В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тащить и не пущать Назад
Тащить и не пущать
Программа вышла в эфир, можно сказать, в профессиональный праздник ее создателей: Всемирный день борьбы с коррупцией. И автор поздравил с праздником гостя эфира, заместителя руководителя "Росприроднадзора" Олега Львовича Митволя - на этом фронте личность Митволя надолго запомнится его противникам.

Олег Митволь, стоявший на страже российской природы и экологии, на днях получил еще одну возможность отстаивать интересы, как он сам считает, российского бюджета и материальное благополучие российских граждан, потому что согласно конституции граждане передают все возможности управления недрами, богатствами государству. И государство обязано максимально соблюдать эти интересы. Даже нефтяные компании, которые получают возможность пользования российскими недрами, действуют на этих основаниях, и все их права четко прописаны в лицензионных соглашениях.

МИТВОЛЬ: Кстати, хочу напомнить, что из-за понижения уровня государственного контроля за последние десять лет коэффициент добычи нефти упал с сорока пяти процентов до тридцати, то есть компании просто "снимают пенки", добывая самые легкие запасы, все остальное бросают и идут дальше. Все это становится возможным потому, что государство за этим не смотрит; добыча, требующая затратных инженерно-восстановительных работ, оставляется государству.

И все же сначала сосредоточимся на драматических событиях, которые происходили вокруг Олега Митволя в последние дни. В них было немало странного...

МИТВОЛЬ: Я считаю, что основной метод противодействия коррупции - открытость, и в связи с этим если все закулисные дела показывать обществу, то по крайней мере общество может знать своих "героев" в лицо. Еще в августе президент Владимир Путин поставил нашему министру Юрию Трутневу задачу наладить эффективное использование российских недр. Чтобы государство, бюджет получали максимально возможные прибыли от использования национальных недр, а не то, что сегодня зачастую происходит, когда компания, по непонятным причинам выигрывая не аукционы, а конкурсы, потом ставит все запасы на баланс и продает акции на английской бирже. При этом ее не интересует, что происходит в России, что здесь нет рабочих мест, что надо выполнять лицензионные соглашения, платить налоги.

Действительно, - и все об этом говорят - нужно навести порядок. К сожалению, также все говорят, что область недропользования - одна из самых коррумпированных областей. Никто толком не понимает, что там происходит; там крутятся миллиарды долларов, и это деньги нашего государства, нашего бюджета. Именно эти вопросы решают чиновники в тиши своих кабинетов. "Росприроднадзор" имеет надзорные функции, но по закону о недрах отбирать лицензии у нерачительного пользователя доверено другому органу - этим назимается "Роснедра".

Получается следующее. "Росприроднадзор" подает более сотни документов на отзыв лицензии, эти документы "затекают" в закрытый кабинет, и потом получается, что за год отозваны всего пять - восемь лицензий. Все остальные недропользователи отделываются легким испугом, который идет на пользу некоторым чиновникам, - конечно, вы понимаете, что там происходит. И компания получает передышку еще на полгода - год. А за это время находят покупателя, и вместо того чтобы по закону вернуть все государству с последующей организацией конкурса, доходы от которого поступили бы в бюджет, а новый пользователь за реальные деньги смог бы что-то сделать, - все остается по-прежнему.

Итак, пятого декабря я был назначен представителем "Росприроднадзора" в Комиссии по отзыву лицензионных соглашений. Я сразу сказал, что буду делать все, чтобы процесс отзыва лицензий получил абсолютно прозрачный характер. То есть чтобы было понятно, почему именно эта компания рассматривается на комиссии, а не та, документы по которой поступили три - четыре месяца назад. Почему принято именно такое решение по той или иной компании; не потому, что три или четыре чиновника захотели решить именно так судьбу российских недр, которые по конституции являются государственными, а потому, что это соответствует закону.

Пятого декабря "Роснедра" получили мои документы, а восьмого числа я, взяв проект заседания комиссии, совершенно спокойно пошел в "Роснедра". Но в зале проведения заседания - это в нашем же здании министерства - ко мне подошла охрана; мне заявили, что меня "велено не пускать". Я показал удостоверение; я имею право доступа даже на режимные объекты, не говоря уже о здании своего же министерства. Я действовал в рамках административного производства (статья 7 (1) Административного кодекса).; охранник же заявил, что ему плевать, а кто он - он не скажет. Он попытался оказать на меня даже физическое воздействие, но, видимо, в свое время плохо занимался физкультурой. В конце концов мне удалось выставить его за дверь...

11.12.06

Радио России

Док. 274035
Опублик.: 26.01.07
Число обращений: 955

  • Митволь Олег Львович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``