В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Провокации со стороны Грузии будут продолжаться Назад
Провокации со стороны Грузии будут продолжаться
Александр Караваев, эксперт Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, рассказывает о проблематике современных российско-грузинских отношений.



- 13 октября Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию о продлении мандата миссии наблюдателей ООН и миротворческих сил СНГ в Грузии. Однако стало известно о нарушении этой резолюции со стороны Грузии. Как можно расценивать такой шаг?



- Грузия не меняет политику, которую она начала вести с начала периода обострения. Это период полутора-двух лет, начиная с момента, когда Саакашвили и администрация решили, что надо изменить ту ситуацию, которая сложилась вокруг конфликта. Для этого необходимо выполнение нескольких действий. Сначала надо попытаться изменить формат переговоров и привести туда новых посредников со стороны Запада. Наиболее подходящий вариант - это страны ОБСЕ. Далее надо постепенно вытеснить Россию в качестве миротворца, а потом действовать по обстоятельствам, постепенно обостряя ситуацию в Абхазии, в Южной Осетии. Таким образом можно привлекать новых посредников с Запада, обращаясь к ним за помощью в решении обострившегося конфликта. Что же касается системы, которую они начали реализовывать в политике с сепаратистскими анклавами, теперь вопрос в том, как это представить в Совете Безопасности ООН.

Здесь ситуация достаточно скользкая. Во-первых, эти резолюции носят рекомендательный характер, и их можно не выполнять, как и все резолюции в отношении конфликтов на постсоветском пространстве. Есть, например, четыре резолюции по поводу Нагорного Карабаха: Армении предписано вывести оттуда войска. Эта резолюция не выполняется, но это не создает никаких проблем для Армении. А проблемы могут заключаться в решении Совета Безопасности о введении каких-то санкций и систем мер, позволяющих надавить на одну или другую сторону экономически или политически. Резолюции Совета Безопасности в отношении постсоветских конфликтов носят рекомендательный характер. В данном случае нельзя смешивать вопрос с миротворчеством ООН в зоне Абхазии. Россия пыталась обратить внимание Совета Безопасности на незаконные, с международной точки зрения, действия Грузии. И основная проблема заключалась в том, чтобы еще раз на уровне Совета Безопасности показать и доказать компетенцию Организации Объединенных Наций для решения вопроса о присутствии миротворцев ООН. В резолюции прописано, что каждый год необходимо заново утвердить продление миссии. Также в резолюции написано о том, что Совет Безопасности рекомендует сторонам прийти к взаимоприемлемому решению и снизить напряженность в районе Кодорского ущелья. Но там отсутствует фраза о том, что надо вывести оттуда войска. Также существует ряд трактовок, что можно считать войсками. Грузия может назвать это полицейскими силами, а не войсками. Почему Грузия действует таким образом? Потому что Грузия по-другому действовать не может в принципе. Те резолюции, которые прописаны именно в отношении Абхазии, предполагают усиление возможностей как одной стороны, так и другой. Поэтому отдавать свои позиции из-за решения резолюции никто не будет: ни Россия, как модератор конфликта со стороны Абхазии, ни Грузия.



- Может ли Россия рассчитывать на введение каких-либо санкций в отношении Грузии?



- Наше внешнеполитическое ведомство отдает себе отчет в том, что никаких санкций на уровне Совбеза ООН по отношению Грузии принять невозможно. Должно быть коллегиальное решение, все должны проголосовать за эти санкции, а американцы никогда за это не проголосуют. Вообще возникает очень много вопросов, на каком основании мы вводим эти санкции. Если посмотреть хронологию конфликта, мы вводили санкции в ответ на задержание военнослужащих. Но решение о санкциях было принято на Совете Безопасности в субботу, а в понедельник военнослужащих отпускают. На формальном уровне они уже не согласуются. То есть, необходимо объяснение на международном уровне. Мы должны придать Грузии статус той страны, которая нас не устраивает. В странах СНГ мы еще не сталкивались с этой проблемой. А надо сделать то же самое, что сделали США в отношении Кубы. Они наложили торговое эмбарго, потому что специальным решением Конгресса и Сената было отмечено, что на Кубе антидемократический режим, Куба является страной, которая не устраивает политику Соединенных Штатов. И на этом основании уже накладывается эмбарго. У нас такой цепочки не прослеживается. У нас в Думе обсуждается, каким образом вводить санкции, и что понимать под санкциями. Но мы никогда не вводили санкции по отношению к недружественному государству, мы вообще не можем объявить, что такое недружественное государство, в международной правовой практике новой России такого еще не было. Но если мы решим этот вопрос и определим, что Грузия является недружественным для нас государством, мы можем вводить санкции и выводить это на обсуждение ОБСЕ или на любой другой уровень Совета Безопасности. Мы можем доказать, что Грузия является недружественной страной по отношению к России, но эту работу надо провести. Если исходить из того, что обсуждается в Совете Безопасности в отношении Грузии, эта проблематика касается только сепаратистских анклавов и внутригрузинских проблем, формально Абхазия и Южная Осетия - это территория Грузии. И никого не интересует, как Грузия относится к России.



- Спрогнозируйте, пожалуйста, дальнейшее развитие событий. Как его видит Грузия, и как его видит Россия?



- Наступает зимний период. Кодорское ущелье - это высокогорная часть, и передвигаться по ней, вводить туда дополнительные силы очень сложно, исходя из погодных условий. То же самое можно сказать в отношении Южной Осетии. И весь этот накал страстей заморозится на том самом уровне, на котором он находится сейчас. Это не исключает отдельных провокаций со стороны Грузии. Грузии надо каким-то образом пытаться поддерживать хотя бы интерес собственных средств массовой информации по отношению к этому конфликту. Поэтому отдельные провокации будут происходить и в этот период, но это не значит, что будет обострение. Но есть еще один достаточно сложный вопрос: министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили обещал к 1 января 2007 года взять Южную Осетию, Цхинвали. Это было произнесено несколько раз на разном официальном уровне, и это будет сопряжено с какими-то политическими провокациями, с какими-то действиями, которые предполагают обращение к международным посредникам. Грузия будет пытаться показать, что они старались успеть, но у них не получилось. И они будут вынуждены объяснять собственному населению, почему у них не получилось. До этого у них никогда такой проблемы не возникало. В Москве существует иллюзия, что в Грузии на уровне населения растет недовольство политикой Тбилиси в отношении сепаратистских конфликтов. Это не так. Возможно, растет недовольство экономической ситуацией, но в отношении разрешения сепаратистских конфликтов на уровне общественного мнения царит полное согласие. Даже оппозиционные силы, которые позитивно относятся к России, например Партия справедливости Игоря Георгадзе, также склонны решать эти конфликты, оставаясь в рамках единого унитарного государства. Поэтому здесь проблем не возникает. Но к 1 января после того, как они целый год утверждали, что решат эту проблему, им придется это как-то объяснить. Видимо, они совместят это с тем, что нет решения по отношению к интенсификации диалога Грузии с НАТО. На Рижском саммите они столкнутся с тем, что выходят на новый уровень отношений, начинается интенсивный диалог. Но интенсивный диалог не предполагает быстрого вступления в НАТО, если страна к этому не подготовлена. Поэтому такое объяснение может совпасть с некоторым торможением на линии НАТО. Они могут показать, что всеми силами стараются продвинуться, но Россия попыталась заблокировать это движение на западной политической арене, в Евросоюзе.

Если рассуждать с позиции России, самое интересное решение было бы связано с тем, каким образом отреагирует Дума и станет ли Дума в дальнейшем обсуждать вопрос прекращения денежных переводов физических и юридических лиц в Грузию. Сложно прогнозировать, и неизвестно, как это сделать технически. С одной стороны, есть такое предположение, что инструкция Центрального банка может запретить денежные переводы. Однако в Думе остереглись в дальнейшем продолжать эти усилия. Считается, что если Россия будет продолжать ограничения перечислений, то это отразится на отношениях с Международным валютным фондом. В тех документах, которые Россия подписывала, есть определенные обязательства, по которым Россия не должна ограничивать денежные переводы по политическим мотивам. Здесь никому не расскажешь о не соблюдении санитарных норм, как про минеральную воду и вино, все оценят этот ход однозначно.

Что касается других векторов российско-грузинских отношений, то все они практически заблокированы. До конца этого года будут выведены военнослужащие, которые расквартированы в Тбилиси, что снимает очень много проблем. Если продолжать такую линию, у нас скоро не останется никаких взаимосвязей.


Беседовала Юлия Дмитриенко

17.10.06 19:41 Кремль.Орг

Док. 279988
Опублик.: 02.03.07
Число обращений: 238

  • Георгадзе Игорь Пантелеймонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``