В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сумароков Леонид: `Встречи с интересными людьми. (Заметки о некоторых идеях, книгах и фонде выживания цивилизации болгарского профессора Александара Попова).` Назад
Сумароков Леонид: `Встречи с интересными людьми. (Заметки о некоторых идеях, книгах и фонде выживания цивилизации болгарского профессора Александара Попова).`
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Однажды мой близкий друг, которого знаю уже много лет, болгарский профессор Александар Попов прямо скажу, меня поразил. Он опубликовал необычную книгу, которая называлась "Скрижали". Точнее, как потом оказалось, одну за другой даже две. Сначала, почти неожиданно для меня, - первую (с этого и началось упомянутое выше ощущение необычности), а затем, через пару лет, уже привлекши меня к обсуждению, - следующую. Обе книги были изданы на трех языках, включая и русский. Наверное, основное впечатление определялось все-таки первой из них, поскольку вторая, хотя и представляет собой серьезно переработанную и дополненную новую редакцию, но к впечатлению от знакомства с ней я был уже в значительной мере подготовлен. И все же, казалось бы, что тут необычного? Профессора время от времени пишут книги, так чему же собственно поражаться? И здесь, думаю, требуются пояснения. Одно из них связано с характером книги, второе - с личностью ее автора, хотя и то и другое следует рассматривать в совокупности.

Начну со второго. Если бы я не был лично знаком с автором книги, то наверняка предположил бы, что ее написал философ или теолог академического толка. И серьезно ошибся бы. Потому что, надеюсь, достаточно хорошо знаю этого очень интересного человека. Профессор Попов - прагматик, что называется, до "мозга костей", один из наиболее известных в стране юристов, преуспевающий бизнесмен, который умеет хорошо оценивать риски, "считать и делать деньги". Он - одна из ключевых фигур в области балканской энергетики и активный приверженец нынешнего ренессанса ее атомного направления. Одновременно - поклонник и знаток славянской и восточной культуры, элегантный джентльмен с аристократической внешностью и манерами, меценат. Под стать ему - супруга, очаровательная женщина, по профессии - специалист в области современного менеджмента, а к тому же - принцесса крови, ведущая свою тысячелетнюю родословную еще с древней Мекки. И вот сравнительно недавно я узнал, что Попов, теперь уже в окончательном виде, оформил и зарегистрировал в Софии свой Фонд "Содействия выживанию цивилизации (Алпо Алар)", впрочем, реально этот Фонд начал функционировать уже за несколько лет до этого.

НЕМНОГО О ФОНДАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Среди терминов и понятий, относительно часто встречающихся в наименованиях различных международных фондов и подобных им организаций, возможно, одним из наиболее популярных в последнее время является "цивилизация". Это понятие выступает в роли синонима культуры, в том числе материальной и духовной, иногда уровня, ступени общественного развития и используется часто в комбинациях с терминами "сохранение", "развитие" (часто - безопасное, иногда - устойчивое), "возникновение", "распространение", порой в тех или иных вариантах. Приведу несколько примеров.

Начну с известного фонда академика Велихова "Выживание цивилизации...". Этот фонд вскоре (в феврале с.г.) отмечает свое двадцатилетие и, насколько знаю, профессор Попов, у которого давно уже установились прекрасные рабочие и дружеские контакты с академиком, получил личное приглашение Велихова участвовать в юбилейной встрече в качестве одного из почетных гостей. В числе других примеров, касающихся подобных фондов, не могу не упомянуть "Международный фонд безопасного развития цивилизации имени академика Легасова В.А." (фонд ведет супруга покойного, Маргарита Михайловна Легасова). Международный фонд "Инициатива по сокращению ядерной угрозы" (его ведет популярная общественная деятельница с мировой известностью Сюзан Эйзенхауэр при участии мужа - видного российского ученого академика Роальда Сагдеева). В свете сказанного, не могу также не упомянуть недавнюю встречу в Вене и мероприятия Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций". Последние события связаны с официальной регистраций в Австрии и открытием офиса Форума в Вене. В мероприятиях принял участие один из его основателей - видный российский бизнесмен и политик В.Якунин. Впрочем, сам упомянутый Форум функционирует уже около 4-х лет и получил широкую международную известность после проведения одного из своих памятных мероприятий на острове Родос.

Сразу отмечу, что упомянутый болгарский Фонд не дублирует ни деятельности Фонда Велихова, ни других известных мне, в том числе и упомянутых выше в чем-то родственных по названиям и проблематике фондов и организаций. Что касается различий, то это отражается, прежде всего, в специфике конкретных проектов, и я признаю, что не готов все это здесь сколько-нибудь грамотно комментировать. Что касается проектов Фонда Попова, то, насколько мне известно, не все они были непосредственно связаны с проблемами, отраженными в его названии. Например, - успешный проект содействия вступлению Болгарии в ЕС и другой - масштабный, но так и не завершенный, несмотря на значительную по меркам Фонда предварительную работу и затраты, проект, связанный с развитием инфраструктуры Туркменистана. Попутно позволю себе заметить также, что, как и в других случаях, не все проекты фонда Алпо Алар по разным причинам оказались одинаково удачными, а иные еще не завершены и продолжаются. Но об одном из них, позволю себе такую характеристику, не совсем обычном и, безусловно, чрезвычайно интересном, впрочем, тоже еще не до конца завершенном, более подробно речь пойдет впереди.

Как уже отмечалось, примерно два года тому назад в рамках одного из проектов, связанных с его фондом, профессор написал свою вторую книгу "Скрижали". Автор данной публикации, который одновременно выступил тогда и в качестве редактора русского издания, написал для нее вступление и сделал комментарии по тексту. Об этом частично уже говорилось в публикации в портале "Наследие" ("Проблема развития и выживания цивилизации и новая книга профессора А. Попова"). В канун юбилея Фонда Велихова, имея в виду возможный интерес к этому событию и с согласия автора книги, я посчитал возможным с определенными изменениями и дополнениями частично вернуться к этим текстам в портале "Современная Россия". Отмечу также, что в настоящее время, при спонсорском содействии в рамках специального проекта Фонда Попова, выполнена еще одна интересная работа, и в результате издана книга болгарского ученого Пламена Павлова: "Bulgaria. Cradle of the European Civilisation (Болгария - колыбель европейской цивилизации"), представляющая крупный вклад в наше представление о становлении, развитии и перспективах человеческой цивилизации. (Особый интерес автора данной статьи к этой теме связан с проведенной работой и соответствующей публикацией, подготовленной при поддержке Фонда Попова: "Пути и волны евразийской миграции. Мысли и заметки в связи с книгой д-ра Сагинбека Турсунова"). Впрочем, работа и книга Пламена Павлова, это - специальная тема, и видимо, речь о ней еще пойдет позднее, может быть после юбилейного мероприятия, где эта книга, думаю, будет предварительно представлена).

О КНИГЕ ПРОФЕССОРА ПОПОВА "СКРИЖАЛИ". ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Книга посвящена проблемам мироздания, возникновения и в значительной мере дальнейшей судьбы существующей цивилизации. Как известно, скрижали, в библейском понимании, - это "то, что хранит", каменные доски, куда заносятся памятные события, даты, имена, идеи. И вот книга с таким претенциозным, в лучшем понимании этого термина, названием выпущена автором под псевдонимом Алпо Алар и включает более двухсот отдельных, но системно связанных между собой фрагментов. С учетом опыта распространения первого издания, круг потенциально заинтересованных читателей обширен и включает ученых, прежде всего философов и представителей других социальных наук, религиозных и общественных деятелей, политиков, бизнесменов. Первое издание книги разошлось довольно быстро, хотя, следует признать, она отнюдь не предназначалась для "легкого чтения". Когда готовилось ее следующее издание, автор предложил мне лестную для меня, но, как оказалось, трудную задачу написать предисловие, возможно, другой сопроводительный материал и быть редактором русского перевода.

Редактировать книгу было трудно, несмотря на качественно сделанный перевод. Возможно, это связано с тем, что я - по профессии специалист-системщик, а не философский критик или теолог. Я далеко не всегда видел себя в роли компетентного оценщика, а тем более толкователя отдельных подобных высказанных идей и гипотез, по этой причине сконцентрировал свои усилия на рассмотрении основных положений книги в их системной увязке. При этом пытался адаптировать сделанный уже перевод текста с болгарского на русский, который, как казалось редактору, в ряде случаев не совсем адекватно передавал исходные мысли. Впрочем, далек от того, чтобы упрекать за это переводчика. Есть книги, которые каждый понимает по-своему. Или, как сказал французский писатель Альфред Мюссе "Во всяком замечательном произведении истинного автора содержится в два-три раза больше, чем сказано: остальное должен дополнить читатель". И здесь, думаю, как раз тот самый случай. А пока кратко перескажу содержание книги.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ.
С незапамятных времен Разум (он же Бог) постоянно ведет свою бесконечную войну с миром неживой Материи. Эта борьба длительна и до поры до времени бесплодна. И вот на каком-то этапе, как полагает в своей основной гипотезе профессор А.Попов, Разум предпринял "хитрый ход". Он начал уникальный эксперимент, который можно условно назвать операцией "Троянского коня". Согласно гипотезе Попова, Бог-Разум "посеял" жизнь на Земле и создал на определенном этапе разумное существо - человека, наделив его представителей духовной энергией (душой) - неким "микроразумом" и способностью саморазвития. Таким образом, люди - это представители Разума в Его борьбе с неживой Материей. Но сама сущность человека двойственна и противоречива, т.к. он состоит не только из души, но и из плоти - то есть все той же Материи. Важной особенностью человека является его способность развивать свою духовную составляющую, перерабатывая и используя в качестве "исходной пищи" энергию Материи. Постепенно количество людей на планете возрастало, одновременно возрастал и в разных формах накапливался совокупный потенциал Земного Разума, включая и "разум" ушедших, но оставивших после себя заметные следы людей.

И вот возникает также уникальная, но уже "обратная" задача: собрать полученный "урожай", или, иначе говоря, "объединить" посеянный ранее, а ныне многократно возросший Земной разум (или, как у автора, "Белую энергию") с Его Разумом. Амбициозная задача, не правда ли, предполагающая, что и сам Бог-Разум может совершенствоваться? Насколько значительно это событие, и что произойдет в результате? Человечество и отдельные люди, при этом, окончательно освободившись от "тягот плоти", приобретут новое качество. (Здесь, говоря о "тяготах", возможно, нужны некоторые пояснения, но, полагаю, нынешняя острая полемика, в частности по проблеме эвтаназии, разделившая мир, - яркий пример актуальности подобной проблематики). Какое именно новое качество - до конца не известно, но вероятнее всего, это какие-то формы бессмертия и "абсолютного счастья". Кстати, обратил ли внимание читатель на недавнюю заметку в одном из порталов инопрессы (NEWSru) о том, что человек, который (думаю, к ужасу владельцев будущих пенсионных фондов) проживет тысячу лет, уже родился? В конечном итоге Разум, возможно, одержит важную победу над Материей, целиком подчинит ее себе и научится ей управлять и служить человеку лишь на благо, одновременно предупреждая возможные катаклизмы, типа цунами и внезапных извержений.

Для того, чтобы "собрать урожай" и интегрировать духовную энергию, человечество должно объединиться. Как? Автор предлагает свою схему (в том числе и в комбинации с перспективой развития Интернет и интеллектуальных индивидуальных терминалов будущего). Одновременно он замечает, что время реализации проекта ограничено и в определенном смысле подходит к "критическому". Мир Материи "не дремлет", он оказывает всяческое противодействие (пример - угрозы, систематизированные Советом мудрецов под эгидой ООН), к тому же и Время работает на его стороне. Проект Разума может и не удастся, и тогда мир вернется в исходное состояние. Что же это за исходное состояние? Все то же: Бог-Разум (пребывающий отнюдь не в древне церковной - примитивной форме в образе Господа, живущего в земных облаках в окружении архангелов, а в каких-то недоступных и неведомых нынешнему человеку измерениях и формах) и Материя, или неживая природа. Человечество же в этом случае прекратит свое существование. И здесь мы возвращаемся к знаменитой шекспировской дилемме: -to be, or not to be? Тем более, если вспомним недавние слова директора Международного атомного агентства (IAEA) Барадея о том, что сегодня в мире девять ядерных держав, но по крайней мере тридцать потенциально тоже готовы выйти на этот уровень. А ведь еще существует опасность ядерного терроризма... Устойчив ли подобный мир, кто ответит на этот вопрос? Сумеет и захочет ли Разум в случае неудачи когда-нибудь повторить свой эксперимент, вновь посеять семена разума (которые, впрочем, уже м.б. произвольно "гуляют" по космосу) и делал ли он что-то подобное, пытаясь себя "подстраховать" раньше? По словам автора, и здесь с ним приходится только согласиться, нам это не известно...

В действительности, неизвестно и другое: сколько времени осталось у Человечества, для того чтобы преодолеть упомянутые и другие возможные угрозы, и так или иначе, решить поставленные проблемы? Профессор Попов, пытается дать свои, впрочем достаточно условные, а м.б. и спорные оценки. Отмечу, что по его мнению (а, по его словам, у него есть для этого основания), Господь тоже обеспокоен этим и, используя различные специфические каналы, направляет на Землю свои послания.

ПРЕДИСЛОВИЕ И КОММЕНТАРИИ РЕДАКТОРА РУССКОГО ИЗДАНИЯ КНИГИ.
Новая книга нашего болгарского коллеги, профессора Александара ПОПОВА (Алпо Алара) - глубокий и основополагающий труд философско-мировоззренческого характера. В основе его лежит сразу несколько оригинальных взаимосвязанных идей и гипотез, оформленных в виде совокупности отдельных фрагментов, каждый из которых несет свой, относительно самостоятельный смысл, а все они вместе выстраиваются в Систему, создающую представление о становлении, развитии и перспективах человеческой цивилизации в самой общей форме. Система эта, пользуясь формализованными понятиями, является функционально полной, но допускающей и даже предполагающей дальнейшее развитие и доработку (насколько мне известно, эта работа автором продолжается). Следует отметить также, что, по мнению редактора, отдельные положения книги проработаны с разной степенью детализации. Одни из них описаны и разъяснены относительно подробно, причем иногда повторяются в разных аспектах, другие представлены автором в тезисной форме, наконец, некоторые лишь обозначены.

Как уже отмечалось, книга Попова, в определенном смысле достаточно сложна для восприятия, что, впрочем, понятно. Иначе и быть не могло, это не пресловутое популярное издание, типа "Библии для верующих и неверующих" Емельяна Ярославского. Она требует от читателя определенной подготовки и, главное, активного участия в процессе восприятия ее содержания. Для чего, хотел бы это подчеркнуть, нужны соответствующий настрой и готовность отойти от привычных условностей и канонов традиционного мышления. Сказанное наложило отпечаток и на работу редактора русского текста, взявшего на себя, следует это признать, нелегкий труд. Автор, сам достаточно хорошо владеющий русским языком, в целом одобрил работу редактора. Ну, а окончательное решение о том, что получилось в результате на русском языке, пусть примет сам читатель, если ему доведется работать с этой книгой, при необходимости апеллируя к варианту на английском или исходном - болгарском языке.

В конце предисловия позволю себе сделать небольшое но, готов признать, достаточно вольное отступление, которое может дать дополнительную пищу для критики, упрекнув редактора в отсутствии должной "серьезности". Суть в том, что некоторое время тому назад, еще до появления книги професссора А.Попова, редактор, всю жизнь считавший себя человеком, далеким от мистики, опубликовал "фривольную" статью "Цветовая гамма Бориса Акунина" в связи с интересным и необычным по сюжету (впрочем, как почти все у этого писателя и, безусловно, философа) романом "Пелагия и красный петух". В ней, в частности, отражена мысль, что не следует отрицать вовсе идею возможных посланцев Разума и одним из ритуальных условий при этом является наличие "красного петуха". Не уверен, так ли уж важен в этой схеме именно "красный петух", о котором говорится в романе, или это лишь специфический прием Акунина. Но мысль о том, что между нашим и другими мирами могут существовать какие-то специальные каналы связи невероятной не представляется. Возможно даже, что среди нас (автор предисловия не настаивает, но вполне допускает) существуют специальные люди, а может быть и места на Земле, через которые Бог-Разум временами общается с остальной своей паствой. Возможно, кто-то скептически, а то и высокомерно заметит, что мировоззренческие идеи могут существовать только в серьезных теологических или философских трактатах, но уж никак не в подобных указанному выше произведениях (имея в виду Б.Акунина) с оттенком развлекательного жанра. Не знаю. Думаю, всё здесь зависит от "калибра" автора и его способности выдвигать логичные и оригинальные идеи и гипотезы. А уж в какой области он творит - вопрос не самый главный...

НЕКОТОРЫЕ ЗАПИСИ И МЫСЛИ ИЗ БЕСЕД С ПРОФЕССОРОМ ПОПОВЫМ, НЕ ПОПАВШИЕ ИЛИ МОЖЕТ БЫТЬ НЕДОСТАТОЧНО ОТРАЖЕННЫЕ В ЕГО КНИГАХ.
Не стану брать на себя смелость пересказывать содержание наших бесед. Скажу откровенно, в столь "деликатной" проблематике боюсь исказить некоторые мысли и идеи, высказанные, а порой лишь намеченные Поповым, тем более, что сам он имеет намерение продолжить свои книги и сделает это, несомненно, лучше. И все же, попытаюсь что-то выразить в виде отдельных фрагментов, может быть просто совокупности как-то связанных между собой ключевых слов или в какой-то иной форме, например, в виде ссылок на высказывания авторитетных деятелей. Не знаю, как отнесется к такому подходу иной читатель, но отказаться от него и рисковать потерей информации, скажу откровенно, мне не хотелось бы.

*Семена разума буквально "гуляют" по космосу. Время от времени в Интернете приходится встречать подобные сообщения.
*Допущение о многомерности мироздания. Оно не менее вероятно, чем существование Бога. Тот факт, что он есть, многими признано на веру, но доказать или опровергнуть это не удается, хотя время от времени в Интернете появляются не совсем вразумительные сообщения, что кому-то это удалось.
*Мысль о бесконечности развития разума. Уже сегодня мы поражаемся достижениям науки, техники и технологий. Что будет через тысячу лет и дальше? Интересно, сколь наивными будут (и будут ли?) выглядеть наши нынешние представления? Есть ли границы развития разума? Сколько поколений выживет человечество, не меняя драматически своего облика?
*В СМИ опять же временами появляются сообщения, основанные на разного рода прецизионных взвешиваниях, содержащие утверждения о том, "сколько весит душа".
*Существует ли формальный предел жизни "Human being"?
*Сохраняется ли информация о предшествующих поколениях и формах жизни в виде каких-то условно назову их "естественных чипов", ключ к расшифровке которых пока не найден?

*Все как в тумане... Тело - большая обуза, особенно когда оно берет верх над рассудком. Ни о чем больше не думаешь, только одно кажется важным - отпустит боль или нет. (Агата Кристи. "В алфавитном порядке").
*Все, что создается плотью, умирает, как и она сама; все что создается разумом, нетленно, как и сам разум. (Шатобриан, французский писатель).
*Присутствие разума напоминает нам о чем-то более высоком, чем простая природа. И требует от нас превращения нашего натурального существования в человеческое, осмысленное и целеустремленное. (Радхакришнан, - индийский философ и политический деятель).
*My specialty is being right when other people are wrong. (Моя профессия быть правым там, где ошибаются другие. Шоу).

СТИХИ РУССКОГО РЕДАКТОРА К КНИГЕ, ПОСВЯЩЕННЫЕ АЛПО АЛАРУ.
Упрекают меня. Мол, напрасно пророчит,
Допуская живому ограниченный век.
Кто-то тронет Рубильник и Жизнь обесточит.
И уйдет она в бездну, а с ней Человек.

Но хотя допускаю, сам не верю, не скрою,
Что такое возможно наяву, а не в снах:
Поверни лишь Рубильник и умрет все живое,
И останется только твердь земная и прах.

Я не верю, что вдруг всё закончится разом
И вернется, назад в ипостаси своя.
Неживая Земля, Бог - таинственный Разум,
И ушедшая в бездну жизнь былая моя.

Только Бог-то не тот, что являлся нам раньше.
Тот, хоть жил в облаках, но казался Земным.
Где, в каком измереньи Ты таишься, обманщик?
Свой накопленный Разум мы Тебе отдадим...

*****
PS Автор данной публикации признает ее не только проблематичный, но и фрагментарный, в чем-то незаконченный, характер. Он, возможно, не решился бы направлять статью в портал в таком виде. Но направив, все недостатки относит за свой счет, а не за счет идей Попова, которые он при всем желании м.б. не всегда верно истолковал. Попытка совершенствования потребовала бы усилий, которыми автор данной публикации, по крайней мере в настоящее время (не знаю, как в будущем), не располагает. Но время поджимает, его до юбилейных мероприятий по Фонду Велихова (а там, хотелось бы надеяться, эта публикация будет востребована) остается мало. В любом случае автор, вынося эту публикацию на общественный суд, с пониманием относится к тому, что м.б. отвлекает читателя от других, в том числе приоритетных проблем, а потому просит у него снисхождения.

Автор данной публикации вместе с автором книг благодарны за интерес, поддержку, а также полезное и доброжелательное обсуждение основной идеи книги крупнейшему ученому нашего времени, академику Российской, почетному члену ряда, в том числе и Болгарской, академий наук Евгению Павловичу Велихову. В свое время с нетерпением ждали его мнения. Что греха таить, в таком деле можно было ожидать всякого. Помните известную реакцию в нашей стране полвека назад, когда кибернетику отвергли как лженаучную дисциплину? И хотя я присутствовал далеко не на всех личных встречах и беседах Попова с Велиховым, где, возможно, звучали и критические замечания, думаю, что по крупному в данном случае в отношении общей позитивной оценки не ошибаюсь.

viperson.ru

Док. 270320
Перв. публик.: 29.12.06
Последн. ред.: 16.11.10
Число обращений: 900

  • Сумароков Леонид Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``