В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Бабурин, народный министр по делам СНГ: `Не хочу перекладывать на плечи сыновей то, что может сделать мое поколение` Назад
Сергей Бабурин, народный министр по делам СНГ: `Не хочу перекладывать на плечи сыновей то, что может сделать мое поколение`
ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК СЕРГЕЙ БАБУРИН - НЕ НОВИЧОК НА ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛЕ. ЕЩЕ В 1990 ГОДУ ОН БЫЛ ИЗБРАН НАРОДНЫМ ДЕПУТАТОМ РСФСР. В ТОМ ЖЕ ГОДУ ОН ОРГАНИЗОВАЛ ДЕПУТАТСКУЮ ГРУППУ "РОССИЯ". В 1991 ГОДУ РЕШИТЕЛЬНО ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ РАЗВАЛА СССР. С ТЕХ ПОР БОРЬБА ЗА ЕДИНСТВО БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК - ДЕЛО ЕГО ЖИЗНИ.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Ф.И.О.: Бабурин Сергей Николаевич
Дата рождения: 31 января 1959 года
Место рождения: г. Семипалатинск
Образование: юридический факультет Омского государственного университета; доктор юридических наук
Место работы: Государственная дума Российской Федерации
Должность: заместитель председателя

- Сколь велики возможности России объединить вокруг себя постсоветское пространство сейчас, когда главы государств СНГ вынуждены в повестку дня своей очередной встречи выносить вопрос о реформировании Содружества?

- Прежде всего я хочу подчеркнуть, что русская цивилизация сегодня расчленена на несколько частей. Лидером может стать каждая из них. Центром русской цивилизации может стать и Минск, и Киев, и Москва. Белароссы, малороссы и великороссы - все вместе - и есть русские. Эта аксиома, к сожалению, в ХХ веке по инициативе наших вековых врагов была предана забвению. Для начала нам нужно восстановить реальную терминологию и правильное понимание, кто такие русские.

Пока приоритет остается за Москвой, которая обладает более мощным ресурсным потенциалом. Причем не только экономическим и природным. Нельзя сбрасывать и большую численность населения России.

- Чего недостает нам для объединения?

- Внутреннего духовного единства. И если мы его не сформируем, в конечном итоге наши ресурсы поделят другие народы. Российская Федерация будет развалена: сначала сведена к европейской части без Северного Кавказа, а затем к Московской области. Напротив, при наличии внутреннего духовного единства Россия сможет объединиться сначала с Беларусью, а затем с Украиной и другими бывшими союзными республиками.

- Лично я согласен с тем, что без запуска процесса реинтеграции распад России - дело времени. Однако какая часть российской политической и деловой элиты всерьез ориентирована на реинтеграцию?

- Тот взгляд, который я изложил, в обществе сегодня доминирует. Что же касается управленческой элиты, то единства в ней по данному вопросу сегодня нет. Но самое главное состоит в другом: внешнеполитическая линия президента России и его администрации остается излишне компромиссной. Владимир Путин не до конца избавился от ельцинского наследия в своем окружении. Многие из тех, кто при Ельцине ничего не делал для объединения страны, сегодня продолжают ту же линию. К счастью, таких людей становится все меньше. Тем не менее сконцентрированной политической воли все еще нет.

- Сергей Николаевич, какую стратегию реализует МИД России в СНГ? В чем ее суть? Насколько соответствует эта стратегия интересам России?

- Драма сегодняшнего времени заключается в том, что при значительном сдвиге внешней политики в сторону большей внятности, более жесткого и последовательного отстаивания государственных интересов козыревское наследие в ней по-прежнему присутствует. Оно заключается в непризнании исторической ответственности России за просторы прежнего СССР и в боязливом открещивании от констатации того простого факта, что Россия - нечто большее, нежели сегодняшняя Российская Федерация. Как минимум российская цивилизация охватывает еще Украину, Беларусь, Казахстан и Молдавию. Для меня очевидно, что стратегическим направлением в нашей внешней политике должна быть реинтеграция.

- Относит ли МИД России вопрос о статусе русского языка на постсоветском пространстве к числу приоритетных проблем?

- Есть два вопроса, требующих особого внимания со стороны России. Это вопрос о русском языке в бывших республиках СССР и вопрос о защите там Русской православной церкви. Не случайно в Молдове предпринимается попытка переподчинить приходы Русской православной церкви румынскому патриарху, а на Украине - константинопольскому патриарху. А ведь скрепой Русского государства на протяжении веков была Русская православная церковь. Сегодня, кроме нее, другого духовного объединителя русской цивилизации просто нет. Поэтому для МИД России не должны быть безразличны попытки руководителей соседних государств привнести на их территорию чужие традиции и верования. Будь то униатские, католические или исламские. В нашей внешней политике должна быть четко проведена установка: церкви должны быть равноправными, но не являются равными. Православие - традиционная религия большинства народов бывшего СССР.

Что же касается вопроса статуса русского языка, то рептильная пассивность нашего МИДа в защите своих интересов по-прежнему заметна. Мы боимся защищать право русскоязычных получать образование на русском языке. Это не внутреннее дело соседних государств. Речь об общегуманистической традиции, которую должны признавать все государства.

- Вернусь к началу разговора. Социолог и философ Александр Зиновьев скептически настроен по вопросу о вероятности русского реванша в обозримом будущем. По его мнению, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств только на подготовку русского реванша уйдут десятки лет. А каков ваш прогноз?

- У меня другое видение этой проблемы. Русский реванш, как вы его называете, возможен в том случае, если мы приступим к движению в этом направлении не позже чем в ближайшие 3-4 года. Сегодня еще есть шанс, чтобы поколение 30-50-летних граждан России исправило содеянное в 1991 году. Нашей целью должно быть не аморфное образование, а великая держава, основанная на русской культуре и русском языке. Если этот срок будет упущен и мы допустим захват американцами Украины, допустим победу русофобской контрреволюции в Беларуси и в Казахстане, то тогда мы вновь получим "железный занавес". И тогда нас будет волновать уже не проблема русского реванша, а то, как бы сохранить территориальную целостность России. Как вы понимаете, я сторонник реализации того шанса, который есть сегодня. Я не хочу перекладывать на плечи своих сыновей то, что может сделать мое поколение.

Беседовал ОЛЕГ НАЗАРОВ

БЕЗ РЕТУШИ

- Сергей Николаевич, работой в Госдуме жизнь не исчерпывается. Кто ждет вашего возвращения домой?

- Прежде всего жена Татьяна. Если бы не она, многое в жизни мне бы не удалось. Мы познакомились еще в университете, хотя учились на разных факультетах: я - на юридическом, а Татьяна - на физическом. У нас четверо сыновей. Дети как вехи нашей кочевой жизни. Старший сын родился в Ленинграде, где мы учились в аспирантуре. До двух с половиной лет Константин был чисто общежитским ребенком. Сейчас ему уже 21 год, он студент. Второй сын, Евгений, родился в Омске, где мы работали после аспирантуры. Двое младших появились на свет уже в Москве, когда я был депутатом. Ярослав родился 14 декабря 1991 года, а младший, Владимир, родился в 1998 году. В этом году он пойдет в школу. Сегодня Владимир - главный в семье. Вокруг него вертятся все процессы.

- У вас времени и эмоций на всех детей хватает?

- По-крупному пока никто из сыновей меня не подводил. Интересы у них разные, в том числе и спортивные. Константин - кандидат в мастера спорта по водному поло. Евгений предпочитает футбол, Ярослав любит гандбол, а Владимир пока не определился. Бывает, что кого-то из сыновей за что-то ругаю. Но горжусь каждым из сыновей, что дает мне силы и в политической работе.

- Знаете, во что верят ваши дети?

- Я рад, что мои старшие сыновья поддерживают меня в том, что я делаю. Подрастут младшие, надеюсь, что и они станут моими единомышленниками.

- Садоводством занимаетесь?

- Я вырос в собственном доме. Будучи школьником, научился доить корову, косить. Поэтому само по себе домашнее хозяйство - то, что вошло в мою плоть и кровь вместе с родительским воспитанием. Мы с женой имеем участок и стараемся вложить всю душу в то, что у нас там растет. Татьяна больше внимания уделяет цветам, а я кустарникам и деревьям. Возможность заняться садом у меня появилась в 2000 году, когда я перестал быть депутатом и стал зарабатывать деньги как адвокат и как ученый. Тогда же начал строить дом и осваивать участок в 14 соток. Больше мне и не надо, поскольку у меня же нет наемных работников. Отчасти жалею, что не стал заниматься садоводством раньше. Первые деревья на участке были посажены только в 2000 году, будем ждать урожая. Но особенно трепетно отношусь к недавно посаженному мною маньчжурскому ореху.

26.08.05 10:00 Родная газета

Док. 281092
Опублик.: 05.03.07
Число обращений: 510

  • Бабурин Сергей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``