В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутат Вячеслав Шпорт: Необходимо выводить станкостроение из кризиса Назад
Депутат Вячеслав Шпорт: Необходимо выводить станкостроение из кризиса
Необходимо выводить станкостроение из кризиса, считает заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, доктор технических наук Вячеслав Шпорт. Об этом он заявил в эксклюзивном интервью корреспонденту "ФК-Новости". Он добавил, что сегодня станкоинструментальная промышленность продолжает находиться в кризисном состоянии, причиной которого стал обвал экономики страны в 90-е годы.

"Вывести отрасль из этого состояния надо как можно быстрее, поскольку она в решающей степени определяет технический и технологический уровень отечественного производства, обеспечивает коренное обновление активных основных фондов промышленности, которые сегодня устарели на 70 процентов", - подчеркнул депутат. Кроме того, развитие станкостроения - непременное условие обеспечения промышленной безопасности и обороноспособности страны. Не случайно, по его словам, именно этой проблеме посвящались заседания в Торгово-промышленной палате, а в Госдуме проводились парламентские слушания" и "круглые столы".

Вячеслав Шпорт отметил, что всего 34 страны располагают собственной станкоинструментальной промышленностью. Россия, несмотря на полтора десятка лет стремительного увядания отрасли, остается в их числе. "Правда, со второго места по производству и третьего по потреблению станков и инструмента мы оказались в нижней части таблицы. Причем потребление значительно опережает производство", - пояснил депутат. Именно поэтому сегодня растет импорт металлообрабатывающего оборудования. Но и он не решает всех проблем хотя бы потому, что ряд станков в странах-экспортерах признан продукцией "двойного назначения". Это значит, что национальная безопасность и обороноспособность страны могут реально зависеть от прихоти зарубежных политиков и бизнесменов.

В своем сегодняшнем состоянии предприятия российского машиностроения пока еще могут осуществлять производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, но только для сравнительно узких сегментов рынка. "Сегодня по подавляющему большинству позиций доля России в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств составляет десятые и сотые доли процента. Относительное исключение представляет энергетическое оборудование - около 2,5 процентов. В целом из 45 позиций машинотехнической продукции, учитываемых внешнеторговой статистикой ООН, лишь по 5 позициям Россия имеет превышение экспорта над импортом, а по 40 позициям выступает как импортер. Особенно высок объем импорта автомобилей, железнодорожного подвижного состава, медицинского, пищевого и строительного оборудования, электробытовых товаров, звукозаписывающего оборудования, фотоаппаратуры, телевизоров", - пояснил депутат.

Кстати, сегодня в структуре выпуска машиностроительной продукции 27,4 процента приходится на автомобилестроение, 10,3 процента - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 1,8 процентов - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, 1,9 процентов - на станкоинструментальную промышленность, 12,3 процента - на электротехнику и приборостроение, 2,1 процент - на строительно-дорожное, 6,0 процентов - на химическое и нефтехимическое, 2,4 процента - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, свыше 35 процентов - на оборонные и другие отрасли.

Всего, по данным экспертов, в машиностроении и металлообработке России действует более 50 тыс предприятий с числом работающих около 4 млн человек (одна треть всех занятых в промышленности). Половина из этого числа - это предприятия по ремонту техники и оборудования. Свыше 90 процентов машиностроительных предприятий и организаций являются акционерными обществами, основная доля государственной собственности сконцентрирована в научно-исследовательских и проектных организациях.

Около 91 процента продукции машиностроения производится на 7 500 крупных и средних предприятиях, около 6 процентов - на малых предприятиях, остальное - на опытных производствах при непромышленных организациях. На мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских компаний. "Самое печальное, что технологическое отставание России от передовых стран за последние годы все более усиливается. Мировому уровню соответствует сегодня лишь четвертая часть технологий.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года отмечено, что "большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия", - констатировал Вячеслав Шпорт. Он рассказал, что средний возраст станочного оборудования более 30 лет. По структуре и, прежде всего, по наличию обрабатывающих центров с ЧПУ, доля которых в парке эксплуатируемого оборудования не превышает 5 процентов, оборудование соответствует техническому уровню середины 1980-х годов.

Для сравнения: за рубежом количество используемого высокотехнологичного оборудования с ЧПУ приближается к 50 процентам, а для предприятий, производящих технологическую оснастку (прессформы, штампы, литейные формы и др.) достигает 85 процентов. Если учесть, что за последние 15 лет в станкостроении произошло революционное повышение характеристик режущего инструмента и металлообрабатывающего станочного оборудование, то ситуация выглядит еще более удручающей. Современное поколение станков с ЧПУ за рубежом по основным характеристикам (производительность, точность, чистота обработки) в многократно превосходит станки, эксплуатируемые на отечественных машиностроительных предприятиях, что ограничивает возможности последних производить конкурентоспособную продукцию.

Есть и еще одна проблема - продукция выпускается по стандартам, не гармонизированным с международными требованиями. Переход на использование международных стандартов потребует вложения существенных инвестиций на модернизацию производства и внедрения систем менеджмента качества. Начатая в 2003 году реформа технического регулирования положительных результатов до настоящего времени не дала, напротив, сегодня фактически консервирует технологическое отставание.

"Госдума считает, что для достижения Российской обрабатывающей промышленностью уровня современных развитых государств необходимо инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10 процентов в год", - подчеркнул Вячеслав Шпорт. А это, по его словам, требует опережающего обновления технологической базы машиностроения. Сегодня же обновление активной части основных фондов машиностроения в стоимостном выражении составляют около 5 процентов в год (против 8,7 процентов в среднем по промышленности).

Доля инвестиций в машиностроение в общем объеме инвестиций в промышленность (7,3 процентов) не соответствует доле отрасли в общем объеме промышленного производства (20 процентов). Собственные средства предприятий составляют 78 процента от объема инвестиций. В развитых странах соотношение обратное - на заемные (привлеченные) средства приходится 70-80 процентов инвестиций. Таким образом, российское машиностроение, за исключением немногих подотраслей отличается низкой инвестиционной привлекательностью.

Это связано, в том числе, с финансовым состоянием предприятий машиностроения, которое характеризуется высокой кредиторской задолженностью. "Совершенно ясно, что модернизация российской промышленности, технологическое перевооружение отраслей машиностроения, обеспечение конкурентоспособности продукции с высокой добавленной стоимостью как на внутреннем, та и внешнем рынках, должны стать ключевыми составляющими современной государственной промышленной политики", - уверен депутат. Он также полагает, что сегодня для этого есть все возможности.

Кстати, в Госдуме был создан Экспертный совет, который как раз возглавляет Вячеслав Шпорт. Депутат рассказал, что депутаты Госдумы предложили Правительству ускорить принятие государственной стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2015 года, решить вопросы по стимулированию системы коммерческого лизинга, 100-процентной предоплаты из средств федерального бюджета стоимости поставок уникального импортного оборудования. Было также предложено провести всероссийскую перепись металлообрабатывающего оборудования, подготовить изменения в Налоговый кодекс, а также разработать и внести в Госдуму проект закона "Об обеспечении единства измерений".

"Конечно, депутаты не будут сидеть, сложа руки", - добавил Шпорт. По его словам, вопрос о технологической модернизации отраслей машиностроения не просто находится в Госдуме на контроле, депутаты готовы ускорить принятие необходимых для этого федеральных законов.


Анна Козырева
31.01.2007
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1970&matID=128036

Док. 281623
Перв. публик.: 31.01.07
Последн. ред.: 06.03.07
Число обращений: 367

  • Шпорт Вячеслав Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``