В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
За кулисами всеобщего одобрения: неучастие в выборах и консолидация компартии Назад
За кулисами всеобщего одобрения: неучастие в выборах и консолидация компартии
Предстоящие президентские выборы отличаются от всех предыдущих в российской истории феноменальным количеством избирателей, желающих проголосовать за одного кандидата - действующего президента Владимира Путина. Социологические центры конкурируют друг с другом в определении числа голосов, которые будут ему отданы - 60, 70 или даже 80%?

Еще одно отличие нынешних выборов - наличие политических партий, общественных движений и объединений граждан, принципиально не участвующих в выборах, а также призывающих не ходить на выборы россиян.

6 марта в Санкт-Петербурге состоялся митинг, участники которого - коммунисты, Комитет единых действий в защиту социально-трудовых прав трудящихся, анархисты, представители некоторых муниципальных образований города - призывали горожан не ходить на выборы. Как сообщил "Росбалт", участники митинга стояли с плакатами: "При явке ниже 50% выборы не состоятся", "Не нужен Путин?", "Не голосуй!", "А слабо вообще без Президента?", "14 марта бойкот выборов". Причинами протеста были названы: превращение России в полицейское государство, развал системы ЖКХ, препятствование властей организации гражданских акций и широкомасштабная уплотнительная застройка в Питере.

В Москве митинг под лозунгом "Народ против диктатуры - за Россию без Путина" состоится 10 марта на Пушкинской площади. Организаторы митинга - движение "За права человека", движение "Российские радикалы" и Комитет антивоенных действий, Антивоенный клуб и другие организации. Как заявил "Эху Москвы" руководитель общественного движения "За права человека" Лев Пономарев, на митинге выступят люди, призывающие к бойкоту выборов и люди, которые призывают голосовать против всех, также придут те, кто выступает сейчас за единственного демократического депутата - Ирину Хакамаду. "В нашей среде нет единства, как окончательно вести себя на выборах, но единство в том, что президент Путин идет на выборы, не выполнив те обещания, которые он дал четыре года назад; на действующего президента в огромной степени работает административный ресурс, поэтому равных условий для других кандидатов государством не создано, - отметил Пономарев. - В этих условиях единственный вариант, который мы для себя видим, голосовать против Путина, а форму голосования пусть выберет для себя каждый избиратель".

По информации "Грани.Ру", участники митинга выступают "за демократию и правовое государство, за свободу слова, против цензуры, за мир и демократию в Чечне, за мирные переговоры между воюющими сторонами, за временную администрацию ООН в Чечне". Другими требованиями митингующих станут "независимость правосудия, освобождение политзаключенных М. Ходорковского, А. Пичугина, П. Лебедева, М. Трепашкина, И. Сутягина".

Подобные акции вряд ли отразятся на явке избирателей на выборы и их результате, тем более, что многие представители правых считают, что люди запуганы и пойдут на выборы не из-за своей гражданской сознательности, а из-за страха, и по этой же причине будут голосовать за В.Путина.

За комментариями МиК обратился к заместителю директора Центра политических технологий Алексею Владимировичу Макаркину.



- Мы говорили с правыми - они говорят, что люди боятся и именно из-за этого пойдут голосовать, в том числе, многие боятся голосовать против всех. Мы говорили с левыми - они нас заверили, что их электорат возмущен творящимся беспределом, и значительная его часть также голосовать не пойдет, а многие будут голосовать против всех. Как Вы прокомментируете это? Какими будут явка и протестное голосование?



Я думаю, что явка будет достаточно большой. И связано это не с тем, что все запуганы. Есть такая субкультура - люди, которые боялись вычеркивать даже Ельцина в 1996 году. Была такая категория старушек, которые шли голосовать за него, думая, что иначе за ними придут, кто-то из НКВД. То есть, как бы понимая, что никакого НКВД уже давно и в природе не существует, люди, которые его боятся, есть. И эта проблема родилась не сегодня. Это проблема всей нашей независимой России.

Есть в стране такая категория людей, которая боится, что любая власть придет и накажет, даже самая демократическая, которая совершенно не собиралась никого наказывать.

Кстати, страха в обществе не ощущается. Определенный страх есть в элитах, в связи с историей с ЮКОСом, с Ходорковским. Но на общество, на широкие слои избирателей это не транслируется. Они никак не могут отождествить себя и свои интересы с интересами элиты, думая: "Вот пускай элита разбирается. А у нас особых проблем как раз с властью нет". Есть с гаишниками, с милиционерами, то есть с самыми младшими представителями власти, а все что повыше, все это существует совершенно в другом измерении для людей.

Что касается того, что не придут левые, то в последнее время идет рост рейтинга Харитонова, который в общем то связан с тем, что есть у нас такой коммунистический избиратель, который всегда голосует за коммунистов. Всегда, в независимости от того, популярные они или нет, кто у них в списке, есть ли в списке у них миллионеры, и это примерно 12%, которые проголосовали за КПРФ в декабре. Вот сейчас левый избиратель пошел. Сначала он был в смятении, он совершенно не понимал, почему Зюганова нет, требуя: "Хотим Зюганова, дайте нам Зюганова!". Но сейчас левые начали усваивать, что на самом деле это такой тактический ход, что Харитонов - это коммунист, и за Харитонова надо идти голосовать. Поэтому сила серьезной коммунистической инерции, она приводит к тому, что растет рейтинг Харитонова.

Еще один момент - для левых избирателей не идти голосовать во многом противоестественно. Они привыкли голосовать всю жизнь. Они голосовали даже в 1993 году, когда были выборы, которые считались заведомо несправедливыми - при Ельцине, сразу после октябрьских событий в Москве. У коммунистов вообще самый дисциплинированный электорат. И сначала дисциплинированный коммунист был в растерянности, но сейчас рост рейтинга Харитонова свидетельствует о том, что очень многие коммунисты, которые первоначально не понимали, за кого проголосовать, все же отыскали своего кандидата. Нормального, выдвинутого компартией, привычного Харитонова.



- А Глазьев тогда где оказывается?



У него самая сложная ситуация. Я понимаю, что сложная ситуация также у Хакамады, но у него самая сложная. Дело в том, что для многих избирателей голосование за "Родину", ранее как голосование за ЛДПР на парламентских выборах, стало неким переходным этапом к голосованию за президента на президентских выборах. Эти избиратели должны были отойти от КПРФ, отойти от оппозиции, но они не могли придти к "Единой России", партии бюрократической, номенклатурной. Поэтому они искали что-то среднее. И уже тот факт, что они ушли от коммунистов, свидетельствовал о том, что они вполне совместимы с президентом и вполне готовы за него проголосовать, а не за кандидата, которого выставит КПРФ. Вот сейчас большинство из них благополучно, сразу после парламентских выборов, а некоторые, думаю, и в ходе парламентской кампании, пришли к президенту. С чем связан явный рост его избирательного рейтинга. Поэтому сейчас Глазьеву приходится доказывать, что он более эффективен, более антиолигархичен, чем президент. Он в принципе говорит сходные с президентом вещи, но вот почему-то за него надо голосовать. Хотя в общем-то различий не очень много. И их надо доказать.

Но при этом, если и ему, и Рогозину на парламентских выборах были созданы самые благоприятные информационные и организационные условия, то теперь ситуация совершенно иная. Электронные СМИ выпускают Глазьева весьма ограниченно, в собственной фракции его свергли, и вот он вместо того, чтобы заниматься президентской кампанией, должен заниматься разборками, связанными с тем, что в Думе пытаются снять табличку с его фамилией, что приходится обороняться от собственной фракции и т.д.

Поэтому я думаю, что все же шансы на второе место выше у Харитонова, как человека, у которого есть реальный левый электорат, который придет на избирательные участки. А избиратели, которые голосовали за Глазьева на парламентских выборах, серьезно расколются. Примерно 50 на 50. Половина проголосуют за Глазьева, половина проголосует за президента. Таким образом, я не вижу причин, которые привели бы к серьезному снижению явки.

Президентский электорат придет голосовать за своего кандидата, многие голосующие за ЛДПР и "Родину" также придут к президенту. К нему же перейдет значительная часть СПС-совцев. Харитонов возьмет значительную часть ортодоксального коммунистического электората. И, в общем, все окажутся вполне пристроенными. И я не думаю, что есть причины, которые повлияют на снижение явки или увеличение протестного голосования.



- А проект "Родина"? Как сложится его судьба? Почему такое эффективное начало привело к такому плачевному концу? Непрофессионалы взялись?



Взялись профессионалы, причем решать конкретную задачу - она заключалась в том, чтобы отобрать голоса на парламентских выборах у коммунистов. Задача выполнена. А теперь Кремль ставит перед "Родиной" другую вполне конкретную задачу. "Родина" не должна мешать президенту Путину в ходе кампании, не должна выдвигать Глазьева, должна была подержать вначале такую символическую фигуру как Геращенко, а потом, когда Рогозин высказался за президента, начать поддерживать его кандидатуру. Вот такая задача у "Родины" была с точки зрения Кремля.

В Думе "Родина" будет играть роль запасной "партии власти". Будет в чем-то критиковать "Единую Россию", требовать восстановления смертной казни, строить более антизападную линию, но ни в чем не противоречить Кремлю. "Мало ли пригодимся". Вот такая их линия.

Сергей Глазьев в этой ситуации оказался слишком амбициозным. Он действительно всерьез думал, что он главный на левом фланге. И он действительно всерьез поверил в то, что у него есть собственный сильный ресурс - есть организация, харизма, ну все это началось рассыпаться. Его организация начала уходить от него стремительно, а харизма держалась во многом на СМИ. И если он начал значительно меньше появляться в СМИ, то и рейтинг его застыл. А того постоянного избирателя, ортодоксального, который намерен проголосовать за него в любой случае, у него почти нет. Очень многие считают, что Глазьев, конечно, хорош как парламентарий. Но в президенты еще ему выдвигаться рановато, естественно от тех, кто голосует за "Родину". Поэтому в этой нише занимает место Харитонов, который гораздо менее яркий, но имеющий избирателей, которых у Глазьева явно не хватает.



- Ну а как Вы считаете, левая оппозиция вообще имеет перспективу в стране?



Есть брэнд КПРФ на этом площадке, поэтому Харитонов - человек абсолютно не неизвестный, ни лидер, все равно сейчас опережает по опросам Глазьева. То есть, есть тот круг людей, который все равно голосует за коммунистов, в любом случае. Другой структурированной левой оппозиции я пока не вижу.



- Ну а КПРФ имеет перспективу? Ведь поражение на выборах, хотя оно и было искусственным, все же произошло.



КПРФ сохранила ядро, и сейчас все будет зависеть от экономики. Если в экономике все будет хорошо, то это ядро будет постепенно сокращаться, в том числе поэтому, что это ядро очень старое, великовозрастное, поэтому оно будет сокращаться по объективным причинам, и молодежь не будет туда идти. Если же в стране будут расти протестные настроения, то часть коммунистов уйдет в глухую оппозицию. Сейчас они отказались утверждать в Думе Фрадкова, и даже отказались говорить с ним о чем-либо.

Поэтому если в стране будут серьезные экономические проблемы, то избиратель пойдет в первую очередь к тем, кто был наиболее резок, непримирим. Вот, коммунисты и пытаются такую карту разыграть, но это задача достаточно длительная. Сейчас они хотят продержаться, перегруппироваться, и в случае ухудшения экономической ситуации попытаются перехватить инициативу. И у них сохраняется значительный электорат.

09.03.04

МиК

Док. 278741
Опублик.: 26.02.07
Число обращений: 609

  • Макаркин Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``