В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Писатель как геополитик, литература как `белый` кардинал. Интервью с Ю.Поляковым Назад
Писатель как геополитик, литература как `белый` кардинал. Интервью с Ю.Поляковым
Юрий Поляков, известный писатель, острый публицист и главный редактор "Литературной газеты" приехал в Ригу в составе делегации международного медиа-фестиваля "Открытый город - Москва". На циферблате его часов, как разглядел ваш корреспондент, - двуглавый орел. Мы начали разговор с популярной сейчас идеи русского мира, объединяющего Россию и зарубежную диаспору.
Будь здоров, больной!

- Что может служить основой такого объединения?
- В первую очередь русский язык. Это ведь не просто язык, а код мышления, - считает Юрий Поляков. - Человек, который думает и читает по-русски, делает это немножко не так, как другие, независимо от того, какая кровь течет у него в жилах. Существует такое явление, как русская цивилизация. Если человек читает русские книги, он носитель этой цивилизации, мыслит ее категориями, он обуян ее архетипами, где бы он ни жил. Такое русское единство существует де-факто. Хорошо бы теперь его осмыслить и организовать де-юро. Что собственно сейчас и происходит. Прежде всего это связано с постепенным выходом России из затяжного исторического кризиса и возвращением ее к своим прямым геополитическим обязанностям. Больной вышел на работу - и завертелось.
- В России ищут национальную идею. Как вы думаете - найдут? И что произойдет потом - кто-то получит премию, запишут идею в школьные учебники...
- ...устроят музей, портрет повесят - открыватель национальной идеи такой-то, сумма прописью! Нет, конечно, этого не будет. Я тоже предложил свою версию - три "Д": духовность, державность, достаток. Для особо озабоченных четвертое "Д" - демократия. На самом деле эти поиски означают, что страна пытается самоидентифицироваться в новых исторических условиях. Кто она теперь - один из мировых лидеров или региональный лидер? Государство, предлагающее имперские традиции или стремящееся к тому, чтобы стать унитарным? Будет ли Россия продолжать исполнять свои функции естественного связующего звена между европейской цивилизацией и азиатской или она плюнет на все и примкнет или к той или к другой? Эти вопросы не могут быть решены в одночасье.
На мой взгляд непрофессионала и не политолога (хотя я не встречал людей непрофессиональнее, чем современные политологи! Это какой-то массовый клонированный Остап Бендер!) - ни один народ, ни один суперэтнос никогда еще не смог уклониться от своей исторической миссии, которая ему определена свыше. Вроде бы все было сделано, чтобы Россия с этой орбиты сошла. И военно-промышленный комплекс поломали, и патриотизм кошачьим чувством считали. И утечку мозгов допустили - всех отпустили и еще пирогов с собой надавали, и суверенитетом все обожрались. Но прошло пятнадцать лет, и все возвращается на круги своя. Я все это предсказывал заранее. Надо властям предержащим почаще слушать не политологов, а писателей.
Без пушкинистов не обойтись
- Писатель в России всегда был больше чем писатель. Сохранился ли у него этот общественный статус?
- С точки зрения законодательства у писателя до сих пор нет никакого статуса. И деятельность любого человека, занимающегося творчеством, приравнена к деятельности какого-нибудь мелкого бизнесмена, биржевого спекулянта и так далее. Но это не мешает писателю оставаться своего рода властителем дум. У нас всегда генераторами социальных идей были писатели. Умерли такие мыслители, как Кожинов, как Понарин, Зиновьев, которые заложили основы постсоветского, русского мировидения. Их замалчивали, их не пускали на телевидение в последние годы. Но любой политолог, который сейчас вылезает на телевидение и открывает рот, оперирует их терминами. Все крупные русские писатели были публицистами или, как Достоевский и Пушкин, геополитиками.
Помните, на 200-летие Пушкина на НТВ показывали фильм Леонида Парфенова. Он ходит, рассказывает, показывает - Питер, Арзрум, Царское Село... И в конце каждой серии идут титры - какая фирма предоставила ему костюм, какая ботинки, какая его причесала... Но нет ни одного названия сочинений наших великих пушкинистов, у которых он натырил слова, произнесенные в эфире. Свинство, правда? Воровство интеллектуальной собственности. Но суть в том, что он все равно пользуется словами пушкинистов, писателей. В этом сила литературы. Она как такой тайный, - но не серый, а белый! - кардинал, который дергает за интеллектуальные ниточки и заставляет президента вдруг процитировать Пушкина или какого-то мыслителя Серебряного века.
Пей, но дело разумей
- А почему писателям в России не хватает юридического статуса?
- Это связано с защитой интеллектуальной собственности, контролем над использованием твоих произведений, с условиями существования. Никто же не отменял необходимость для писателя иметь отдельный кабинет. Или мастерскую - для художника. При советской власти существовало понимание этой специфики. И понимание того, что алкоголизм - профессиональная болезнь писателей. И Литфонд учреждался именно как организация для оказания помощи безденежным и запойно пьющим писателям.
- Писатели в России все еще пьют запойно?
- Я думаю, не только в России. Если посмотреть статистику болезней и смертей классиков мировой литературы, то мы увидим, что это наднациональный недуг творческой интеллигенции, ничего не поделаешь.
- А такие писатели, как Александра Маринина или Дарья Донцова, являются властителями дум?
- Есть писатели и есть ПИПы, это большая разница. Я ввел этот термин, на который многие обиделись. ПИП - это персонифицированный издательский проект. Сравнивать ПИПов с писателями так же невозможно, как сравнивать хирурга с патологоанатомом. Хотя вроде бы и тот и другой занимаются человеческим телом. Но один живым, а другой трупом. Писатель создает литературу - хорошую или плохую, талантливую или нет, но он создает текст, который строится по законам художественного познания мира.
В этом жанре тоже можно создать коммерчески чрезвычайно успешные вещи. Возьмите меня, например. Я один из наиболее коммерчески успешных прозаиков. У меня последний роман "Грибной царь" разошелся тиражом больше 120 тысяч, это очень много по нынешним временам. А "Козленок в молоке" выдержал 26 изданий. Но я пишу литературу. А ПИПы изготавливают книжную продукцию, это разные вещи. Мы же не считаем кроссворд литературой, хотя он тоже состоит из слов.
В 90-е годы, когда шло разрушение остатков советской государственности и дележка собственности, нужны были ПИПы, а не писатели, которые могли спросить: а зачем это делается, а почему?.. Сейчас, когда наступила пора выхода страны из кризиса и появились амбициозные национальные проекты, выяснилось, что с глупым народом это невозможно осуществить. И теперь народ, который отучили думать (в том числе при помощи этих самых ПИПов!), надо опять приучать думать. Надеюсь, что теперь ситуация поменяется кардинальным образом.

"Информационный портал Даугавпилса"

июнь 2006г.
http://www.polyakowww.ru/smi/int/index.php?nid=44

Док. 273907
Перв. публик.: 25.06.06
Последн. ред.: 25.01.07
Число обращений: 349

  • Поляков Юрий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``