В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентина Петренко: Идея `социального пакета` изжила себя Назад
Валентина Петренко: Идея `социального пакета` изжила себя
Как известно, Правительство приступило к работе над трехлетним бюджетом 2008-2010. В Совете Федерации уже прошло первое совещание, на котором заместитель министра финансов Татьяна Голикова представила основные параметры будущего финансового документа. Председатель комитета верхней палаты Валентина Петренко в интервью "Парламентской газете" изложила позицию законодателей в области социальной политики, что должно найти отражение на ближайшие три года в бюджете России.

Как известно, Правительство приступило к работе над трехлетним бюджетом 2008-2010. В Совете Федерации уже прошло первое совещание, на котором заместитель министра финансов Татьяна Голикова представила основные параметры будущего финансового документа. Председатель комитета верхней палаты Валентина Петренко в интервью "Парламентской газете" изложила позицию законодателей в области социальной политики, что должно найти отражение на ближайшие три года в бюджете России.

- Комитет Совета Федерации по социальной политике очень активно лоббирует финансовое подкрепление социальных инициатив. В преддверии подготовки трехлетнего финансового документа на что именно будет обращено особое внимание?
- Сегодня одной из острых проблем остается крайне низкая заработная плата. Есть один общий рычаг воздействия на всю сферу оплаты труда - это установление ее минимального размера (МРОТ). Однако требуется скорейшее увеличение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума работающего. Для того чтобы увеличение МРОТ реально привело к росту заработной платы, а не только способствовало, так сказать, "обелению" части "серых" зарплат и увеличению поступлений налога на доходы физических лиц, необходимо соответствующим образом увеличить ставки по всем разрядам тарифной сетки. Безусловно, межразрядные коэффициенты могут меняться, в том числе и в зависимости от отраслевой принадлежности при введении отраслевых систем оплаты труда. Но при этом должны сохраняться различия в оплате труда бюджетников в зависимости от его качества.
Хочу отметить, что рост заработной платы - это вопрос не только раздела "Социальная политика" и межбюджетных трансфертов. Требуется стимулирование инвестиций и прямые инвестиции в создание эффективных рабочих мест, активное воздействие на размещение производительных сил.
- Известно, что при подготовке любого бюджета Совет Федерации выносит постановление по формированию концепции бюджета. На прошедшем совещании Председатель палаты Сергей Миронов передал в Минфин предложения Совета Федерации из 36 пунктов. Ваши инициативы нашли там свое отражение?
- Безусловно, но есть вопросы, на которых я хотела бы сделать особый акцент. Одна из них - проблема пенсионного страхования.
Увеличение базовой части трудовой пенсии до прожиточного минимума пенсионера - это, бесспорно, вещь необходимая. Однако на сегодняшний день структура пенсии искажена, что существенно снижает стимулы к зарабатыванию пенсии. В этой связи мы поддерживаем предложения об изменении источника финансирования базовой части трудовой пенсии, а именно: за счет общих доходов федерального бюджета. При этом, не увеличивая действующую налоговую нагрузку на работодателей, можно будет увеличить отчисления на страховую часть трудовой пенсии, а также перейти, наконец, к практическому решению проблемы профессиональных пенсионных систем. Не хочу сейчас касаться темы пенсионной реформы; состоялась она или нет, это тема отдельного серьезного разговора, считаю необходимым на этапе подготовки трехлетнего бюджета наши предложения учесть обязательно.
- Скажите, будет ли пересмотрен социальный пакет, который определяется 122 федеральным законом?
- На текущий год более 50 процентов федеральных льготников отказались от услуг, оказываемых в рамках "социального пакета". Предпочли натуральные услуги преимущественно те, кому нужны дорогостоящие лекарства. Поэтому средств на лекарственное обеспечение не хватает. Уже перераспределили средства между лекарственным обеспечением и санаторно-курортным лечением, рост расходов на которые, по сравнению с предыдущим годом, составил соответственно 120 и 75 процентов, уже включили лекарственное обеспечение в базовую программу обязательного медицинского страхования, однако проблемы с лекарственным обеспечением остаются, так же как и с санаторно-курортным лечением. Видимо, идея "социального пакета" в ее нынешнем виде изжила себя. Требуются новые решения, основанные на реальных расчетах и прежде всего, на наш взгляд, в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). Если вы помните, прошедшее совещание показало, что реализация ФЦП, а точнее, сроки их финансирования, вызывают у представителей регионов, губернаторов особое сожаление. Как правило, деньги приходят лишь в конце года, и регионы не успевают их освоить или реализовать, что приводит к срыву реализации программ. Здесь также необходимо наводить порядок и обязать соответствующие структуры, отвечающее за поступление финансов, четко и в сроки их выполнять.
- Практически все "национальные проекты" - это сфера влияния вашего Комитета по социальной политике. Анализ реализации этих проектов показывает, что не все продумано до конца.
- Реализация национальных проектов как точечное решение проблем за счет средств федерального бюджета, уже дала определенный импульс социально-экономическому развитию. Однако реализация проектов показала, что необходимо более комплексно и системно подходить к решению социально экономических проблем.
Приведу пример. С этого года из федерального бюджета выделяются субвенции субъектам Российской Федерации на выплату компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. Безусловно, хорошая мера. Но надо позаботиться и о тех, кто не смог устроить ребенка в детский сад и вынужден не работать. Все меры социальной поддержки таких семей сводятся к пособию на ребенка в 100-150 рублей. Получается, что дети в благополучных семьях оказываются государству не нужны, кроме того, мы не предусматриваем возможность использования средств "материнского капитала" на лечение детей.
Увеличение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, введение "материнского капитала" - это существенный сдвиг в стимулировании повышения рождаемости. Вместе с тем основной составляющей демографического кризиса является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. При этом мы ограничиваем оплату пособий по временной нетрудоспособности за счет средств социального страхования, что из года в год приводит к сокращению обращений за больничными листами, способствует развитию хронических заболеваний
Чтобы системно и комплексно подойти к реализации нацпроектов или разрешить некоторые узловые социально-экономические проблемы вне рамок национальных проектов в формате среднесрочного бюджета, необходимо усовершенствовать методики расчетов, их обоснования и так далее. Надо проанализировать все оценки расходов федерального и региональных бюджетов, чтобы улучшить положение наименее защищенных социальных групп, - это матери и дети, пожилые и инвалиды, работники бюджетной сферы. Рассчитывать средства на конкретные социальные меры надо с использованием стандартов и нормативов. Это позволит усилить направленность бюджетного планирования на конечные результаты.

Подготовила Ольга СТРОЙНОВА


# 32(2100)
02 Марта 2007
http://www.pnp.ru/chapters/society/society_1667.html

Док. 280722
Опублик.: 05.03.07
Число обращений: 387

  • Петренко Валентина Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``