктивность наших взаимоотношений основана еще и на том, что руководители города и области являются членами одной партии -- "Единой России". Причем региональную партийную организацию возглавляет именно глава города.
Государственная Дума, на мой взгляд, провалила реформу местного самоуправления в целом. "Книжный", не привязанный к российским реалиям закон "Об общих принципах местного самоуправления...", непоследовательная отсрочка его введения в силу на три года, навязчивая подмена реальных проблем муниципалитетов надуманным вопросом выбирать или назначать глав городов привели к разброду и шатаниям. А вообще, если отвечать на последний ваш вопрос, то я за то, чтобы главы городов выбирались. Выбирались на партийной основе. Но при этом надо обеспечить последовательно формализованные и прозрачные правила формирования муниципальных бюджетов. Чтобы избранный глава не оказывался заложником чужой игры и воли, а работал бы в режиме ясной для всех структуры ответственности.
-- В Твери на декабрьских выборах главы города в следующем году может случиться так, что областной центр возглавит человек нетверской. Ну допустим, кто-то из московской команды губернатора. Чем вызван, на ваш взгляд, дефицит кадров сугубо тверских? Почему так мало в Твери людей, способных управлять городом? Почему у нас на выборах и уже довольно длительное время тасуется одна и та же политическая колода?

-- Позволю с вами не согласиться. Политическая колода в Твери довольно радикально сменилась в 2003 году. И спасибо надо сказать бывшему губернатору Платову и его команде. Тот уровень деградации этических стандартов, который они культивировали, привел к закономерной управленческой "интервенции". Теперь "аборигенам" обижаться можно только на самих себя. А дефицит кадров -- это миф. Вот дефицит кадровой политики -- это реальность. Лояльность власть предержащим остается доминирующим качеством при кадровых назначениях. Потеря профессионализма и профессионалов при этом неизбежна.


Владимир БУЯЧКИН
24.12.2006
Источник: Караван+Я
http://www.etver.ru/lenta/index.php?newsid=26584

Док. 269681
Опублик.: 24.12.06
Число обращений: 856


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``