В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Финансовая и социальная помощь в восстановлении Чечни Назад
Финансовая и социальная помощь в восстановлении Чечни
14 января 2003 года в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Михаил Мень дал интервью корреспонденту Марине Королевой.

M.Королева: Михаил Александрович, добрый день.
М.Мень: Добрый день.

M.Королева: Я бы хотела начать с горячей новости. Вы как раз сейчас ее изучаете. Дело в том, что сегодня в региональную энергетическую комиссию Москвы поступила заявка от "Мосэнерго" с предложением в этом году на 40% увеличить тарифы на электроэнергию и на 50% на тепло. Учитывая то, что по постановлению правительства вроде как нельзя увеличивать больше чем на 14% тарифы, то какова Ваша первая реакция на такую заявку со стороны "Мосэнерго"?
М.Мень: Действительно, правительством Москвы от 11 декабря 2002 года было постановление, где запрещалось превышать уровень подъема тарифов до 14%. В связи с этим все наши расчеты будут несколько меняться, если такие предложения будут поступать от "Мосэнерго". Поэтому мы будем здесь все взвешивать аккуратно, выверять, может быть, какие-то моменты пересматривать. Но в любом случае затягивать с повышением тарифов тоже нельзя, потому что чем дальше, тем мы больше можем входить в такие моменты, которые могут сказаться негативно на жизнеобеспечении людей. Все равно повышение неизбежно, но нам хотелось бы, чтобы оно не выходило за те цифры, о которых я сказал уже.

M.Королева: В данном случае это предложение, или все-таки высока вероятность того, что оно в этом виде и будет принято? 40% на электричество и 50% на тепло это, вообще, реальные цифры?
М.Мень: Вообще, нам бы хотелось, чтобы все это произошло в договоренности с правительством Москвы. В любом случае такие вещи в одностороннем порядке не решаются. Мы будем рассчитывать на то, что все-таки будет раунд переговоров. Нам объективно известна платежеспособность населения и наших предприятий. Хотелось бы иметь согласованную позицию. Мы надеемся на то, что она будет.

M.Королева: Я напоминаю, что у нас в эфире Михаил Мень, заместитель мэра Москвы в столичном правительстве. Я подчеркиваю именно эту должность, потому что Вам, Михаил Александрович, тут пришел вопрос от нашего слушателя Бориса. Действительно, может быть, об этом стоит напомнить. Почему Вы ушли с поста вице-губернатора Московской области?
М.Мень: Вы знаете, что не исключена возможность, что избранных вторых лиц со временем не будет. Есть федеральное законодательство, которое определяет четко круг тех лиц, которые избираются в нашей стране. И в субъекте федерации, в исполнительном органе власти субъекта федерации такое лицо существует единое. Это руководитель субъекта федерации. Поэтому со временем мой пост вице-губернатора Московской области, вполне возможно, перестал бы дальше существовать. Поэтому я принял такое решение, решил не держаться за кресло. И через несколько дней после того как я ушел в добровольную отставку, мне поступило такое предложение, которое для меня большая честь, и я теперь работаю в команде Ю.М. Лужкова заместителем.

M.Королева: Нужно сразу пояснить, что наша сегодняшняя встреча планировалась как разговор, прежде всего, о Чечне, как ни странно. Хотя Вы представляете московское руководство, говорить мы собирались о финансовой и социальной помощи Москвы в строительстве, сейчас в частности, здания правительства в Чечне.
М.Мень: Да. Дело в том, что по распределению обязанностей между заместителями мэра Москвы как раз в сферу моих позиций входит курирование вопросов межрегиональных связей г. Москвы. В том числе и с Чеченской республикой, поскольку это один из субъектов РФ. Поэтому это как раз в сферу моих обязанностей входит.

M.Королева: Насколько я знаю, Вы буквально недавно из Чечни и вернулись?
М.Мень: Да, я уже дважды побывал за свое недолгое время работы в правительстве Москвы. Первый раз я был по поручению Юрия Михайловича на съезде чеченского народа. Достаточно знаковое такое событие было в республике. И второй раз, буквально неделю назад мы выезжали на место со специалистами из стройкомплекса города, смотрели площадку, на которой будет строиться силами города, в соответствии с поручением Юрия Михайловича, дополнительное здание правительства Чеченской республики.

M.Королева: Что значит "дополнительное"?
М.Мень: Дело в том, что на сегодняшний день существует довольно большое здание, правительственное, как раз которое и пострадало во время террористического акта в декабре прошлого года. И оно решением Госстроя будет восстанавливаться. Мы посмотрели его также визуально, с нашей точки зрения, это вполне реализуемая задача. Но это не наша задача, а федеральная. И все-таки основные министерства и ведомства Чеченской республики будут расположены именно в основном здании. Но этого явно не хватает. Тем более, что некоторые ведомства и комитеты правительства были разбросаны по всему городу. Это, мягко говоря, небезопасно. Все-таки та зона, которая прилегает к этому зданию правительства, более или менее охраняемая. Тем более, после теракта охрана, конечно же, усилена. И как раз на этой охраняемой территории есть площадка, на которой руководство республики и г. Грозного приняли решение обратиться к Юрию Михайловичу за помощью в строительстве дополнительного здания, где можно разместить еще ряд ведомств и комитетов.

M.Королева: То есть не распоряжение федерального правительства, такое поручение Москве взять на себя часть этих строительных хлопот? Я хочу понять, откуда инициатива исходила.
М.Мень: Я только одно могу сказать, что у меня была установка от Юрия Михайловича. Было дано поручение Владимиру Иосифовичу Ресину как первому заместителю, курирующему строительный комплекс, и мне как заместителю, курирующему межрегиональные связи. Насколько я знаю, у Юрия Михайловича был разговор с президентом РФ на этот счет.

M.Королева: Здесь пришел довольно раздраженный вопрос по интернету от одного из наших слушателей, это Дмитрий Сотников из Москвы. Я думаю, отчасти это вопрос риторический с его стороны. "Почему правительство Москвы озадачено восстановлением здания на территории другого субъекта федерации? Или в Москве решены собственные проблемы?"
М.Мень: Дело в том, что мы живем в том городе, который по уровню жизни, безусловно, отличается от многих других регионов. Ни для кого не секрет, что Москва помогает очень многим регионам. Мы очень часто и детей из регионов встречаем. Вот недалекий совсем пример. Сейчас около 400 детей только на новогодние каникулы приехало в Москву, и наш комитет, который в моем непосредственном ведении находится, комитет по межрегиональным связям и национальной политике, полностью брал на себя все проблемы, связанные с обслуживанием этих детей и распределением их по московским городским елкам. Наверное, это наша обязанность, потому что, во-первых, мы столица государства. И, с другой стороны, все-таки экономический оборот нашего города в десятки и сотни раз превышает экономические, финансовые обороты большинства других субъектов федерации. А Чеченская республика это такой же субъект федерации, как и другие субъекты, которым мы помогаем. Поэтому мы, наверное, не вправе стоять в стороне от этих проблем. Конечно, у нас тоже не решены все проблемы, но мы не отдельно взятое государство, г. Москва. Мы находимся в рамках единой границы нашего государства, и межрегиональные связи не могут быть прерваны.

M.Королева: Мы продолжаем разговор с Михаилом Менем, заместителем мэра Москвы в столичном правительстве. Я только поясню, что Михаил Мень в столичном правительстве отвечает за межрегиональные связи, национальные отношения, спорт и..?
М.Мень: Связь с религиозными организациями.

M.Королева: Кстати, здесь задают вопрос. Видимо, для Вас он традиционный. "Является ли Вашим отцом Александр Мень? Сергей".
М.Мень: Да.

M.Королева: Мы немножко перескакиваем с вопроса на вопрос. Но это естественно, когда у нас в эфире появляется представитель столичного правительства. Вопросы, действительно, очень разные. Снова возвращение к тарифам на тепло и электроэнергию. Наш слушатель спрашивает: "Может быть, это повышение связано с тем, что предстоит выплачивать заложникам и их родственникам огромные суммы, которые ложатся на бюджет Москвы? Просьба к Вашему гостю объяснить, как решится вопрос, если Москва должна будет выплатить такие огромные суммы?" Действительно, есть ли какая-то связь?
М.Мень: Нет, связи никакой абсолютно нет и быть не может, потому что это совершенно разные вещи. В регионально-энергетическую комиссию города поступают предложения и заявки от "Мосэнерго" на повышение тарифов. И здесь никак с нашим бюджетом не корреспондируются эти вещи. Из этих денег уж точно мы вряд ли сможем загасить какие-то финансовые проблемы, которые у нас существуют. Это первое. И второе, то, что связано с теми судебными процессами, давайте все вопросы решать по мере поступления. На сегодняшний день этот вопрос открытый. Если он встанет, тогда мы можем вернуться, поговорить на эту тему.

M.Королева: Наш слушатель Дмитрий задает вопрос: "Скажите, не напоминает ли Вам помощь, оказываемая Чечне, процесс вноса мебели в квартиру при пожаре? Совершенно очевидно, что боевиков там не уничтожили, и то, что построят за счет Москвы, тоже может быть взорвано. Какие гарантии безопасности Вы получили?"
М.Мень: Я принципиально не согласен с такой позицией, потому что, если мы будем просто сидеть и наблюдать за тем, что там происходит, и только лишь одними военными методами пытаться решить те проблемы, которые существуют в республике, то вряд ли эта наша деятельность увенчается успехом. Потому что проведение референдума, строительство каких-то административных зданий, чтобы начинала функционировать какая-то административная жизнь, это и есть первые шаги для того мирного процесса, который рано или поздно все равно должен возобладать. Потому что любая война кончается миром. Если не будет зданий административных, где расположатся чиновники, которые будут, сначала не в полную силу, в меру своих сил начинать управлять реальной экономикой республики, которая пока практически не существует, хотя бы управлять теми дотациями, которые идут из центра в этот регион, то, конечно же, ничего и не будет. Конечно, риск, что любое строение там может быть уничтожено, всегда есть. Но нам показалось, что на сегодняшний день все-таки и военные более осмотрительны стали, тем более после того теракта, охрана этой территории очень серьезно будет усилена. Потому что мы видели эти ворота, через которые этот грузовик, начиненный тротилом, проехал. По-видимому, были показаны все документы соответствующие, поддельные или какие-то другие. После чего следующие ворота просто были сбиты, и машина довольно легко доехала до самого здания правительства. Поэтому я надеюсь, что какие-то выводы будут сделаны, и наш труд останется сохраненным и реально принесет пользу республике. Во всяком случае, там будут сидеть управленцы, которые будут нести мир в республику и процесс созидания.

M.Королева: Михаил Александрович, мы сейчас с Вами говорим о том небольшом пятачке, просто крохотном, на котором будет сидеть чеченское правительство, чиновники, как Вы говорите, управленцы. Наверное, действительно можно создать какую-то мощную охрану. Но за пределами этого пятачка остается вся остальная Чечня. Вы там недавно были. Какие у Вас собственные, личные впечатления? Как Вы считаете, там сейчас можно спокойно провести референдум?
М.Мень: У меня впечатление такое, что спокойно там сделать вообще ничего нельзя. Потому что сам дух этого серьезного конфликта, если не сказать больше, витает в воздухе. Конечно, можно пытаться ждать, когда произойдет еще какая-то стабилизация, когда еще отловят одну, две или три банды боевиков. Но, наверное, это не принципиально сейчас. Важно некое волеизъявление людей мирных, которых я видел, с которыми я разговаривал, и которые действительно не совсем скептически относятся к проведению референдума. Они действительно реально верят, что это некое действо, пусть даже знаковое, символическое, но все-таки действо, от которого пойдет движение вперед, хоть какую-то форму управления республика обретет. И раз такая надежда у людей есть, значит, референдум нужно проводить.

M.Королева: Чечня и Москва связаны, особенно в последнее время, и в сознании москвичей в том числе, тесно не только процессом восстановления в Чечне или военными действиями в Чечне. Как Вы знаете, грузовики с тротилом въезжали не только в здание правительства, но и в Москву они въехали свободно. И был тот самый теракт на Дубровке, и те три дня, и гибель людей. Сегодня на заседании столичного правительства... я цитирую главу УФСБ по Москве и области Виктора Захарова, который утверждает, что Шамиль Басаев угрожает новыми крупными терактами в Москве. Как раз сегодняшнее заседание правительства посвящалась проблемам безопасности москвичей. О чем там шла речь, и какие меры предполагается предпринять, для того чтобы эта безопасность была не на словах?
М.Мень: Сегодня обсуждалась большая программа по безопасности, в которую включено было практически все. Имеется в виду, включено все, что касается безопасности города и городских объектов. И, в конечном итоге, отталкиваясь от тех отраслей, которые курирую в правительстве я, даже был поднят вопрос об охране спортсооружений. Разговор зашел не только о спортсооружениях, но и вообще обо всех сооружениях, которые посещают массовые скопления людей. Можно, конечно, говорить о том, что любая программа это лишь некая декларация. Но в данном случае это не декларация, это серьезный труд, подготовленный совместно специалистами из правительства города и из ГУВД города. И есть определенные цифры, которыми те или иные действия, забитые в эту программу, обеспечены.

M.Королева: Дело в том, что мы, журналисты по крайней мере, получая новости, привыкли к тому, что меры безопасности это всегда некая кампания. Вот, что-то случилось, нам сообщают о том, что приняты меры, что некие усиленные режимы вводятся, усиливаются патрули, на улицы выходят дополнительные наряды милиции, и т.д. Проходит 2-3 дня, и все это сходит на нет. В данном случае речь шла о каком-то временном усилении этих мер или о некоем постоянном комплексе мер?
М.Мень: Нет, здесь именно речь шла о постоянном объеме мер. Тем и отличается кампания от некой кампанейщины, когда мы поднимаем какую-то бучу, начинаем разговаривать на определенную тему, и потом, со временем, она через несколько дней растворяется. Здесь серьезный труд, который готовился специалистами, и он рассчитан вплоть до 2005 года.

M.Королева: О чем конкретно идет речь, если в нескольких словах?
М.Мень: Речь идет в том числе и об обеспечении правоохранительных органов соответствующей техникой, соответствующей заработной платой, то есть их социальном обеспечении. Это, кстати, очень немаловажные факты, потому что мы прекрасно понимаем то, что если у людей, работающих в правоохранительных органах, совершенно не решены социальные вопросы, они вряд ли встанут серьезно на границе добра и зла. Поэтому здесь этому придавалось много значения. Много придавалось значения по техническим задачам, которые стоят под всеми объектами, о которых я говорил. Вообще, все объекты, где скопления людей. А это все деньги.

M.Королева: Кстати, все деньги. И деньги откуда?
М.Мень: Из бюджета, естественно. На базе программы, в принципе, составляется бюджет.

M.Королева: Ваше личное впечатление. Как Вы считаете, сейчас в Москве, сегодняшней, завтрашней, послезавтрашней, возможен такой же теракт, который был совершен в октябре?
М.Мень: Мне бы не хотелось гадать и говорить, что возможен, или что мы на сегодняшний день стали более осмотрительными. Безусловно, так сказать нельзя. Но я могу одно сказать. Городская власть, мэр и правительство Москвы, мы делаем все, что в наших силах. Все, что возможно. И рассмотрение сегодняшнего вопроса, в том числе и те финансы, которые выделяются, хотя Вы знаете, что ГУВД это структура, вертикально подчиненная МВД, но мы ни в коем случае не отстраняемся от всех этих проблем, как городская власть. Я все-таки хотел бы надеяться, что мы на сегодняшний день уже более опытные, и таких вещей мы будем стараться не допустить. По крайней мере, что зависит в части, касаемой задач, которые стоят перед правительством города.

M.Королева: Какую оценку бы Вы сейчас поставили безопасности города, исходя из обычной школьной системы, от "единицы" до "пятерки"?
М.Мень: Мне хотелось бы, чтобы это все-таки была оценка "удовлетворительно". Пусть с минусом, но "удовлетворительно".

M.Королева: Вы имеете в виду "тройку"?
М.Мень: Да.

M.Королева: То есть сейчас это именно так?
М.Мень: На мой взгляд, так. Конечно, ниже оценку дать нельзя, потому что это уже совершенно другие регионы. А выше оценку... Я не привык давать высшую оценку структуре, в которой я работаю. Наверное, это будет не совсем корректно. Я думаю, и радиослушатели неправильно меня поймут, если я буду давать такую оценку.

Радиостанция "Эхо Москвы", 14 января 2003 г.



Док. 281857
Опублик.: 07.03.07
Число обращений: 420

  • Мень Михаил Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``