В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЮРИЙ СОЛОМИН: `РАЗВЕДЧИКОМ МЕНЯ СДЕЛАЛ АНДРОПОВ` Назад
ЮРИЙ СОЛОМИН: `РАЗВЕДЧИКОМ МЕНЯ СДЕЛАЛ АНДРОПОВ`
Знаменитый артист не считает свои роли в советских фильмах конъюнктурными
НА ПРОШЛОЙ неделе завершились гастроли в нашем городе московского Малого театра. Рабочий график художественного руководителя театра народного артиста СССР Юрия Соломина очень напряженный, но в нем нашлось время для не совсем обычной встречи - с рабочими и сотрудниками ЛОМО. "Забывать старых друзей большой грех", - объяснил Юрий Мефодьевич. А вечером того же дня он стал кавалером ордена "Звезда созидания".

"Пусть хоть жена знает, что я народный артист!"

- Юрий Мефодьевич, много ли значат для вас звания и награды?

- Я в связи с этим всегда вспоминаю Фаину Раневскую. Переезжая с квартиры на квартиру, она всякий раз спохватывалась: "Ой, у меня тут где-то был чемоданчик с похоронными принадлежностями!" В самом деле, не оставлять же заслуженные награды для подушечек, которые несут перед гробом! Пусть хоть жена, дети знают, что ты заслуженный, а то и народный!

- Когда по телевидению шел "Адъютант его превосходительства", вся прекрасная половина Советского Союза сходила с ума по капитану Кольцову...

- То-то я думаю, откуда у нас столько ненормальных пожилых женщин! (Смеется.) А если говорить серьезно, то многие поклонники и поклонницы преданы мне по сей день. Дожидаются после спектакля. Несмотря на все мои запреты, дарят цветы.

- Что за запреты?

- Я знаю, что люди покупают цветы на последние деньги. Я говорю: "С меня хватит и открытки! Букеты брать не буду!"

Мозги стали другими

- В фильме "Блокада" вы сыграли майора Звягинцева. После того как с архивных документов был снят гриф секретности, многие стали называть эту картину конъюнктурной...

- А разве люди в блокадном Ленинграде не умирали с голоду? Разве не была нашпигована металлом каждая пядь земли? Так ложь или правда то, что мы показали? Я сейчас не говорю о той исторической правде, которая касается руководителей Ленинграда да и всего Советского Союза того времени. Мы и теперь ее не знаем. До сих пор многие документы закрыты. А за остальное мне не стыдно. Как вы думаете, был бы конъюнктурщиком режиссер, который снял бы новую "Блокаду" с сегодняшних позиций? Давайте, переснимайте! В таком случае и "Чапаева" нужно переснять. И "Броненосец "Потемкин", и "Кубанских казаков"! Я недавно смотрел "Кубанских казаков" по телевизору, и, вы знаете, у меня не было отвращения. Было ощущение красивой сказки. Ну так и тогда они так же воспринимались.
За 30 лет многое изменилось как вокруг, так и внутри нас. Я и сам смотрю старые фильмы со своим участием и думаю: "Наверное, я бы здесь сделал по-другому и здесь..." Но не для того, чтобы что-то исправить с позиции сегодняшнего дня. А потому, что у меня за 30 лет мозги стали другими. Но я все равно никогда не плюю в колодец, который может пригодиться. И не пилю сук, на котором сижу.

Роли распределяло КГБ

- В сериале "ТАСС уполномочен заявить" вы сыграли разведчика...

- Хотите упрекнуть меня и за это? (Смеется.) От съемок в "ТАССе" я сначала отказался, потому что был занят в другой картине. А через год - снова звонок: "Юрий Мефодьевич, это опять мы, "ТАСС уполномочен...". - "Чего вы хотите? Кого-то озвучить? Или переозвучить? Я этим не занимаюсь". - "Нет-нет! Вы приезжайте на студию. Есть разговор". Я приехал. И мне сразу предложили подписать договор. Объяснили: "Картина была закрыта. Ее нужно переснимать. Поступила команда свыше..." И, как я понял, "командой свыше" была указана и моя фамилия. Отказываться было бесполезно. Я прочитал сценарий, и он мне понравился. К тому же разведчиков в нашем кино тогда было раз-два и обчелся: Кадочников, Банионис... "Команда свыше" была и на предмет разрешения показать какие-то технические детали и секреты, о чем раньше не могло быть и речи. Это тоже было интересно.

- Вы сказали: "команда свыше". Под этим подразумевается кинематографическое начальство или люди из аппарата Андропова?

- Команду дал Комитет государственной безопасности, который возглавлял в то время Юрий Владимирович Андропов.

На Зурабова надеяться нельзя

- Юрий Мефодьевич, вы в своей киножизни соглашаетесь на любые роли?

- Артисты соглашаются на любые роли или от безденежья, или от бесталанности, или от старости. Я, к счастью, отношусь к категории людей, имеющих право выбора. И не первый год отношусь. К сожалению, годы эти уже заканчиваются, потому что я человек пенсионного возраста. Что там дальше Зурабов придумает, я не знаю. Я же рассчитывать, а тем более надеяться на Зурабова не могу! Я должен рассчитывать только на себя. И при всем при этом совсем недавно я отказался от одного фильма. От довольно-таки большой суммы отказался. Почему? Плохая роль, плохой сценарий.

Тайна японского чуда

- В своих мемуарах вы рассказываете о встречах со многими знаменитостями. Какие их этих встреч самые важные?

- С Высоцким и Куросавой. Я считаю Высоцкого великим поэтом. По его песням потомки будут изучать историю Советского Союза. Высоцкий мог сто раз уехать за границу, эмигрировать, однако же он этого не сделал. У него была человеческая боль за землю, на которой родился. Что же касается наших с ним отношений... Мы не были закадычными друзьями. Но между нами существовали очень добрые отношения. Володя часто подвозил меня домой на своей заграничной машине, когда я еще был "безлошадным".

- А чем вас больше всего удивила Страна восходящего солнца, где вы работали с Акирой Куросавой?

- Почти 30 лет назад в Киото мы снимали фильм "Мелодии белой ночи". И нам для съемок понадобилось пианино. С трудом удалось его найти у каких-то частных лиц. Теперь, как известно, японцы, китайцы, корейцы на всех музыкальных конкурсах получают если не первые места, то вторые, третьи - обязательно. Почему? Да потому что музыку им преподают замечательные русские педагоги. Я знаю многих из них! Русская музыкальная культура дала качественный рост японской музыкальной культуре.

Удивительно? Еще пример. Малый театр первый раз на гастролях в Японии побывал в 1990-м. Там залы на полторы тысячи мест. Продюсеру было невыгодно нас приглашать. "Зачем вы это делаете?" - спросил я его. Он ответил: "У нас в стране сейчас принята программа воспитания образованного, культурного человека. Культура даст отдачу и на производствах". В прошлом году залы уже были набиты битком! "Видишь, что сделала культура с людьми за 10 лет!" - сказал мне продюсер.

Владимир ЖЕЛТОВ
"Смена", 04.10.2005


Док. 276831
Перв. публик.: 04.10.05
Последн. ред.: 14.02.07
Число обращений: 280

  • Соломин Юрий Мефодьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``