В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Президент Торгово-промышленной палаты, академик РАН Евгений Примаков: `Россию подталкивают к гонке вооружений` Назад
Президент Торгово-промышленной палаты, академик РАН Евгений Примаков: `Россию подталкивают к гонке вооружений`
Ближний и Средний Восток становится все более значимым регионом для России. Американские военные открыто обсуждают планы нанесения ударов по Ирану, размещение в Восточной Европе своей системы противоракетной обороны (ПРО) США опять-таки увязывают с "иранской угрозой". Иракский вопрос, палестино-израильский конфликт - тоже в числе приоритетов внешней политики РФ. О своем видении всех этих проблем, как и об отношениях России с бывшими советскими республиками, в интервью "Новым Известиям" рассказал экс-глава МИД России, президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик РАН Евгений ПРИМАКОВ.

- Евгений Максимович, события вокруг Ирана все больше напоминают подготовку США к войне с Ираком. Как вы считаете, Америка повторит этот сценарий?

- Многие мировые СМИ действительно помещают сообщения о том, что США уже разработали план ударов и ракетами, и бомбами по Ирану, если он не отступится от своих планов по обогащению урана. Хотел бы надеяться, что эти "утечки" из Пентагона сделаны, все-таки для запугивания иранцев. Если же за этим действительно стоит план нанесения удара, это очень плохо. Американцам нужно десять раз подумать, к чему это может привести. Это станет катастрофической ошибкой, последствия которой могут быть очень неблагоприятными для всех.

- После наших споров с Украиной и Белоруссией вокруг цен на энергоресурсы, торговых войн с Грузией и Молдавией многие аналитики заговорили о том, что Россия создает вокруг себя ближнее кольцо стран-недоброжелателей. Но зачем нам плодить новых недругов?

- Никого мы не плодим. Думаю, что нет и никакого кольца государств- недоброжелателей. Это неточное выражение, скорее всего, на совести журналистов. Почему так считаю? Однозначно политику всех перечисленных стран в один цвет никак не окрасишь. Тем более трудно обвинить в антироссийских настроениях их население. Конечно, без каких-то ошибок и у нас не обходится. Но правильность российского курса, на мой взгляд, заключается в том, чтобы Содружество срослось с линией на развитие рыночного хозяйства, которую мы ведем. Полагаю, что недавние споры и недопонимание с той же Белоруссией из-за цен на энергоносители сойдут на нет. Надеюсь, что и у нас, и в Минске понимают, что ни в коем случае нельзя отказываться от идеи создания Союзного государства. Но чтобы достичь желаемого, необходимо, и в первую очередь руководителям, не допускать в эту деликатную ткань межгосударственных взаимоотношений какие-то личные эмоции.

- А есть ли в принципе, на ваш взгляд, будущее у СНГ?

- Думаю, есть. Но для этого всем странам Содружества нужно многое сделать. И заметьте, никто силком в Содружестве никого не держит. Хочет Туркмения быть ассоциированным членом СНГ - пожалуйста, кто же против. Скажу так: СНГ продолжает существовать и работать в самых различных форматах - таких, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), где успешно решаются задачи формирования общего таможенного тарифа, расширения сотрудничества в валютно-финансовой области... Качественно новый уровень приобрела и организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Она в какой-то степени даже цементирует само СНГ. Сохранение и развитие Содружества в нынешних условиях - нелегкая задача, но все-таки, как показывает жизнь, решаемая.

- Давайте вернемся к Ближнему Востоку. Для всех уже давно очевидно, что Россия - далеко не та супердержава, какой был когда-то СССР. Насколько нашей стране вообще необходимо участие в ближневосточных делах?

- Не надо преуменьшать место России в сегодняшнем мире, Россия, конечно, не СССР, но остается единственным государством, которое сопоставимо с США своими ядерными силами. Россия, - постоянный член Совета Безопасности ООН, опять же, член квартета (США, Россия, ЕС и ООН), который занимается посреднической миссией на Ближнем Востоке. Наконец, Россия - страна со стабильно растущей экономикой. Темп ее роста в последние годы в два раза превышает общемировой. Не надо забывать и о том, что Россия - богатейшая страна и по природным ресурсам, и по интеллектуальному потенциалу. Мы заинтересованы в стабильности в регионе, который, как говорится, у нас под боком, в усилении экономических связей со странами Ближнего Востока. В этих условиях отказ России от активной роли в нормализации ситуации в регионе был бы непонятным с точки зрения национальных интересов. В то же время РФ может очень много сделать здесь. Может быть, даже больше, чем многие другие. Думаю, что так же, как без США не добиться здесь умиротворения, не достичь его и без России. Именно, у нас, не в пример другим, хорошие отношения с Сирией, Ираном, налажены контакты с ХАМАС, с "Хезболлой". Бесспорно, мы можем сыграть на Ближнем Востоке стабилизирующую, миротворческую роль. И мы должны сделать это.

- Еще в 1996 году вы высказывались категорически против приближения военных баз НАТО к границам России. Сейчас это свершившийся факт. Больше того, на территории некоторых новых членов Североатлантического союза американцы собираются разместить новые базы и системы своих ПРО. В какой степени эти действия представляют угрозу России?

- Когда в 1996 году я стал министром иностранных дел, то одной из первых стала задача определиться в отношении расширения НАТО на Восток. Тогда мы в МИДе пришли к выводу, что воспрепятствовать расширению мы просто не можем. Дело в том, что многие страны по разным причинам сами стремились стать членами Североатлантического союза. Тогда было много переговоров - настоящий дипломатический марафон, который и привел к "Основополагающему акту о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора". Документ был подписан в Париже 27 мая 1997 года главами всех стран, входивших в НАТО, включая и Билла Клинтона, а также президентом Борисом Ельциным. Согласно Акту на территории новых членов НАТО запрещалось размещать ядерное оружие, создавать инфраструктуру для последующего развертывания такого оружия, иметь на постоянной основе значительные войсковые подразделения, перебрасываемые с территорий старых членов НАТО... Сейчас эти договоренности нарушаются в полной мере. Так, заявлено, что в Румынии и Болгарии будут созданы базы США и на них разместятся достаточно крупные воинские контингенты. А на территории Чехии и Польши планируется построить системы американской ПРО. Это вызывает у России озабоченность. По-моему, эти действия у наших границ, помимо всего прочего, являются подталкиванием России к гонке вооружений. США очень выгодно, чтобы мы участвовали сейчас в ней. Ведь у них, по сравнению с нами, несопоставимо высокий военный бюджет. И если мы начнем влезать в эту гонку, у нас затормозится все развитие страны, ее экономики, которая, слава богу, набирает силу. Поэтому очень логично прозвучало заявление руководства страны о том, что наш ответ будет адекватным, но ассиметричным. Имелось в виду, что такой ответ будет менее затратным, но существенно повысит надежность и эффективность российской ядерной триады. Тем самым мы не подтвердили надежды тех, кто делает ставку на истощение России через гонку вооружений по такому плану, по какому нам хотят ее навязать.

- Недавно, как президент ТПП, вы ездили в Латвию. О чем, если не секрет, шел разговор с президентом Вайрой Вике-Фрейбергой?

- Во-первых, о подписании Договора о границе между Россией и Латвией. Он готов к подписанию уже давно, но был "заморожен" нами после того, как латвийское правительство в обязательном порядке сопроводило его соответствующими комментариями, из которых стало ясно, что в будущем Латвия могла бы претендовать на какие-то российские территории. Но вот недавно объявлено, что парламент Латвии принял решение о передаче мандата на подписание этого договора правительству. В этом решении уже ни слова не сказано о скандальном приложении, которое аннулируется. Более того, правительство примет постановление о подписании такого договора, в котором, по словам премьера, будет ясно заявлено о приверженности латвийской стороны принципам ОБСЕ о нерушимости границ. Никаких ссылок ни на какие другие документы не будет. Это даст большой импульс для развития отношений между нашими странами, поможет расширению бизнес-контактов между Россией и Латвией. Конечно же, шел разговор и о положении русскоязычного населения Латвии. Меня эта тема, как и любого нашего гражданина, волнует. Я встречался не только с официальными лицами, но и с нашими соотечественниками, живущими там. Главная проблема заключается в том, что сейчас примерно 400 тысяч живущих в Латвии русскоговорящих считаются "негражданами". Они не имеют тех гражданских прав, которыми пользуется коренное население, являясь, таким образом, "гражданами второго сорта". Многие латвийские политики, в том числе и некоторые руководители страны, считают, что число так называемых "неграждан" надо сокращать, а тем, кто не получит в ближайшее время гражданства, дать возможность участвовать в муниципальных выборах.

- Евгений Максимович, справедливо считается, что вы мастер политических переговоров. Скажите, в этом многолетнем калейдоскопе переговоров, встреч, бесед были такие, которые вы и сейчас как-то выделяете, встречались собеседники, от которых осталось неизгладимое впечатление?

- Все свои встречи, беседы хорошо помню, как будто все было вчера. И с Фиделем Кастро, с Бушем-старшим, с тем же Саддамом Хусейном много раз встречался. Последняя встреча с ним была за три недели до начала американской операции в Ираке. Я полетел туда по указанию нашего президента с его устным посланием. У меня тогда сложилось впечатление, что Саддам Хусейн рассчитывал на то, что, как это и было во время войны в зоне Персидского залива в 1990 году, американцы, в конце концов, не разрушат его режим, который им нужен как "противовес" Ирану. Но я бы все-таки не выделял какие-то отдельные встречи. Конечно, кто-то был более приятен, кто-то менее. Если говорить о моих американских партнерах, то госсекретарь США Уоррен Кристофер оказался менее симпатичен, чем сменившая его в 1997 году Мадлен Олбрайт. Тогда я был министром иностранных дел и часто встречался с Олбрайт: на заседаниях Контактной группы по Югославии, в связи с событиями в Ираке, подготовкой "Основополагающего акта", который мы делали для минимизации потерь для нас в связи с расширением НАТО. Кстати, коли заговорили о Мадлен Олбрайт, скажу, что во время заседаний Контактной группы по Югославии ни она и вообще никто из участников не выступал - ни прямо, ни косвенно - за выделение Косово в самостоятельное государство. Дальнейшее развитие событий - еще один пример отсутствия последовательности в политике наших западных партнеров. Хорошее впечатление осталось от встреч с еще одним бывшим госсекретарем США Джеймсом Бейкером. Кстати, не так давно независимая комиссия, возглавляемая Джеймсом Бейкером и еще одним влиятельным политиком демократом Ли Гамильтоном, призвала руководство США к выводу американских войск из Ирака и подключению к процессу замирения Ирана и Сирии. Я бы тоже подписался под этим разумным призывом.

13 марта 2007 г.
ВИКТОР ВОДОЛАЖСКИЙ, "Новые Известия"

2003, "ЗАО "Газета Новые Известия"

Док. 283200
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 614

  • Примаков Евгений Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``