В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Беленков: Низы мешают верхам Назад
Юрий Беленков: Низы мешают верхам
Главный кардиолог Минздрава РФ подчеркивает, что из-за нерешенных проблем первичного звена в области медицины невозможно развивать высокотехнологичные центры в России

Радио России, Игорь Гмыза
Игорь Гмыза: В эти дни одно из старейших медицинских учреждений России - клиника госпитальной терапии Московской медицинской академии им. Сеченова - отмечает 160-летие со дня своего образования. Одним из инициаторов создания госпитальных клиник был выдающийся врач Николай Иванович Пирогов, который вместе с рядом других ведущих отечественных ученых сформулировал, а потом претворил в жизнь идею о необходимости совершенствования подготовки врачей на медицинских факультетах российских высших учебных заведений. Гость программы - руководитель клиники и кафедры госпитальной терапии, директор Института кардиологии им. Мясникова, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии медицинских наук, профессор Юрий Никитич Беленков.

Юбилей клиники госпитальной терапии - хороший повод поговорить о будущем отечественной медицины вообще. 160 лет в человеческом понимании - солидный возраст. Как чувствует клиника госпитальной терапии?

Юрий Беленков: Очень хорошо. Госпитальный принцип - это базовый принцип последнего этапа подготовки врачей. Потому что есть пропедевтика, где студенты учатся, как просто подойти к пациенту, как пощупать живот и послушать сердце. Существует факультетский принцип - изучение "идеального" варианта болезни, например, классического варианта болезни 12-перстной кишки или классического варианта артериальной гипертонии.

И есть госпитальный принцип, когда студенты впервые по-настоящему приходят в клинику. Они, конечно, с собственным врачом-преподавателем, но походят к пациенту. То есть начинают лечить не болезнь, а больного.

Могу сказать, что за 160 лет кафедра госпитальной терапии сделала очень много. Первыми её студентами были Боткин и Сеченов. И сейчас на кафедре учатся прекрасные ребята, работает огромный коллектив. У нас клиника имеет пять отделений: кардиологическое, гематологическое, пульманологическое, гастроэнтерологическое, ревматологическое. Для меня, как директора Института кардиологии, такого монотемного, рафинированного учреждения, это всегда уникально: не нужно вызывать никаких консультантов, все есть и работают вместе. И это возможность для студента изучить, как лечить больного, как формулировать диагноз, как подбирать лечение и, конечно, изучить современные технологии, которыми мы владеем. Потому что Московская медицинская академия, которая чуть-чуть постарше, чем наша кафедра. Медицинскому факультету МГУ будет через два года 250 лет, а ведь именно оттуда вышла Московская медицинская академия, и она не обижена современными технологиями, аппаратурой. То есть, у нас есть все возможности, чтобы с помощью современных методов обучения готовить специалистов для реализации национальных проектов.

И. Гмыза: Вы сказали, что не обижены технологиями, но сейчас практически все жалуются на нехватку средств. Как удается в такой ситуации приобретать современное оборудование и учить студентов? Они же, выходя за двери клиника и института, сталкиваются совершенно с другим представлением о медицине.

Ю. Беленков: Думаю, что мы всё чаще и чаще будем говорить слово "жаловались", потому что в этом году, когда начали распределять систему квот на оказание высокотехнологической медицинской помощи, бюджетных денег в принципе хватает. У нас в Институте кардиологии только 20-22 процента пациентов, за которых платят страховые компании, работодатели, или, если это иностранцы, то они сами платят. Все остальные, а это 80 процентов, - бюджетные пациенты. И примерно такое же соотношение в случае операций на сердце и внутрисосудистых операций, и все они закрываются квотами, которые покрываются из бюджета. Их хватает на операции на открытом сердце. Это раз.

Второе. Национальный проект "Здоровье" начинался с того, что было кардинально усилено оснащение поликлиник и "скорой помощи". И это абсолютно правильно, потому что примерно 80 процентов кардиологических больных идут сначала к участковому терапевту в поликлинике. И дай бог здоровья этим терапевтам, которым дали сейчас деньги и аппаратуру. Следующее, что им надо дать, - это чёткий стандарт, как правильно лечить, и чёткий метод контроля.

И. Гмыза: А сейчас этого не существует?

Ю. Беленков: То, что сейчас происходит.., а все это называют "реформой здравоохранения", но нет, пока реформа здравоохранения пока не началась, если говорить честно. Сейчас государство просто отдает долги, то, что оно должно здравоохранению.

Мы как-то с одним экономистом обсуждали вопрос, какая система здравоохранения лучше: скандинавская, американская или немецкая. И пришли к такому выводу: если платить 6-8 процентов ВНП страны, работает любая система, даже советская, а если платить 2,1 процента, как мы платили раньше, не работает никакая.

Так вот, сейчас государство отдает долги, то, что оно должно было дать здравоохранению, для того чтобы оно нормально работало. И вот когда это будет произведено, когда у нас будет оснащенность, тогда и нужно будет кардинально внедрять те принципы, которые заложены в национальном проекте "Здоровье". А это то, что деньги должны идти за больным. И первое - родовые сертификаты - уже работают и приносят положительные результаты. Этот принцип будет распространен и дальше. Деньги пойдут за больным, а врачу будет выгодно, чтобы у него был пациент, потому что он знает, что того оплатят.

Второе. Врачу должно быть невыгодно лечить неправильно. Если американский врач не назначает ингибитора ПФ при лечении сердечной недостаточности, он должен объяснить страховой компании, почему он нарушил стандарт. Если он не объясняет, штраф будет такой, что мало не покажется.

И. Гмыза: А где же свобода для творчества?

Ю. Беленков: Свобода для творчества начинается тогда, когда человек выполнит стандарт. Если врач хочет делать ещё что-то и на это есть средства, то, пожалуйста. Самое главное и важное сейчас - выровнять уровень оказания медицинской помощи в регионах, поднять его. Потому что страна у нас достаточно мозаичная. Есть в ней отдельные государства - Москва и Санкт-Петербург, а есть очень сложные регионы, причем не обязательно они - регионы-реципиенты. Все зависит от руководителей регионов...

И. Гмыза: Это значит, что местные власти находят деньги, чтобы финансировать медицинские учреждения?

Ю. Беленков: Да. Как говорят на Востоке, если кричать "сахар", сладко во рту не станет, а вот если работать, то глаза боятся, а руки делают.

Человек, как биологический объект, не может работать подряд 12 часов - через какое-то время организм попросту может не выдержать такой нагрузки. После 8 часов беспрерывного труда трудоголики теряют контроль и четкость реакции - отсюда хронические болезни. Я говорю о повышении артериального давления, ухудшении зрения, развитии различных сосудистых и суставных болезней.

За последние несколько лет участились случаи развития сердечно-сосудистых заболеваний у молодых людей с ненормированным рабочим днем. Это гипертония, раннее развитие атеросклероза и так далее.

Просидев у компьютера или простояв у станка 12 часов, человек оставляет на личную жизнь всего 12 часов. Из них 3 часа он тратит на дорогу. За оставшиеся 9 часов надо приготовить еду, помочь сделать уроки детям, вымыться и, наконец, выспаться. В условиях мегаполиса, чтобы выспаться и набраться сил, горожанину требуется 8-9 часов. Трудоголикам же удается поспать лишь 6-7 часов, - продолжает директор Института кардиологии.
- Естественно, на следующий день качественно выполнять свои служебные обязанности он не сможет. Работа "за троих" хороша до того момента, пока на рабочем месте не произойдет настоящего ЧП - из-за усталости сотрудник вполне может причинить вред себе и окружающим.

"Во всем мире рак считается излечимым заболеванием, так как выявляется на ранних стадиях. В наших поликлиниках должна быть онкологическая настороженность", - считает Юрий Беленков, отмечая важность работы первичного звена для предотвращения развития как онкологических, так и сердечно-сосудистых заболеваний. Реализуемые направления национального проекта "Здоровье" нацелены на улучшение мотивации врача, в первую очередь, через экономические рычаги. Впрочем, многое зависит и от каждого конкретного человека, его усилий и желания улучшить качество и продолжительность своей жизни.

Большое внимание в рамках нацпроекта уделяется расширению доступности высокотехнологичной медицинской помощи для населения - в следующем году будет построено 15 центров высоких технологий в разных регионах страны - Пенза, Краснодар, Тюмень, Чебоксары, Красноярск, Хабаровск, в том числе и профилю сердечно-сосудистой хирургии.

Это увеличит удовлетворенность населения в высокотехнологичных видах помощи более чем в два раза. Академик РАМН Беленков отмечает, что важно не только построить эти учреждения и оснастить их по последнему слову медицинской техники.
Первостепенное значение имеет обучение кадров, грамотная система управления центрами, чтобы обеспечить равный уровень медицинской помощи в разных регионах. В 2008 году начнется строительство двадцати перинатальных центров, где новорожденные малыши и их мамы смогут получить специализированную помощь.

11.01.2007
http://www.upmonitor.ru/editorial/interview/2007-01-11/1102/

Док. 271223
Опублик.: 12.01.07
Число обращений: 1181

  • Беленков Юрий Никитич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``