В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью М.Меня радиостанции `Эхо Москвы` Назад
Интервью М.Меня радиостанции `Эхо Москвы`
Алексей ВОРОБЬЕВ (ведущий) - Добрый день. Михаил Мень, зам. мэра Москвы в правительстве Москвы гость нашей студии. Подведем итоги года уходящего, может быть наметим какие-то ключевые позиции по наступающему. С каким чувством вы прощаетесь с этим годом?
Михаил МЕНЬ (заместитель мэра в правительстве Москвы) - Вы знаете, работа правительства Москвы все-таки подразумевает в принципе хозяйственную деятельность. Поэтому я оцениваю работу, в том числе и блока вопросов, которые я курирую, с точки зрения решения хозяйственных вопросов. Даже такую тематику, как связь с религиозными организациями или национальная политика города, хотя национальная политика города здесь много факторов политических, безусловно, но то, что касается религиозной составляющей, я хочу сказать, что в основном мы решаем хозяйственные вопросы.
А. ВОРОБЬЕВ - Даже в делах религии.

М. МЕНЬ - Да, это будет немножко смешно, если мы начнем влезать в богословские дискуссии и пытаться решать какие-то вопросы, выходящие за экономические рамки. У нас на территории города более тысячи общин функционируют на сегодняшний день. Все они представляют 50 разных конфессий и вероисповеданий. Мне кажется, число очень большое. И я так считаю, что выводом можно сделать за прошедший год то, что нам удалось все-таки, и так же, как было в прошлые годы, удержать межрелигиозный и межконфессиональный мирный диалог. И также решить ряд хозяйственных вопросов.

А. ВОРОБЬЕВ - Да, но всплески были, недовольство достаточно резко высказывалось. Я имею в виду, конечно, один из самых скандальных случаев в уходящем году, это вопрос о строительстве кришнаитского храма.

М. МЕНЬ - Да, безусловно. Вопросы такого рода всегда стоят достаточно остро. Тогда попробую ответить именно на этот вопрос. Здесь вся проблема заключается в том, что кришнаиты немножко поспешили с тем, чтобы поставить в известность общественность московскую о том, какой не храм, а ведический центр они планируют построить на том земельном участке, который по закону им правительство Москвы должно было предоставить и предоставило. Действительно, у них было небольшое молитвенное сооружение, культовое здание арендовано, в котором они осуществляли свой ритуал. И когда в соответствии с Генпланом развития города это здание попало под снос, мы предоставили им возможность размеситься и построить свой храм, свое культовое здание. Вместо того, чтобы двинуться в сторону Москомархитектуры, начать процедуру согласования регламента, как положено делать при любом строительном проекте, уважаемые представители этой конфессии вышли к журналистам и показали нигде не согласованный, никем не отрегулированный проект строительства огромного ведического храма, который включал в себя помимо самого культового здания еще и библиотеку, планетарий, общепит и так далее.

А. ВОРОБЬЕВ - Это вас возмутило.

М. МЕНЬ - Дело не в том, что возмутило. Возмутило - это мы оставим при себе. Дело совершенно в ином. Теперь, когда у них закончился срок безвозмездной аренды, в префектуре им совершенно справедливо сказали: в соответствии с Земельным кодексом, если религиозная организация строит культовое здание, тогда можно предоставлять религиозной организации участок на основах безвозмездного права. Если строится не культовое здание, то начинается совершенно другая плоскость взаимоотношений. И, как мы с вами понимаем, ни планетарий, ни библиотека, ни иные сооружения, которые планировались, никем не согласованные - ни в Москомархитектуре, ни в префектуре, это совершенно не культовые здания. И префектура совершенно справедливо предложила в таком случае перезаключить договор, но уже на возмездной основе. И это, конечно, вызвало у них определенные возмущения и в адрес правительства города. Я могу только два совета дать. Первый, что они все-таки должны определиться, что они там хотят построить. Утвердить на регламентной комиссии Москомархитектуры и после этого уже, что бы то ни было, выносить на суд общественности, тем более проводить какие-то пресс-конференции и показывать свои проекты, которые они хотят строить.

А. ВОРОБЬЕВ - Это дело 2005 года. Вот Михаил Павлович спрашивает: "Когда правительство Москвы планирует вернуть католикам и протестантам хотя бы те культовые здания, которые у них были до революции?"

М. МЕНЬ - У нас есть указ президента, который регламентирует передачу всех культовых зданий нашим религиозным организациям, и процесс этот идет постепенно, и мне кажется, что никто из конфессий ущемления никакого не испытывает, и каждый вопрос решается очень индивидуально. И есть вопрос у той или иной конфессии, сейчас очень много работы со старообрядцами, кстати, и с католиками, и протестантами помимо того, что, конечно же, с православной церковью больше все работы, потому что больше культовых зданий на территории...

А. ВОРОБЬЕВ - Да, но вы не ощущаете какого-то давления в политическом смысле со стороны РПЦ?

М. МЕНЬ - Нет. Вы прекрасно видите то, что мэр Москвы присутствует на всех серьезных мероприятиях религиозного толка: и на мусульманских, и на иудейских. И вот его позиция межконфессиональной и межнациональной толерантности служит основанием в нашей работе. Мы прекрасно понимаем, отдаем себе отчет в том, что у нас по численности верующих, безусловно, православные занимают доминирующее положение. И просто в связи с тем, что по хозяйским вопросам у нас больше вопросов приходится решать с РПЦ, мы их решаем. Но никакого давления, политического тем более, у нас нет. Есть комиссия межведомственная, которая существует при правительстве Москвы, она коллегиально определяет, на какие памятники необходимо истратить некоторые бюджетные средства для их реконструкции. Правда, это было в 2004 году. Я напомню, что с 1 января мы уже вряд ли сможем как-то поддерживать наши культовые здания, которые являются памятниками федерального назначения, за свои бюджетные средства и тратить деньги на то, чтобы благоустраивать, реконструировать, реставрировать эти памятники.

А. ВОРОБЬЕВ - Вы как-то разволновались сразу, почувствовалось какое-то напряжение в голосе. Это одна из самых тяжелых точек в разговоре с федеральной властью?

М. МЕНЬ - Не то что тяжелых. Я начинаю нервничать, когда я не понимаю логики. Когда наше здание мэрии, как мэр говорит, что мы теперь уже свои деньги не можем истратить на то, чтобы побелить или покрасить это здание, поскольку оно является федеральным памятником, то это просто абсурд. То же самое происходит с теми культовыми зданиями, которые являются памятниками федерального значения. Я могу сразу москвичам сказать, что, конечно же, мы найдем решение...

А. ВОРОБЬЕВ - По какому сценарию наиболее вероятному это решение будет развиваться?

М. МЕНЬ - Мы будем идти по пути поддержки религиозных организаций на конкурсной основе и так далее. Наверное, через какие-то такие пути. И конечно, мы не оставим наши памятники. Но почему это делается - не потому что, а вопреки. Вот это не совсем понятно...

30 декабря 2004 года

Док. 281465
Опублик.: 06.03.07
Число обращений: 422

  • Мень Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``