В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Рошаль: `Не исключаю, что Зурабов получит Героя России за разоблачение группы мошенников` Назад
Леонид Рошаль: `Не исключаю, что Зурабов получит Героя России за разоблачение группы мошенников`
Леонид Рошаль - известный защитник детей. У нашей медицины - проблемы не детские. Но Леонид Михайлович ими "болеет". Реформа здравоохранения, проблемы в зурабовском министерстве, аресты в Федеральном фонде обязательного медстрахования - обо всем этом мы поговорили с доктором Рошалем, директором НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, доктором медицинских наук, профессором, председателем комиссии по здравоохранению Общественной палаты.

- Ваш прогноз: чем завершится расследование злоупотреблений в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, чей председатель правления - г-н Зурабов?
- Я не люблю быть гадалкой. Конечно, все мы обеспокоены. Но я считаю, что сейчас следственным органам надо дать возможность спокойно разобраться в этой ситуации, а затем, в зависимости от судебных выводов, решать, что делать.
- Общественная палата в октябре проанализировала проблемы охраны здоровья в России. Какой эффект от этих выводов?
- В решении палаты прямо говорится, что сегодняшнее состояние здравоохранения не соответствует Конституции РФ. ОП признала наличие системных нарушений в деятельности Минздравсоцразвития РФ, включая и стиль руководства. Аналитический документ на 20 страницах. Но, как выясняется, этот документ до многих руководителей страны не дошел. Он осел в "аппаратах". Случайно или нет, сказать не могу. Но вопрос серьезный - зачем тогда работает Общественная палата? Опять дискредитация идеи президента...
- Какие проблемы вы с коллегами вычленили?
- Здравоохранение недофинансировано в два раза: при норме 6% от ВВП получает всего около 3%. Нет концепции развития здравоохранения. Такая важная человеческая отрасль живет фактически без законодательной базы - нет основополагающего закона о здравоохранении в России. Минздравсоцразвития должен выходить с законотворческими инициативами, а где они, эти инициативы? И главное - Общественная палата признала необходимость разделения Минздравсоцразвития на Министерство здравоохранения и Министерство социального развития. Если две такие важные сферы страдают, надо их разделить. Так сделали в свое время в Казахстане: там тоже вначале объединили эти два ведомства, позже поняли, что ошиблись, и разъединили.
- И насколько реален "развод"?
- Нужно политическое решение. Рано или поздно это случится. Мы считаем, что это надо сделать сегодня, потому что потерян стержень управления здравоохранением.
"За чиновников нам было просто стыдно"
- Какие недостатки работы Минздравсоцразвития, по-вашему, самые вопиющие?
- Важнейшие решения принимаются без обсуждения, кулуарно. К примеру, сейчас речь идет об определении регионов для отработки пилотных проектов - некоторых методик, организации здравоохранения. На пилотные проекты государство отпустило 4 млрд. рублей.
Недавно мы заслушали этот вопрос на комиссии по здравоохранению Общественной палаты. Но выступающие из Минздравсоцразвития не смогли ответить аргументированно ни на один поставленный вопрос ни членам Счетной палаты, ни депутатам Госдумы, ни профсоюзным деятелям, ни членам комитета по здравоохранению ОП. Было просто стыдно. Осталась непонятной даже суть пилотных проектов и то, чего можно ожидать от их реализации. Мы признали это выступление неудовлетворительным, и в Минздравсоцразвития будет послан официальный запрос: чтобы в письменном виде четко разъяснили, что они хотят внести в пилотный проект.
- И этот вопрос уже собираются выносить на правительство?
- Именно так. Замечу, выступала на комиссии не кто-нибудь, а директор Департамента развития медицинской помощи Минздравсоцразвития г-жа Махакова. Некоторое время назад в Общественной палате о финансировании здравоохранения рассказывала зам начальника отдела этого же департамента, экономист г-жа Михеева. И все то же самое. Один раз - это случайность. Два - близко к системе. Экономисты плохо понимают, что нужно практической медицине. А эти люди, как и стоящий над ними теперь уже замминистра г-н Хальфин, руководят нашим здравоохранением.
Хочу сразу оговориться: я - за пилотный проект, но против нововведений, которые Россию ломают через колено. Суть пилотных проектов надо тоже обсуждать. Но даже на коллегии Минздравсоцразвития, насколько я знаю, эти проекты не обсуждались.
Нам не хватает восточной мудрости. Сначала принимаем законы, а потом исправляем ошибки, штопаем дыры.
Вот пример: повысили зарплату в первичном звене участковым врачам и медсестрам. А потом вспомнили, что к первичным относится и "скорая помощь", фельдшеры, что в поликлиниках есть узкие специалисты, что есть еще и школьно-дошкольные учреждения. В результате - посеяли конфликты между специалистами и участковыми.
Минздравсоцразвития является местом раздора и распространения конфликтов в здравоохранении.
"В министерстве сидят интриганы"
- Сейчас в разгаре конфликт между Российской академией медицинских наук (РАМН) и ведомством Зурабова. Что там не поделили?
- На пустом месте создан конфликт, но в орбиту втянута вся медицинская наука, профессора, академики. То, что делает Минздравсоцразвития - причем часто ссылаясь на Президента России, - просто неприлично. Убежден, что президент не знает этого, а если бы знал, никогда бы не допустил такого. Говорю вам со всей ответственностью: в министерстве сидят просто интриганы.
Академики не послушались рекомендаций Минздравсоцразвития и выбрали в руководители академии "не того". Хорошего, достойного человека, но не того, кого рекомендовало министерство. "Ах, вы нашего не избрали, мы вам устроим!" Создадим агентство высоких технологий в министерстве, посадим того человека, которого вы не избрали, и передадим ему ваши академические институты. А если какие-то институты заартачатся, не пойдут, мы тогда функции ведущих передадим в другие институты. А то, что развалится мощнейшая Академия медицинских наук, - это пустяк. Постоянно нужны кровь и конфликт...
- Наверно, важнее, к кому денежки потекут. Разве не так?
- Да, деньги уже начинают делить. Выясняют, кому принадлежит недвижимость, земля. Это просто ужасно, неприлично. Все, что сейчас происходит вокруг РАМН, - это даже похуже непрофессионального руководства в здравоохранении.
"Зурабов - плохой менеджер"
- Что касается реформы здравоохранения в целом - насколько и куда она продвинулась?
- Никуда не продвинулась. Никакой реформы просто нет. Пилотные проекты - это лишь проекты, а не кардинальное решение проблем. Предположим, изменится система оплаты за коммуналку - за воду, за электричество и прочая, да введут плату за землю. Насколько это будет посильно для медучреждений? Не станет ли хуже? Вопросы возникают потому, что я не вижу ни одного новшества, рожденного в недрах Минздравсоцразвития, которое бы было в плюсе или доведено до конца.
- Вы имеете в виду монетизацию?
- О льготниках, которых у нас 30 миллионов, уже немало сказано. А каково лекарственное обеспечение остальных 110 миллионов граждан? Разве оно соответствует возможностям человека купить лекарство? Соответствует стандарту качество лекарств? Где контроль за этим качеством?
У моего друга, к примеру, эпилепсия - в течение 12 лет он принимал одно и то же лекарство, которое его спасало. Сейчас это лекарство из льготного списка выбросили. Взамен ничего не дали. И толком ничего не объяснили. Люди в растерянности.
- В редакции нередко раздаются звонки от руководителей медучреждений разного уровня, которые говорят, что Зурабов - просто бизнесмен, менеджер и ничего не смыслит в здравоохранении...
- Я считаю: Зурабов - плохой менеджер. Хороший менеджер результат просчитывает на много ходов вперед. Когда были выделены деньги на льготные лекарства, руководство Минздравсоцразвития направо и налево раздавало советы: выписывайте лекарств сколько хотите, хоть на 100 тысяч рублей, ограничений нет. Но надо знать нашу ментальность. Льготники и стали выписывать лекарства - на свою семью, на знакомых, просто впрок. В результате не только резко возросло количество рецептов, увеличилась стоимость лекарств и на несколько миллионов возросло число льготников. Деньги быстро закончились. Это же можно было предвидеть.
А хвастаться сейчас, что наконец точно подсчитали по головам льготников и ввели "персонифицированный учет"... Просто стыдно.
- Ваша оценка нацпроекта "Здоровье". Нравится ли вам, например, реклама, которая его сопровождает на ТВ? Или эти деньги стоило потратить на что-то другое?
- Замечательная идея с нацпроектом. Но когда я слышу, что в результате нацпроекта в России уже снижается смертность, мне смешно. Такого еще не может быть по определению. Проект направлен на первичное звено, на помощь пациентам. Но там еще кадровые вопросы не решены. Показывать положительное по ТВ, конечно, нужно. Но не надо лакировать Минздрав, где все хорошо, прекрасная маркиза. Не надо дурить голову президенту и правительству. Вы бы слышали эти победные доклады из Минздравсоцразвития на заседании правительства! Сказка! Цифры, цифры, цифры, и все победные!
"В стране - длинная скамейка запасных"
- Ждать ли скорой отставки Зурабова?
- Я думаю на это должна быть политическая воля. Вероятнее всего, решение Президента России.
- А если злоупотребления в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования подтвердятся?
- Зурабов будет уволен. Но не исключаю и того, что он, наоборот, получит Героя России "за разоблачение группы мошенников"...
- Уже не один раз казалось, что Зурабов висит на волоске. Кто ему покровительствует? Такое ощущение, что у него есть надежный иммунитет.
- Не знаю. Но в самом деле странно: покажите мне хоть одну идею, придуманную Зурабовым, которая бы привела к положительному результату. Пенсионная реформа - нет. Монетизация - нет. Льготное обеспечение в здравоохранении - нет...
- Помнится, вы резко критиковали предыдущего министра Шевченко за то, что о людях не думал, но зато под себя создал шикарный медицинский центр... Когда, на ваш взгляд, повезет россиянам с руководителями Минздрава?
- Когда-то это будет, и чем скорее, тем лучше. У нас в стране - длинная скамейка нормальных руководителей здравоохранения в регионах, из которых можно спокойно выбрать кандидатуру, а заодно и укрепить руководство будущего Минздрава.

Московский Комсомолец
от 25.12.2006

Док. 275158
Опублик.: 02.02.07
Число обращений: 520

  • Рошаль Леонид Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``